ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2431/2022 от 18.01.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

УИД: 78RS0019-01-2020-003794-83

Рег. № 33-2431/2022 Судья: Гончарова Е.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Нюхтилиной А.В.,

судей

Мирошниковой Е.Н., Овчинниковой Л.Д.,

при секретаре

Шипулине С.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 января 2022 года гражданское дело № 2-966/2021 по апелляционной жалобе Фесенко Юлии Александровны, Кудрявцева Владимира Юрьевича, Кудрявцевой Галины Викторовны, Жижова Владимира Дмитриевича, Жижова Алексея Владимировича на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2021 года по иску Фесенко Юлии Александровны, Кудрявцева Владимира Юрьевича, Кудрявцевой Галины Викторовны, Жижова Владимира Дмитриевича, Жижова Алексея Владимировича к Комитету имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу о признании права собственности на земельный участок, обязании поставить земельный участок на кадастровый учет.

Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., выслушав объяснения истцов Жижова В.Д., Фесенко Ю.А., Кудрявцева В.Ю., представителя истцов Кудрявцева В.Ю. и Кудрявцевой Г.В. - Черниковой Н.К., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы Фесенко Ю.А., Кудрявцев В.Ю., Кудрявцева Г.В., Жижов В.Д., Жижов А.В. обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлению Росреестра по Санкт-Петербургу с требованием о признании права собственности на земельный участок, обязании поставить земельный участок на кадастровый учет.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками помещений (квартир) в многоквартирном доме 15 по улице . Всего в многоквартирном доме имеется 3 квартиры. 23.03.2015 в соответствии с установленным порядком на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 20.03.2015 истцом Кудрявцевым В.Ю. было подано заявление о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В тот же день заявление было принято Комитетом и открыто дело по земельному участку №.... На основании поданного заявления Комитет осуществил формирование земельного участка многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, д.15, площадью 1835 кв.м: 1) было принято распоряжение Комитета от 29.08.2019 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, д.15»; 2) 04.07.2017 в соответствии с указанным выше распоряжением кадастровым инженером Сиверцевой Катериной Алексеевной был выполнен межевой план земельного участка. 06.07.2017 межевой план был передан в Комитет; 3) 20.07.2017 Комитет направил в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1835 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, д.15 (рег.№... от 20.07.2017 г.). Рассмотрев данное заявление, ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» приняло решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка. Решение филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по СПб мотивировал пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. Положения пп.4 п.3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к образованию на застроенных территориях земельных участков, предназначенных для нового строительства, с целью упорядочить уплотнительную застройку. В данном случае речь идет не об образовании нового земельного участка с целью новой застройки, а о формировании земельного участка для уже существующего много лет многоквартирного дома. Комитет не предпринял для обжалования незаконных действий филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» никаких действий. В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» решение ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» может быть обжаловано в административном порядке заявителем, либо его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционной комиссии. Поскольку в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» обязанность сформировать земельный участок и представить заявление и необходимые документы для осуществления кадастрового учета земельного участка лежит на Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, то, именно, Комитет (как заявитель) был вправе подать жалобу в апелляционную комиссию при органе кадастрового учета и, в случае необходимости, обратиться с заявлением в суд. Ни Комитет, ни кадастровый инженер не подали жалобу в апелляционную комиссию. Истцам право обращения в апелляционную комиссию не предоставлено, поскольку они не являлись заявителями. Без обращения в апелляционную комиссию невозможно обращение в суд с иском об оспаривании незаконных действий Управления ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу». В результате незаконного отказа ответчика - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» поставить на кадастровый учет сформированный земельный участок площадью 1835 кв. м многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, , нарушено право истцов на получение данного земельного участка в общую долевую собственность. На основании изложенного истцы просят признать право общей долевой собственности истцов на сформированный земельный участок многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, , площадью 1835 кв. м в соответствии с представленным межевым планом; обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу» поставить на кадастровый учет земельный участок многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, .

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований истцам отказано (л.д. 282-292 т.1).

Не согласившись с данным решением суда, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить, принять новое решение, которым признать право собственности истцов на сформированный земельный участок многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, , площадью 1935 кв.м в соответствии с представленным межевым планом; обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербурга поставить на кадастровый учет земельный участок много квартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, (л.д. 3-7 т. 2).

Истцы Кудрявцева Г.В., Жижов А.В., представители ответчиков Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, ФГБУ «ФКП Росреестра по Санкт-Петербургу», Управление Росреестра по Санкт-Петербургу на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о причинах неявки не сообщили.

