ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2439/2016 от 18.10.2016 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Крысина З.В. Дело №33-2439/2016

Докладчик Демидчик Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Демидчик Н.В.,

судей Адушкиной И.В., Ериной Н.П.,

при секретаре Крыловой Е.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июля 2016 г.

Заслушав доклад судьи Демидчик Н.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее – Управление Росреестра по Республике Мордовия) о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что приказом от 12 мая 2016 г. уволена с должности начальника отдела ведения ЕГРП Управления Росреестра по Республике Мордовия с 16 мая 2016 г.

Формальным основанием к увольнению послужило сокращение должностей гражданской службы в государственном органе. Фактически занимаемая ею должность была сохранена и не попала под сокращение.

Кроме того, ей были предложены не все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы.

На замещение одной из вакантных должностей она дала согласие, однако была уволена.

Своё безосновательное увольнение рассматривает как дискриминацию ввиду обострения личных отношений с руководителем.

Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, размер компенсации которого она оценивает в 100 000 руб.

По этим основаниям просила суд:

признать незаконным и отменить приказ о её увольнении от 12 мая 2016 г. №186лс;

восстановить в занимаемой должности;

взыскать с ответчика 37 500 руб. в счет компенсации за время вынужденного прогула;

взыскать с ответчика 100 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июля 2016 г. иск оставлен без удовлетворения.

ФИО2 подала апелляционную жалобу на решение суда, указав, что: судом первой инстанции не установлен факт сокращения занимаемой ею должности; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела: так, структурное изменение отдела ведения ЕГРП, заключающееся в пополнении должностями из других отделов, фактически означало изменение организационных условий труда, предусмотренное статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации, а дополнение её служебных обязанностей являлось по смыслу статьи 72.1 Трудового кодекса Российской Федерации переводом на другую работу; нарушена процедура её увольнения по сокращению штата, поскольку ей была предложена не вакантная должность начальника отдела ведения ЕГРП, которую ранее уже заняла ФИО1

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. подала возражения на апелляционную жалобу, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы и законность решения суда первой инстанции.

Представитель Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО3 подала возражения на апелляционную жалобу и просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО2, её представитель ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО3 относительно апелляционной жалобы возразила.

В заключении прокурор Межевова Ю.В. просила оставить решение суда без изменения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО2 занимала должность начальника отдела ведения ЕГРП Управления Росреестра по Республике Мордовия.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. №1353 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии 12 февраля 2016 г. утвержден приказ №37-к, которым утверждена предельная численность должностей федеральной государственной службы территориального органа – 165 штатных единиц.

Численность Управления Росреестра по Республике Мордовия по состоянию на 01 января 2015 г. составляла 183 штатных единицы.

Приказом от 29 февраля 2016 г. №П/23 утверждены новая структура и штатное расписание Управления Росреестра по Республике Мордовия в количестве 165 штатных единиц.

Приказом от 18 марта 2016 г. №72-лс «О сокращении сотрудников, замещающих должности государственной гражданской службы» сокращены должности гражданских служащих Управления Росреестра по Республике Мордовия, в том числе должность начальника отдела ведения ЕГРП (пункт 3 приказа).

О предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности начальника отдела ведения ЕГРП ФИО2 предупреждена персонально и под роспись за два месяца до увольнения, что подтверждается уведомлением от 10 марта 2016 г. №01-10/2949.

Уведомлениями №01-10/3944 от 29 марта 2016 года, №01-10/4672 от 11 апреля 2016 года, №01-10/4831 от 13 апреля 2016 года, №01-10/5266 от 20 апреля 2016 года, 01-10/6028 от 06 мая 2016 года ФИО2 предложены имеющиеся вакансии для возможного замещения, в том числе должности начальника отдела ведения ЕГРП и заместителя начальника отдела ведения ЕГРП.

28 марта 2016 года должность начальника отдела ведения ЕГРП была предложена ФИО1, которая дала согласие на ее замещение в тот же день.

ФИО2 выразила согласие на замещение должности начальника отдела ведения ЕГРП 15 апреля 2016 г.

