<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | Дело №33-2444/2015 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Орловой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 21 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 2 марта 2015 года, которым постановлено:
«в удовлетворении заявления Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об оспаривании требования судебного пристава-исполнителя ОСП по Холмогорскому району УФССП России по Архангельской области ФИО1 от 16.02.2015 года – отказать».
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – администрация МО «Холмогорский муниципальный район») обратилась в суд с заявлением об оспаривании требования судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Холмогорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области (далее – ОСП по Холмгорскому району) ФИО1 в срок до 16.03.2015 года включить в Государственный реестр объекты размещения отходов МО «Холмогорский муниципальный район» в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
В обоснование заявления указано, что администрация МО «Холмогорский муниципальный район» не обладает полномочиями о включении в Государственный реестр объектов размещения отходов, а также не осуществляет сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Полагает, решение суда исполненным путем вынесения Постановления №69 от 21.10.2013 «Об утверждении Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Холмогорского муниципального района».
Представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район» ФИО2 судебном заседании заявленные требования поддержала.
Старший судебный пристав ОСП по Холмогорскому району ФИО3, прокурор Холмогорского района Добрынина И.М. с заявлением не согласились.
Дело рассмотрено в отсутствие судебного пристава-исполнителя ФИО1 и представителя УФССП России по Архангельской области.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась администрация МО «Холмогорский муниципальный район», в апелляционной жалобе просит его отменить.
Полагает, что поскольку администрация МО «Холмогорский муниципальный район» не является специализированной организацией, не занимается размещением отходов, возложение на нее обязанности по включению в Государственный реестр объектов размещения отходов не основано на законе, а требование судебного пристава-исполнителя вынесено за пределами предоставленных ему полномочий.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы УФССП России по Архангельской области считает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Статья 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Судом установлено, что решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 21 ноября 2012 года администрация МО «Холмогорский муниципальный район» обязана в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».
Решение суда вступило в законную силу. Срок исполнения решения истек 27 декабря 2013 года, выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Должником во исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, представлены копия постановления администрации «Холмогорский муниципальный район» №69 от 21 октября 2013 года «Об утверждении положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Холмогорского муниципального района», соответствующее Положение и копии договоров о предоставлении коммунальных услуг, договоров на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов, договоров управления жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с которыми управляющие организации на территориях сельских поселений района принимают на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов.
16 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем в адрес администрации МО «Холмогорский муниципальный район» вынесено требование о включении в государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 года №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» в срок до 16 марта 2015 года.
Данное требование заявитель просит признать незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требование судебным приставом- исполнителем вынесено в пределах предоставленных ему полномочий. В нарушение положений ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года на территории Холмогорского района находится 12 объектов размещения отходов, которые не внесены в государственный реестр, вывозка отходов на указанные незарегистрированные объекты носит незаконный характер. Решение суда должником не исполнено.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Согласно п. 2 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10 января 2012 года, п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131 организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
На основании ч. 7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 года запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов (далее - ОРО) вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Порядок ведения ГРОРО, включая процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о конкретных объектах размещения отходов, установлен положениями Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792 (далее - Порядок ведения ГКО).
Согласно пунктам 16 и 18 Порядка ведения ГКО определено, что ГРОРО включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. №49.
Так, в соответствии с п. 1 и 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов указанные Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов и предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.
Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики объекта размещения отходов, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор соответствующую информацию об объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО (п.19 Порядка ведения ГКО).
Таким образом, деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом ей Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является специализированным видом предпринимательской деятельности, осуществляемой специализированными субъектами, и осуществляется в специально оборудованных местах.
Администрация МО «Холмогорский муниципальный район» не является специализированным субъектом, осуществляющим специализированный вид предпринимательской деятельности по обращению с отходами и эксплуатирующим объекты размещения отходов, в связи с чем, требование судебного пристава-исполнителя о включении в ГРОРО объектов размещения отходов не основано на законе.
Решение суда подлежит отмене с приятием нового решения об удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 2 марта 2015 года отменить, принять новое решение.
Заявление администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» об оспаривании требования судебного пристава-исполнителя ОСП по Холмогорскому району УФССП России по Архангельской области ФИО1 от 16 февраля 2015 года удовлетворить.
Признать незаконным требование судебного пристава-исполнителя ОСП по Холмогорскому району УФССП России по Архангельской области ФИО1 от 16 февраля 2015 года об обязании администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в срок до 16 марта 2015 года включить в Государственный реестр объекты размещения отходов МО «Холмогорский муниципальный район» в соответствии с Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Председательствующий | Н.П. Рассошенко |
Судьи | Н.В. Лобанова |
Т.Н. Рудь | |