Истец Кудрявцева Г.В. направила в суд своего представителя. Истец Жижов А.В. извещен судом посредством направления судебной повестки заказным письмом с уведомлением, которое получено им согласно отчету об отслеживании почтового отправления 30.12.2021.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав объяснения явившихся в суд истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Жижов В.Д. и Жижов А.В. являются собственниками квартиры № 2, расположенной в многоквартирном доме 15 по улице (л.д.76-78 т.1).

Фесенко Ю.А. является собственником квартиры № 3, расположенной в многоквартирном доме 15 по улице (л.д.79-82 т. 1).

Право собственности в отношении квартиры № 1, расположенной в многоквартирном доме 15 не зарегистрировано (л.д.74-75 т.1).

На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, , находящемся в самоуправлении от 20 марта 2015 года, принято решение об оформлении права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с оплатой работ по межеванию земельного участка за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.

23.03.2015 в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от Кудрявцева В.Ю. (действующего в интересах всех собственников) поступило заявление о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

После проведения обследования земельного участка, сбора дополнительных сведений и документов, проведения геодезических работ, на основании заявления Кудрявцева В.Ю., 29 августа 2016 года КИО Санкт-Петербурга утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д. 32 т.1).

После составления межевого плана в отношении спорного земельного участка 20 июля 2017 года, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, действуя в пределах своих полномочий, обратился в Отдел кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.

03 августа 2017 года в адрес Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от Управления Росреестра по Санкт-Петербургу было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета. Согласно уведомлению, утвержденный проект межевания территории является основанием для выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ, для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо представить указанный документ. Представленный в орган кадастрового учета межевой план не содержит сведений о том, что образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Документация по планировке территории с межевым планом не представлена (л.д. 143-144 т. 1).

05 декабря 2017 года Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с отсутствием устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (л.д. 145 т.1).

Право собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, , не зарегистрировано (л.д.83, 85).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь п.3 ст.6, п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч.3 и 4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч.1 ст.3, п.7 ч.2 ст.14, п.1 ч.2 ст.24.1, п.13 ч.1 ст.32, п.3 ч.11 ст.41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции от 01.07.2017, действующей в период обращения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка), п.п. 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", принимая во внимание, что доказательств устранения недостатков, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета земельного участка, истцами не представлено, ранее учтенным земельный участок не являлся, в соответствии с требованиями закона границы земельного участка не установлены, не определены его индивидуальные характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи, а также принимая во внимание, что регистрирующим органом недвижимости является Управление Росреестра по Санкт-Петербургу, пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований в части обязания филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу поставить на кадастровый учет земельный участок многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, , не имеется.

Доводы истцов о том, что утверждение проекта межевания территории требуется только для образования земельного участка, а спорный земельный участок не требует его формирования, суд полагал несостоятельными.

Кроме того, суд не нашел оснований для признания за истцами права общей долевой собственности на земельный участок, поскольку спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, не сформирован, не идентифицирован и не выделен в установленном законом порядке, следовательно, отсутствует как объект права, в связи с чем пришёл к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании права общей долевой собственности истцов на сформированный земельный участок многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, , площадью 1835 кв. м.

При этом судом отмечено, что согласно ст.4 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав - с другой.

Принимая во внимание, что истцам было известно о приостановлении регистрации земельного участка, являясь заинтересованными лицами, они не были лишены права своевременного обжалования уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета, решения об отказе в постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, а также действий (бездействия) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга.

Также суд учёл, что истцы не лишены возможности обратиться в соответствующие органы государственной власти, а также Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в установленном законом порядке с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда.

В апелляционной жалобе истцы, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, указывают, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения настоящего дела, и проигнорировал имеющиеся в деле доказательства, поскольку земельный участок многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, , сформирован и идентифицирован в установленном законном порядке кадастровым инженером Сиверцевой К.А. на основании договора с Комитетом от 27.06.2017 № 16-477 подготовлен межевой план земельного участка, определены его координаты и площадь (1835 кв.м); распоряжением комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 29.08.2016 № 3152-РЗК утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Истцы полагают, что недостатков, которые являлись бы препятствием для осуществления государственного учета, не имелось. В данном случае земельный участок формируется (образуется) с целью его предоставления собственникам расположенного на нем здания (многоквартирного дома), следовательно, проекта межевания для его формирования не требуется.

