Дело № 33-2445 судья Трепалина Н.Н. 2013 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2013 года город Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.
судей Гудковой М.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
по докладу судьи Комаровой Ю.В.
дело по апелляционной жалобе Трушков А.Г. на решение Калязинского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«В исковых требованиях ФИО2 к Территориальному отделу социальной защиты населения <адрес>, Кашинскому бюро медико-социальной экспертизы, Федеральному казённому учреждению «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения <адрес> об оспаривании решений, действий (бездействия) ответчиков отказать».
Судебная коллегия
установила:
Трушков А.Г. обратился в суд <адрес> с иском к Территориальному отделу социальной защиты населения <адрес>, Кашинскому бюро медико-социальной экспертизы, Федеральному казённому учреждению «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Тверской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерству социальной защиты населения <адрес> об оспаривании решений, действий (бездействия) ответчиков.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Нарушение прав и законных интересов истца заключается в том, что незаконными решениями, действиями (бездействием) ответчиков нарушены его конституционные права и законные интересы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244 - 1. В результате незаконных решений, действий (бездействия) ответчиков были нарушены его права на получение сумм возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, созданы препятствия к осуществлению его прав на получение сумм возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, на него была незаконно возложена обязанность по доказыванию причинно-следственной связи заболеваний и инвалидности с работами по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Истец, исполняя трудовые обязанности <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ годах принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ, во время его проживания в Узбекистане, Республиканское межведомственное определительное собрание по установлению профессиональной специфики инвалидности и заболеваний, связанных с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на заседании под порядковым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев его заявление, вынесло заключение - основные заболевания связаны с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ Врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) МСО НГМК <адрес> он был признан инвалидом 2 (второй) группы с причиной инвалидности - заболевание связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС и ему выдана справка сер. А №. Решением ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ он был признан инвалидом 2 (второй) группы с причиной инвалидности - заболевание связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС и ему установлена утрата профессиональной трудоспособности в размере 80%. Он, проживая в Узбекистане, не являясь гражданином Узбекистана, получал пенсию по инвалидности в размере возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также другие компенсации и льготы наравне с гражданами Узбекистана. В апреле ДД.ММ.ГГГГ года он переселился на территорию России для постоянного проживания. В октябре ДД.ММ.ГГГГ года был зарегистрирован по месту постоянного проживания в городе <адрес> и обратился в Отдел социальной защиты населения <адрес> (в настоящее время - Территориальный отдел социальной защиты населения Администрации <адрес>) за назначением и выплатами пенсии. Пенсию ТОСЗН выплачивал ему с апреля ДД.ММ.ГГГГ года по январь ДД.ММ.ГГГГ года как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы на основании медицинских документов, выданных в Узбекистане и в соответствии со статусом инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленном в Узбекистане.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Территориальный отдел социальной защиты населения Администрации <адрес> как инвалид второй группы вследствие чернобыльской катастрофы с письменным заявлением за назначением и получением сумм возмещения вреда, а также за получением других компенсаций и льгот, предусмотренных статьей 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и были сданы в Территориальный отдел социальной защиты населения все необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации для выдачи специального удостоверения инвалида, предусмотренного частью 4 статьи 15 указанного закона.
Однако Территориальный отдел социальной защиты населения специальное удостоверение инвалида истцу не выдал и не дал ответ на его заявление о выдаче специального удостоверения инвалида.
В декабре ДД.ММ.ГГГГ года Территориальный отдел социальной защиты населения незаконно направил его на внеочередное переосвидетельствование во ВТЭК Кашинского бюро медико-социальной экспертизы.
ДД.ММ.ГГГГ ВТЭК Кашинского бюро медико-социальной экспертизы <адрес> отдела социальной защиты населения незаконно изменила ему причину инвалидности с причины инвалидности связанной с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на причину инвалидности - общее заболевание. Вторая группа инвалидности Кашинским бюро медико – социальной экспертизы была оставлена без изменения.
