ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-243/2018(33-6945/17) от 15.01.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-243/2018 (33-6945/2017)

судья Павлова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жилинского А.Г.

судей Лещевой Л.Л., Кардаша В.В.

при секретаре Епифанцеве И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 15 января 2018 года гражданское дело по иску Свободненского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности выполнить действия

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» Утюжниковой Л.Ю.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 7 ноября 2017 года, которым постановлено:

исковые требования Свободненского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в лице Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», в течение двенадцати месяцев с момента вступления в законную силу настоящего решения в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СИиП 35-01-2011», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, разместить предупредительные направляющие полосы, оборудовать информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения), предназначенными для инвалидов по зрению и отображающими информацию о помещениях в зданиях следующих железнодорожных вокзалов:

- железнодорожный вокзал на станции Шимановская, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>);

- железнодорожный вокзал на станции Свободный, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>);

- железнодорожный вокзал на станции Белогорск, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>);

- железнодорожный вокзал на станции Завитая, расположенный по адресу; <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>);

- железнодорожный вокзал на станции Бурея, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Бурея, <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>).

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета городского округа «<адрес>» государственную пошлину в сумме 6 000 руб.

Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия

установила:

Свободненский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что в прокуратурой проведена проверка в поднадзорных железнодорожных вокзалах, расположенных на Забайкальской железной дороге. В ходе проверки установлено, что на вокзалах Забайкальской РДЖВ - Шимановская, Свободный, Белогорск, Завитая, Бурея, находящихся в собственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги», при входах в здание вокзала отсутствуют информационные мнемосхемы и тактильные направляющие полосы. Между тем, действующее законодательство предусматривает обязательную установку при входах в здания массового посещения, включая железнодорожные вокзалы, для инвалидов по зрению информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании, и тактильных направляющих полос. Отсутствие информационных мнемосхем (тактильных схем движения), отображающих информацию о помещениях в указанных зданиях железнодорожных вокзалов и тактильных направляющих полос, обеспечивающих доступность вокзалов для граждан, имеющих инвалидность, посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижения ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав. Прокурор просил суд обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в лице Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу вынесенного по настоящему исковому заявлению судебного решения оборудовать в соответствие с требованиями «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп, населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от <Дата>, информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения), отображающими информацию о помещениях в здании, и тактильными направляющими полосами следующие железнодорожные вокзалы: железнодорожный вокзал на станции Шимановская, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>); железнодорожный вокзал на станции Свободный, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>); железнодорожный вокзал на станции Белогорск, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>); железнодорожный вокзал на станции Завитая, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>); железнодорожный вокзал на станции Бурея, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Бурея, <адрес> (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от <Дата>).

Определением от 20.09.2017 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Росжелдорпроект» (л.д. 102-103).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 174-183).

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» Утюжникова Л.Ю. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Выражает несогласие с выводом суда о распространении Свода правил 59.13330.2012СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения, а также на здания подлежащие ремонту и реконструкции. Указывает, что суд не учел годы постройки вокзалов Бурея - 1959 год, Завитая - 1989 год, Свободный – 1982 год, Шимановская – 2001 год, Белогорск – 1963 год. Указанные железнодорожные вокзалы не являются вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию, модернизацию после 1.07.2016, доказательств обратному, истцом не представлено. Со ссылкой на п. 1 ст. 42, ст. 44 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указывает, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только во вновь водимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию и модернизацию. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 26 ФЗ от 1.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения доступности инвалидов к объектам связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктурам, транспортным средствам применяются с 1 июля 2016 года исключительно во вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств. Указанные же выше вокзалы построены до июля 2016 года и реконструкцию и модернизацию не проходили. Считает необоснованной ссылку суда на положения ст. 15 вышеуказанного закона о необходимости согласования мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа. Указывает, что данное положение закона на спорные правоотношения не распространяется. Судом не принято во внимание то, что ответчиком принимаются все возможные действия по обеспечению доступности объектов пассажирской инфраструктуры указанной категории граждан. В частности, в соответствии с Паспортом доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов пассажирской инфраструктуры № 1 от 9.09.2016 на вокзале ст. Шимановская оказывается систематическая помощь категории маломобильных пассажиров категорий С, К, Г (с нарушением слуха, зрения, использующих кресла-коляски) по обеспечению доступности билетных касс, санузлов, комнат длительного отдыха, перемещения по вокзальному комплексу и территории вокзала, в том числе посадка/высадка, по вокзалу ст. Свободный оказывается систематическая помощь указанной категории граждан по обеспечению доступности билетных касс, санузлов, комнат длительного отдыха, зоны повышенной комфортности, по вокзалу ст. Завитая - по обеспечению доступности билетных касс, по вокзалу ст. Бурея – по обеспечению доступности билетных касс и санузлов, по вокзалу ст. Белогорск - по обеспечению доступности билетных касс, санузлов, пассажирских платформ (л.д. 186-190).

В возражениях на апелляционную жалобу Свободненский транспортный прокурор Личман С.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 202-206).