Судебная коллегия отклоняет указанные доводы и полагает необходимым отметить следующее.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 4.2 ст. Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» границы, определенные характерными точками, являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П, если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой собственности и других вещных прав", разъяснено, что при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Из ч.ч. 2 - 5 ст. 16 указанного Федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в п.п. 66, 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22) следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в ЕГРН.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

На основании ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

На территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельных участков под многоквартирным домом осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2005 № 25-рп «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом» и распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.06.2006 № 1555-рк «О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом» (действующий в юридически значимый период).

Из разделов 2 и 3 Распоряжения Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 11.08.2006 № 1555-рк (далее – Распоряжение) следует, что порядок формирования земельных участков состоит из следующих этапов:

1) прием заявления о формировании земельного участка для многоквартирного дома;

2) формирование дела по земельному участку, которое включает:

- проведение районным отделом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по месту нахождения земельного участка полевого обследования земельного участка, по результатам которого составляется акт полевого обследования (п.3.1.2 Распоряжения).

- по результатам полевого обследования земельного участка, а также исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости Санкт-Петербурга, и документов, представленных Уполномоченным лицом, районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга изготавливает схему границ земельного участка в масштабе 1:2000, подлежащего формированию для многоквартирного дома (п. 3.1.3 Распоряжения);

подготавливает за подписью заместителя председателя Комитета запросы в Комитет по градостроительству и архитектуре (далее - КГА), а при необходимости в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и в иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (п. 3.1.4 Распоряжения);

в пятидневный срок с момента получения из КГА заключения о границах земельного участка и ограничениях (обременениях, сервитутах) земельного участка с приложением схемы земельного участка в масштабе 1:2000, на которой указаны ориентировочные границы земельного участка, направляет Уполномоченному лицу подписанную начальником районного отдела Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга копию схемы границ земельного участка для обращения в топогеодезическую организацию, включенную в реестр организаций, выполняющих работы по межеванию земельных участков на территории Санкт-Петербурга, для заключения договора на проведение работ по межеванию земельного участка (п. 3.6, п. 3.6.3 Распоряжения);

производит проверку и приемку работ по межеванию земельного участка, осуществленных топогеодезической организацией (п. 3.8 Распоряжения);

Управление землеустройства в трехдневный срок с момента приемки работ по межеванию осуществляет подготовку проекта распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка (п. 3.9 Распоряжения);

3) после подписания распоряжения Комитета об утверждении границ земельного участка районный отдел Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга осуществляет в установленном порядке подготовку материалов для государственного кадастрового учета земельного участка (п. п. 3.10 - 3.11.2 Распоряжения).

Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление проекта межевания территории, на которой расположен земельный участок, для кадастрового учета участка не является обязательным. Кадастровый учет участка возможен на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 № 921.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, документация по планировке территории (проекты межевания территорий) (пп. 3,4,5 п. 22 Приказа № 921). Если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в пп. 4,5,7 и 8 п. Приказа № 921, копии таких документов включаются в состав Приложения межевого плана.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга обратился в Управление Росреестра для постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного под многоквартирным домом с кадастровым №..., в состав которого входят квартиры истцов. Однако в учетно-регистрационных действиях Комитету после приостановления регистрации и не выполнения соответствующих указаний Управления Росреестра было отказано. Основанием для приостановления и последующего отказа послужило отсутствие надлежащего документального оформления установления границ земельного участка.

Истцы о признании незаконным бездействия Комитета, выразившимся в не предоставлении Управлению Росреестра необходимого и полного пакета документа, не обращались. Решение Управления Росреестра от 05.12.2017 также не обжаловалось, соответственно является действующим.

Между тем, необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации внесены изменения, распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие до 27.06.2019, согласно которым:

- образование земельного участка для целей, предусмотренных ст. 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",

образование земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами,

а также образование земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений, были исключены из списка, которым предусматривалось обязательное предоставление проекта межевания, тем самым, законодатель разрешил оформлять образование земельного участка расположенного под многоквартирным домом схемой расположения земельного участка.

Между тем, установленный п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка истек.

В соответствии с разъяснениями п.п. 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", государственный регистратор не является ответчиком по спорам о признании права собственности, а обязать регистрирующий орган совершить определенные действия возможно только путем обжалования его решений, действий (бездействий) в порядке, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время оснований для признания права собственности истцов на неучтенный спорный земельный участок, не имеется, при этом обязание Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, поставить на кадастровый учет земельный участок многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лисий Нос, , учитывая не оспоренное решение Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 05.12.2017 об отказе в осуществлении кадастрового учета, неправомерно.

Однако указанные обстоятельства не препятствует истцам во внесудебном порядке повторно обратиться в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, доводы которой сводятся к несогласию с выводами суда и оценкой представленных по делу доказательств, оцененных судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.01.2022.