Поскольку он находился в служебной командировке, то считает, что причину заболевания и инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы следует считать профессиональной, пенсии по инвалидности назначаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством в случае профессионального заболевания, при этом пенсии устанавливаются в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с Правилами возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причинённого рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 03 июля 1984 года № 690.
Указывает, что инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы признавалась и признаётся профессиональной, связанной с исполнением трудовых обязанностей. Дальнейшее изменение Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244 - 1 (в связи с переходом на определенные законом размеры сумм возмещения вреда) не означает и не предполагает отказ государства признавать инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, связанной с исполнением гражданами (принимавшими участие в ликвидации последствий этой катастрофы) трудовых обязанностей.
Также указывает, что государство в соответствии с целями, провозглашёнными в ст. 7 Конституции РФ, предусмотрело меры социальной защиты лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещается причиненный вред и предоставляются меры социальной поддержки. Право на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием правового статуса лица, здоровью которого был причинён вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, что предопределило возникновение конституционной обязанности государства по его возмещению, а основаниями для выполнения государством названной обязанности перед конкретным лицом, которое оказалось в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального правового статуса инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, установленного на основании документов, подтверждающих наличие юридических фактов, которые обусловливают возмещение вреда и предоставление предусмотренных законом мер социальной поддержки. При этом реализация гражданином своего субъективного права на возмещение вреда, причинённого здоровью радиационным воздействием, в частности, на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему компенсации в соответствующем размере; в силу такого решения обязанность уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения по своевременной и в полном объеме выплате сумм компенсаций возникает непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений.
Согласно ст. 15 (ч. 4 и 5) Чернобыльского закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.
При этом, удостоверения инвалидам и пенсионерам у которых установлена причинная связь имеющихся заболеваний с радиационным воздействием, выдаются органами, назначившими пенсию.
Согласно Постановлению Минтруда РФ от 09 ноября 1996 года № 3 (в редакции от 10 февраля 1998 года, действовавшей во время его обращения в Территориальный отдел социальной защиты населения) «Об утверждении Разъяснения «О порядке выплаты денежных сумм в возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы», следует, что министерство в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1996 года № 944 и в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет: возмещение вреда устанавливается на основании следующих документов: заявления о возмещении вреда, подаваемого потерпевшим гражданином по месту назначения пенсии или в соответствующие органы, указанные в пункте 3 настоящего разъяснения; заключения, выданного учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы; удостоверения установленного образца; справки о заработке.
Администрация (руководитель) организации обязана рассмотреть заявление о возмещении вреда и принять соответствующее решение в десятидневный срок.
Решение оформляется приказом (распоряжением) с указанием мотивации установления возмещения вреда, его размеров, сроков выплаты и данных, на основании которых определены платежи, а также точный расчёт подлежащих выплате сумм. На получателя сумм возмещения вреда формируется самостоятельное дело, в котором к документам, предусмотренным Правилами, приобщаются документы, подтверждающие причину и степень утраты трудоспособности.
В соответствии со ст. ст. 1, 3 и 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Если международным договором (соглашением) не установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Во время его незаконного направления Территориальным отделом социальной защиты населения на заблаговременное переосвидетельствование в Кашинское бюро медико – социальной экспертизы и во время заблаговременного переосвидетельствования Кашинским бюро медико – социальной экспертизы действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», которым были утверждены «Положение о признании лица инвалидом» и «Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы».
Положение определяет в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок и условия признания лица инвалидом, которое осуществляется учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы (далее именуется - учреждение) (п. 1); Учреждение обязано ознакомить гражданина в доступной для него форме с порядком и условиями проведения медико-социальной экспертизы (п. 6); гражданин направляется на медико-социальную экспертизу органом социальной защиты населения (п. 7); причинами инвалидности являются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, связанное с аварией на Чернобыльской АЭС, а также другие причины, установленные законодательством РФ. В случае отсутствия документов о профессиональном заболевании, трудовом увечье и других обстоятельствах, предусмотренных законодательством РФ, учреждение устанавливает, что причиной инвалидности является общее заболевание (п. 21); лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности (п.25) переосвидетельствование инвалида проводится в порядке, установленном для признания лица инвалидом (п. 27); переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за два месяца до истечения установленного срока инвалидности (п. 31); решение учреждения может быть обжаловано в суд гражданином в порядке, установленном законодательством РФ (п. 36).
