Дело № 33-2444 судья Никишина Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 декабря 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда
в составе:
председательствующего Волчковой Л.В.,
судей Милашовой Л.В., Хмельниковой Е.А.,
при секретаре Лещенко К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г Рязани от 4 октября 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Рязанской области о зачете выслуги лет в льготном исчислении и перерасчете пенсии - отказать
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В., объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО1 – ФИО2, представителя ответчика Военного комиссариата Рязанской области – ФИО3, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился с иском к Военному комиссариату Рязанской области, мотивируя тем, что является военным пенсионером, проходил военную службу с сентября 1975 года по сентябрь 1987 года в республике Казахстан. Согласно законодательным актам Республики Казахстан и РФ, принятым в 1992 году, служба на территории, где истец прослужил 12 лет, должна засчитываться в льготном исчислении: 1 месяц службы за 1, 5 месяца. Согласно ст.2 «Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств» от 15 мая 1992 года, в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили военную службу. 18.12.1992 г. Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», вступившим в силу с 01.01.1993 г., установлено новое основание для льготного исчисления выслуги лет, которое законодательством бывшего СССР не предусматривалось: служба на территории, пострадавшей от воздействия ядерных испытаний в период с 29.08.1949 г. по 01.01.1992 г., при этом служба с 06.07.1963 г. по 01.01.1992 г. засчитывается в выслугу лет в полуторном размере. Согласно ст.2 указанного Закона Республики Казахстан, граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие за пределами Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом, в соответствии с межгосударственными соглашениями, каковым является Соглашение СНГ от 15 мая 1992 года. Из 25 календарных лет, которые истец прослужил в ВС СССР, 12 лет (144 месяца), с сентября 1975 г. по сентябрь 1987 г., он проходил службу в войсковой части 06680 в поселке городского типа Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области Казахской ССР. Данный район отнесен ст.6 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 г. к зоне максимального радиационного риска, а служба на этой территории засчитывается в льготном исчислении, согласно п.2 ч.3 ст.12 Закона. На обращение истца в Военный комиссариат Рязанской области о перерасчете выслуги лет и пенсии он получил отказ.
Считая данный отказ незаконным, ФИО1 просил зачесть его службу в войсковой части № в течение 12 лет (44 месяца) в льготном исчислении: 1 месяц службы за 1, 5 месяца.
Ответчик исковые требования ФИО1 не признал.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда изменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению, и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда по указанным основаниям отменить.
Представитель ответчика Военного комиссариата Рязанской области – ФИО3 возражала против доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2005 г. № 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации").
Судом установлено, что ФИО1 проходил военную службу, в том числе в период с 23.09.1975 г. по 30.09.1987 г. в войсковой части 06680, дислоцировавшейся на станции Чаган Бескагарайского района Семипалатинской области в Казахстане, 25 марта 1998 года был уволен из Вооруженных Сил РФ по организационно-штатным мероприятиям в запас, с 24.04.1998 г. исключен из списков состава 43 Центра боевого применения и переучивания летного состава, с 25.04.1998 г. получает пенсию за выслугу лет, которая ему назначена и выплачивается Военным комиссариатом Рязанской области.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Применяя действующее законодательство к спорным правоотношениям, районный суд принял во внимание положения пп.2 ч. 3 ст. 12 Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18.12.1992, вступившего в силу с 01.10.1993, установившие основание для льготного исчисления выслуги лет - служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29.08.1949 г. по 01.01.1992 г, которые были исключены впоследствии Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан" от 19 июня 1997 года, а также положения пп.7 п.2 ст. 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", которым вновь введена норма о льготном исчислении стажа работы и службы в районах, примыкающих к Семипалатинскому испытательному полигону, в указанный период.
При разрешении исковых требований ФИО1 суд обоснованно руководствовался Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества независимых Государств от 15 мая 1992 г., устанавливающим порядок и условия пенсионного обеспечения военнослужащих стран-участников СНГ.
Согласно ст.1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 г., пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Часть первая статьи второй этого Соглашения предусматривает, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях бывшего Союза ССР в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Решением Экономического Суда от 20.01.2000 г., принятым в г.Минске, разъяснено, что при назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года. Порядок исчисления выслуги лет, определенный частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.
Как правильно указал суд, в решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 января 2000 года N 01-1/5-99, дающем толкование части первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, не содержится вывода о подтверждении обязательного исчисления всем военнослужащим выслуги лет на льготных условиях, установленных законодательством Республики Казахстан для лиц, проходивших службу на Семипалатинском ядерном полигоне. При этом Решение Экономического Суда содержит указание о том, что правило о льготном исчислении выслуги лет может быть применено к военнослужащим, если они проходили службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
Определением Экономического Суда от 14 ноября 2001 года дано разъяснение указанного Решения применительно к праву военнослужащих на льготное исчисление выслуги лет за период их службы на территории Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года.
Из определения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2001 года N 01-1/5-99, разъяснившего по запросу Исполнительного комитета СНГ применение решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 января 2000 года N 01-1/5-99, видно, что в соответствии с частью 1 пункта 2 Соглашения право на льготное исчисление выслуги лет за период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года на территории Республики Казахстан в период ее вхождения в СССР на основании Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года имеют:
а) военнослужащие, продолжавшие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и уволившиеся из них в связи с переездом в другое государство после вступления в законную силу Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года;
б) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и переведенные в вооруженные силы других государств - участников Соглашения после вступления в силу названного Закона Республики Казахстан.
В силу ст. 105 Регламента Экономического Суда СНГ. Решение Экономического Суда от 20.01.2000 г. и его официальное разъяснение, изложенное в Определении Экономического Суда, являются обязательными к применению.
В связи с принятием в Российской Федерации ряда законодательных актов, регулирующих вопросы прохождения военной службы, в том числе и лицами, ранее проходившими службу на территории бывших республик СССР, Правительством Российской Федерации по вопросу порядка исчисления выслуги лет для различных категорий военнослужащих принято Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", которое введено в действие с 1 февраля 1993 года.
Из абзаца 1 пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 следует, что служба военнослужащих в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами Российской Федерации на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР.
Решением Верховного Суда РФ от 24.01.2007 г., вступившим в законную силу, установлено, что абзац 1 пункта 7 Постановления от 22.09.1993 г. статье 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года не противоречит.
Анализ приведенного выше порядка исчисления выслуги лет военнослужащим, установленного Соглашением от 15 мая 1992 года и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что пенсионное обеспечение истца должно осуществляться по законодательству Российской Федерации, правовых оснований для применения в отношении истца законодательства республики Казахстан о льготном исчислении выслуги лет в период прохождения им службы в п.г.т. Чаган Бескарагайского района Семипалатинской области не имеется.
Из материалов дела видно, ФИО1 с 1975 по 1987 год проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР на Семипалатинском полигоне. На момент вступления в силу с 1 января 1993 года Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года он не являлся военнослужащим Вооруженных Сил этого государства, является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации, а поэтому не приобрел права на льготное исчисление выслуги лет по указанному закону Республики Казахстан.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 является обоснованным и не противоречит нормам международного права.
Как правомерно указано судом, из Определения Экономического Суда СНГ от 18 ноября 2004 года также следует, что право на льготное исчисление выслуги лет по указанным основаниям имеют военнослужащие, проходившие службу в Вооруженных силах Республики Казахстан, поэтому ссылка в апелляционной жалобе истца на указанное Определение не опровергает правильность выводов суда по существу спора.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с правильным применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Рязани от 4 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи