ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2436/2022 от 07.09.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Короткова О.И. Дело № 33-2436/2022

2-296/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 сентября 2022 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,

судей Савченковой Н.Н., Сандуляк С.В.,

при секретаре Алешиной В.М.,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района г. Орла к казенному учреждению здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка», Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности,

по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 21 января 2022 г., которым постановлено:

«исковые требования прокурора Советского района г. Орла к казенному учреждению здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка», Департаменту здравоохранения Орловской области о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности – удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области в срок до 01 июля 2022 г. с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение охраны объекта (территории) казенному учреждению здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка» сотрудниками охранной организации.

Обязать казенное учреждение здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка» в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств принять меры по заключению договора с охранной организацией».

Заслушав доклад судьи Савченковой Н.Н., объяснения помощника прокурора ФИО9., представителей казенного учреждения здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка» ФИО10., Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Орловской области» ФИО11., возражавших по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Советского района г. Орла, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к казенному учреждению здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка» (далее - КУЗ ОО «Специализированный дом ребенка», Учреждение), Департаменту здравоохранения Орловской области (далее - Департамент) о возложении обязанности устранить недостатки антитеррористической защищенности.

В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении Учреждения, которой установлено частичное выполнение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов. Учреждением в нарушение п. 16 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. № 8 (далее – Требования), не организована охрана объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций. Не выполнение Учреждением и Департаментом требований к обеспечению охраны объекта отрицательно сказывается на безопасности и антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в Учреждении.

Просил суд обязать Департамент в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение охраны объекта (территории) Учреждения сотрудниками охранной организации, обязать Учреждение в течение одного месяца со дня поступления денежных средств принять меры по заключению договора с охранной организацией.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент не согласился с решением в части возложения на него обязанности профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение охраны объекта (территории) Учреждения сотрудниками охранной организации, ввиду его незаконности и необоснованности.

Полагает, что Учреждение, как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеет в своем распоряжении денежные средства, полученные от приносящей доход деятельности, помимо указанных денежных средств Учреждение распоряжается выделяемыми ей средствами обязательного медицинского страхования. Располагая указанными денежными средствами, Учреждение имеет возможность самостоятельно выполнить мероприятия по обеспечению охраны своей территории и не нуждается в финансировании Департаментом.

Ссылается, что единственным источником финансирования Департамента является бюджет Орловской области, поэтому отсутствие в бюджете области статьи расходов на финансирование мероприятий по обеспечению безопасности Учреждения, влечет невозможность исполнения возложенных судом обязанностей. Исходя из того, что бюджет Орловской области на текущий год не предусматривает расходы на финансирование мероприятий Учреждения по обеспечению антитеррористической безопасности, при этом, новые бюджетные ассигнования могут быть включены в областной бюджет только в начале финансового года, решение суда в обжалуемой части противоречит нормам действующего законодательства. Ссылается, что удовлетворение заявленных Прокуратурой требований противоречит нормам статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения условий выделения бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ)), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. (далее - Концепция), основной задачей противодействия терроризму является, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (пункт «д» статьи 11 Концепции).

В соответствии с пунктом 40 Концепции финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.

Из пункта 42 Концепции следует, что расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу с детьми или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, к числу которых относится приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации устанавливаются обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Из положений части 3.1.статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно пункту 1 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 января 2017 г. № 8, требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

К мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий), установленным Требованиями, относится антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории, которая обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) (подп. «а» п. 15).

В соответствие с подп. «г» пункта 16 (1) Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 Требований, дополнительно осуществляется обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

В силу пункту 2 части 5 статьи 27.1 Устава (Основного Закона) Орловской области от 26 февраля1996 г. № 7-ОЗ Правительство области в соответствии с компетенцией Орловской области и в пределах своих полномочий, установленных Уставом (Основным Законом) Орловской области, законом области осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремизму.