Истец указывает, что международным договором «Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в городе Минске 22 января 1993 года; опубликована в «Бюллетене международных договоров» № 2 за 1995 год; ратифицирована Федеральным законом от 04 августа 1994 года № 16-ФЗ) установлены следующие правила: документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения; документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов (ст. 13, ч. 1 и 2).
В Российской Федерации официальными документами, на основании которых выдаётся специальное удостоверение инвалида, дающее право на получение сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального Государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Полагает, что в соответствии с частью 2 статьи 13 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года официальные документы, а именно Заключение межведомственного экспертного совета Республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ (о связи заболевания с работами по ликвидации последствии аварии на чернобыльской АЭС), справка от ДД.ММ.ГГГГ серии А № (о признании истца инвалидом 2 (второй) группы с причиной инвалидности - заболевание связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС), Решение ВТЭК от ДД.ММ.ГГГГ (о признании его инвалидом 2 (второй) группы с причиной инвалидности - заболевание связано с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС и установлении утраты профессиональной трудоспособности в размере 80 процентов), выданные в Узбекистане и на основании которых ему в Узбекистане выплачивалась пенсия по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы в размере фактического ущерба возмещения вреда, вследствие повреждения здоровья при исполнении трудовых обязанностей участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, должны рассматриваться на территории Российской Федерации такой же доказательной силой официальных документов, как и официальные медицинские документы, выданные на территории Российской Федерации, на основании которых в Российской Федерации инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются специальные удостоверения инвалидов, дающие право на получение возмещения вреда, причинённого вследствие чернобыльской катастрофы, и выплачиваются суммы возмещения вреда причинённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Международным договором «Соглашением о взаимном признании прав на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей», заключённым в городе Москве 09 сентября 1994 года, возмещение вреда, причинённого работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастрофах осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальными соглашениями (часть 3). Причём, документы, выданные в целях реализации настоящего Соглашения на территории одной из Сторон по установленной форме, или их заверенные копии принимаются другими Сторонами без легализации (часть 1). Решение соответствующей медицинской экспертной комиссии любой Стороны о степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах имеет юридическую силу для возмещения вреда, причинённого здоровью работника независимо от его места жительства, на территории Сторон, подписавших настоящее Соглашение (часть 2). Кроме того, Соглашение не содержит оговорок относительно того, что медицинские документы, выданные в соответствии с законодательством какого-либо государства - участника Соглашения, устанавливающие статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы не будут являться основанием для выплат возмещения вреда, причинённого повреждением здоровья вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на территории другого государства - участника Соглашения.
Из статьи 5 Соглашения в единстве со статьей 13 Конвенции следует, что его официальные медицинские документы должны рассматриваться на территории РФ такой же доказательной силой официальных документов, как и официальные медицинские документы, выданные на территории РФ, на основании которых в РФ инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС выдаются специальные удостоверения инвалидов, дающие право на получение возмещения вреда, причинённого вследствие чернобыльской катастрофы, и выплачиваются суммы возмещения вреда причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющими юридическую силу для возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие исполнения трудовых обязанностей участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на чернобыльской АЭС.
Правилами статьи 4 Соглашения установлено, что пересмотр степени тяжести трудового увечья и профессионального заболевания работника осуществляется в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой он проживает.
Соглашением не предусмотрен контрольный пересмотр причин инвалидности.