Третье лицо АО «Росжелдорпроект», извещенное о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, представителя не направило.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав пояснения представителя ответчика ОАО «РЖД» в лице Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» Альметкина В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры Морозовой Е.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, и следует из материалов дела, что в собственности открытого акционерного общества «Российские железные дороги», находятся следующие железнодорожные вокзалы: железнодорожный вокзал на станции Шимановская, расположенный по адресу: <адрес>; железнодорожный вокзал на станции Свободный, расположенный по адресу: <адрес>; железнодорожный вокзал на станции Белогорск, расположенный по адресу: <адрес>; железнодорожный вокзал на станции Завитая, расположенный по адресу: <адрес>; железнодорожный вокзал на станции Бурея, расположенный по адресу: <адрес>, пгт. Бурея, <адрес>. Указанные железнодорожные вокзалы состоят на балансе и обслуживаются Забайкальской региональной дирекцией железнодорожных вокзалов - структурным подразделением Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД».

Согласно информации Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» от 30.06.2017 № 473 на вокзалах Забайкальской РДЖВ - Шимановская, Свободный, Белогорск, Завитая, Бурея при входах в здание вокзала отсутствуют информационные мнемосхемы и тактильные направляющие полосы (л.д. 8).

Согласно ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ», перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии, соответствовать требованиям градостроительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливает, что объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.

Выявленные нарушения не относятся к капитальной реконструкции объекта недвижимости, но при этом препятствуют в полной мере лицам, с ограниченными физическими возможностями, а также иным маломобильным группам населения пользоваться предоставляемыми перевозчиками услугами, что нарушает права и интересы названной категории граждан на равное с другими участие в жизни общества.

Правила, предусмотренные СП 59.133330.2012, применяются в совокупности с нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов», «О техническом регулировании», Технического регламента «О безопасности зданий и сооружений» и предполагают «разумное приспособление» объекта для нужд маломобильных граждан. При этом добровольность применения стандартов не исключает обязанности пользователя транспортной инфраструктуры обеспечить исполнение требований федерального законодательства о доступности названной категории граждан к инфраструктуре.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 19.12.2013 № 473, перевозчики, владельцы инфраструктур и иные организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, поездов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Согласно положениям п. 5.2.3 «СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 70, установлено, что участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Рекомендуется предусматривать световые маячки. Зоны «возможной опасности» с учетом проекции движения дверного полотна должны быть обозначены контрастной цвету окружающего пространства краской для разметки.

Пунктом 7.1.8 указанных Правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Прокурором были заявлены требования с целью обеспечить минимальный стандарт доступности, безопасность инвалидов и возможность самостоятельно пользоваться услугами железнодорожного транспорта.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что ОАО «РЖД» не были представлены суду доказательства, подтверждающие выполнение им законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Данный вывод суда мотивирован, соответствует установленным по делу обстоятельствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел годы постройки вокзалов, а также, что указанные железнодорожные вокзалы не являются вновь вводимыми в эксплуатацию или прошедшими реконструкцию, модернизацию после 1.07.2016, судебная коллегия отклоняет.

Положения о приспособлении к потребностям инвалидов объектов до их реконструкции или капитального ремонта содержаться в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что до проведения капитального ремонта или реконструкции, вокзалы подлежат приспособлению для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, путем размещения предупредительных направляющих полос, оборудованию информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения), предназначенными для инвалидов по зрению и отображающими информацию о помещениях в зданиях железнодорожных вокзалов.

Кроме того, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ранее действовал перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, п. 76).

Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.

В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках «разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.

По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.

15.05.2017 введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр, который содержит аналогичные положения.

Пунктом 2 приказа Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр. (в редакции приказа Минстроя России от 10.02.2017 № 86/пр) установлено, что с момента введения в действие СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» признать не подлежащим применению СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605, за исключением пунктов СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, до внесения соответствующих изменений в Перечень.

Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что императивные предписания и указание на их применение ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств технической невозможности приспособления зданий вокзалов для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения. Не представлено документов, содержащих прямые указания на запрет оборудования указанных зданий предупредительными направляющими полосами и информационными мнемосхемами (тактильными схемами движения).

Обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры и обеспечение безопасности пассажиров в силу требований ч. 1 ст. 786 ГК РФ, ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» входит в число обязанностей перевозчика - стороны в договоре перевозки.

Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется, поскольку оценка доказательств судом произведена правильно, в соответствии с требованиями ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

Нарушений норм материального права и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено. Решение суда отвечает требованиям ст. 194-198 ГПК РФ и положениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Вместе с тем судебная коллегия, руководствуясь частью 1 статьи 103 ГПК РФ и пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ, считает необходимым изменить резолютивную часть решения суда в части размера взысканой государственной пошлины, указать на взыскание с ответчика государственной пошлины в доход бюджета городского округа «Город Чита» в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 7 ноября 2017 года изменить в части размера взысканной с ответчика государственной пошлины.

Взыскать с ОАО «РЖД» в лице Забайкальской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» государственную пошлину в размере 300 (триста) руб. в доход бюджета городского округа «город Чита».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Утюжниковой Л.Ю. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна:

Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.