На заседании комиссии по сокращению штатной численности начальником отдела ведения ЕГРП предложено назначить ФИО1 с учетом её большого стажа работы по исполнению функций государственного регистратора (с <дата> года), отличное знание базы данных ЕГРП, порядок преобразования поступающих дел из ПК ПВД в ЕГРП, а также специфики взаимодействия с подведомственными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления и др.

Приказом от 12 мая 2016 г. №186-лс ФИО2 освобождена от занимаемой должности с 16 мая 2016 г. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным приказа об увольнении и восстановления истца в прежней должности, поскольку увольнение произведено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. №1353 в связи с оптимизацией структуры и штатной численности работников управления, срок и порядок увольнения работодателем соблюдены.

Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, и соответствует обстоятельствам дела.

Так, регулирование отношений, связанных с прохождением государственной службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

В соответствии со статьей 73 Федерального закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Следовательно, данной статьей предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

Согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.Обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения и разрешения данного дела, являлось установление факта сокращения занимаемой истцом должности.

Как установлено судом первой инстанции, в связи с сокращением штатных единиц ответчик приказом от 11 апреля 2016 г. №П/50 утвердил новые положения о структурных подразделениях Управления, где определены задачи и функции, в том числе отдела ведения ЕГРП, начальником которого являлась ФИО2

Как следует из Положения об отделе ведения ЕГРП задачи функции данного структурного подразделения по сравнению с предыдущими значительно расширились, что также подтверждается протоколом №1 заседания комиссии по организации сокращения штатной численности сотрудников и решению вопросов по их трудоустройству от 17 февраля 2016 г. из которого следует, что отдел ведения ЕГРП (9 шт. ед.) увеличен на 10 единиц. Создано совершенно новое подразделение хотя и с тем же наименованием, в задачи которого входят помимо учета и хранения разделов ЕГРП дел правоустанавливающих документов и книга учета документов, корректировка и преобразование поступающих дел из ПК ПВД в ЕГРП, обработка поступающих из районов дел списание дел в архив, а также взаимодействие с МФЦ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата», налоговой и миграционной службами, Пенсионным фондом и др.

Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом от 29 февраля 2016 г. №П/23, отдел ведения ЕГРП должен функционировать со штатной численностью 19 единиц.

Приказом от 30 мая 2016 г. №П/84 утверждены новые должностные регламенты федеральных гражданских служащих, замещающих должности федеральной гражданской службы, в том числе начальника отдела ведения ЕГРП.

При таких обстоятельствах является очевидным факт сокращения должности начальника отдела ЕГРП, занимаемой ФИО2

В силу части 1 статьи 31 Федерального закона при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 Федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Таким образом, названными нормами на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

В данном случае, должности начальника отдела и заместителя начальника отдела отнесены к ведущей группе должностей, категории «руководители».

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2, наряду с должностью начальника отдела, была неоднократно предложена (уведомления от 30.03.2016, от 10.05.2016) для замещения должность государственной гражданской службы заместителя начальника отдела ведения ЕГРП, то есть с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, от которой она отказалась.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе ФИО2 в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для её увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.

Разрешая дело в обжалуемой части, суд первой инстанции правильно применил законодательство, регулирующее спорные отношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и надлежаще оценив доказательства.

Ссылки в апелляционной жалобе на нормы Трудового кодекса РФ являются несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, нормы трудового законодательства применяются к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законом.

Довод о том, что ответчиком была предложена не вакантная должность начальника отдела, на замещение которой ранее согласился другой работник, не свидетельствует о нарушении процедуры увольнения, поскольку на момент предложения указанной должности истице она была вакантной, но представитель нанимателя государственного органа при назначении на нее отдал предпочтение другому работнику, также подлежащему сокращению.

При этом ФИО2 была повторно предложена надлежащая должность заместителя начальника отдела.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

оставить решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 июля 2016 г. без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 без удовлетворения.

Судья-председательствующий Н.В. Демидчик

Судьи И.В. Адушкина

Н.П. Ерина