Постановлением Правительства Орловской области от 13 марта 2019 г. № 133 «О реализации отдельных полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что в целях разграничения отдельных полномочий органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области Департамент здравоохранения Орловской области участвует в организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности Орловской области или в ведении органов государственной власти Орловской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении КУЗ ОО «Специализированный дом ребенка». Проверкой установлено, что в отношении КУЗ ОО «Специализированный дом ребенка» установлена 3 категория опасности. В зависимости от установленной категории опасности защищенность объектов (территории) Учреждения должна обеспечиваться в соответствии с положениями подпункта «г» п. 16 (1) Требований, которые, как показала проверка, Учреждением в полном объеме не обеспечивается. Нарушение подпункта «г» п. 16 (1) Требований заключаются в том, что Учреждение, не привлекая сотрудников охранных организаций, обеспечивает безопасность объекта (территории) силами штатных сторожей.

Согласно Уставу КУЗ ОО «Специализированный дом ребенка», учредителем Учреждения является субъект Российской Федерации - Орловская область. Функции учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 4 Устава). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств Орловской области на основании бюджетной сметы (пункт 5 Устава).

Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых средств, являются средства, выделяемые целевым назначением из бюджетов Орловской области, согласно утвержденной учредителем сметы; имущество переданное Учреждению его собственником или уполномоченным органом; доходы от приносящей доход деятельности, разрешенной уставом, добровольных взносов и пожертвований организаций, предприятий и граждан, иных источников, не противоречащих законодательству (пункт 21 Устава).

Принимая во внимание, что согласно пункту 40 Концепции обязанность по финансированию мероприятий по противодействию терроризма осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только Учреждения, но и Департамента.

Установив факт нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности Учреждения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Довод жалобы, что Учреждение имеет возможность самостоятельно выполнить мероприятия по обеспечению охраны своей территории и не нуждается в финансировании Департаментом, судебная коллегия отклоняет. Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., Уставу (Основному Закону) Орловской области от 26 февраля1996 г. № 7-ОЗ, Постановлению Правительства Орловской области от 13 марта 2019 г. № 133 «О реализации отдельных полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», обязанность финансирования мероприятий по обеспечению антитриптической безопасности возлагается, в том числе, на субъекты Российской Федерации. Департамент здравоохранения Орловской области, как орган исполнительной власти специальной компетенции, наделен Правительством Орловской области полномочиями по организации выполнения подведомственными юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Аналогичная обязанность содержится п. 5.34 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399.

Ссылка ответчика на невозможность финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности Учреждения по причине отсутствия в смете бюджета предусмотренных на эти цели средств, является несостоятельной. Реализация мероприятий по антитеррористической безопасности, направлена на обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, и не может быть поставлена в зависимость от наличия финансирования.

Указанный в апелляционной жалобе довод о нарушении положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, фактически повторяет другие доводы апелляционной жалобы, которые были предметом проверки и оценки судебной коллегии, направлен на переоценку выводов суда первой инстанции и доказательств, положенных в основу оспариваемого решения.

Кроме того, в суде апелляционной инстанции представитель ответчика КУЗ ОО «Специализированный дом ребенка» ФИО12. пояснила, что Учреждение каких-либо самостоятельных доходов от своей деятельности не имеет, заявку на выделение денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение охраны объекта формирует и направляет в Департамент здравоохранения Орловской области.

В соответствии с положениями статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).

Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (п. 11).

Из анализа приведенных норм права и акта их толкования следует, что решение суда должно быть исполнимым.

Между тем, возлагая на Департамент обязанность профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение охраны объекта (территории) казенного учреждения здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка» сотрудниками охранной организации в срок до 01 июля 2022 г., суд в нарушение приведенных положений закона и разъяснений по их применению не учел принцип исполнимости судебного акта, не вынес на обсуждение вопрос о сроках его исполнения, чем нарушил процессуальный закон.

Поскольку судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта в части его исполнимости, а потому решение суда подлежит изменению, с установлением срока его исполнения до 31 декабря 2022г.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 21 января 2022 г. изменить в части установления срока исполнения Департаментом здравоохранения Орловской области мероприятий, направленных на обеспечение охраны объекта (территории) казенного учреждения здравоохранения Орловской области «Специализированный дом ребенка» сотрудниками охранной организации, до 31 декабря 2022 г.

В остальном решение Советского районного суда г. Орла от 21 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области без удовлетворения.

Мотивированный текст апелляционного определения составлен 14 сентября 2022 г.

Председательствующий

Судьи