Истец, проживая в Узбекистане, не будучи гражданином Узбекистана, получал пенсию, компенсации и льготы в размере возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы наравне с гражданами Узбекистана - инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы. Работы по ликвидации последствий катастрофы проводились на территории Украины на объекте находящемся в исключительной собственности Союза ССР. Законодательство Узбекистана не распространялось на работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, повлекшей повреждение здоровья.
На данные работы распространялось законодательство Союза ССР. Заработная плата, командировочные расходы, расходы на питание и проживание производились из бюджета СССР. В настоящее время все компенсации и льготы в том числе и выплаты сумм возмещения вреда, осуществляются из бюджета РФ. Истец считает, что Территориальный отдел социальной защиты населения был обязан выдать ему специальное удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и производить выплаты сумм возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а Кашинское бюро медико – социальной экспертизы обязано быль сохранить ранее установленную причину инвалидности связанную с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Просит признать незаконными, нарушающими его конституционные и законные права человека и гражданина следующие решение и действия (бездействия) Территориального отдела социальной защиты населения:
невыдачу специального удостоверения инвалида, предусмотренного частью 4 статьи 15 Чернобыльского Закона;
не представление истцу надлежащего ответа на его заявление о выдаче этого удостоверения;
невыплаты сумм возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие чернобыльской катастрофы;
направление на заблаговременное переосвидетельствование Кашинским бюро медико – социальной экспертизы.
Также просит признать незаконными, нарушающими его конституционные и законные права человека и гражданина следующие решения и действия (бездействия) Кашинского бюро медико-социальной экспертизы:
изменение ему причины инвалидности ДД.ММ.ГГГГ с причины - связанной с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на причину - общее заболевание;
несоблюдение норм «Положения о признании лица инвалидом» и «Примерного положения об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года № 965 «О порядке признания граждан инвалидами».
Просил признать нарушенными его конституционные и законные права инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на получение компенсаций и льгот (в том числе сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы), гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 с момента обращения истца за этими компенсациями и льготами в Территориальный отдел социальной защиты населения <адрес>; признать подлежащим восстановлению положения, существовавшего до нарушения права; обязать Территориальный отдел социальной защиты населения произвести расчёт подлежащих к выплате компенсаций, в том числе и сумм возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшем во время его обращения в Территориальный отдел социальной защиты населения; обязать Территориальный отдел социальной защиты населения произвести расчёт сумм задолженности всех компенсаций, в том числе и сумм возмещения вреда, причинённого здоровью вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС в соответствии с законодательством Российской Федерации; обязать Территориальный отдел социальной защиты населения выплатить задолженность всех компенсаций, в том числе и сумму возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании истец Трушков А.Г. исковые требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить.
Представитель Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> ФИО7 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что для того, чтобы Трушкову А.Г. выдать удостоверение российского образца, необходимо было подтвердить инвалидность, поскольку его инвалидность была установлена после распада СССР, в 1995 году. На межведомственном экспертном совете необходимо было подтвердить его причину заболевания, связанную с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Истец мог обжаловать или опротестовать действия Территориального отдела социальной защиты населения, но он этого не сделал. Трушков А.Г. ездил в межведомственный экспертный совет, который дал отрицательное заключение, и установил, что его заболевания не связаны с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Для выдачи удостоверения не было основания. Кроме того, истец ссылается на применение положения соглашения от 09 сентября 1994 года «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей», однако, это соглашение регулирует отношения между работником и работодателем. В статье 1 этого соглашения было указано, что возмещение вреда, причинённого работникам в следствии катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф, осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальными соглашениями. Решением Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что не обоснована ссылка истца на применение положения от 09 сентября 1994 года «О взаимном признании прав на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением ими трудовых обязанностей», поскольку вышеуказанное соглашение направлено на регулирование отношений, связанных с выполнением работы и трудовых обязанностей и не решает вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации, не распространяется на случаи возмещения вреда, причинённого работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. С момента получения соответствующего удостоверения российского образца истцу стали производиться все выплаты. Кроме того, когда они послали ведомость-заявку на выдачу удостоверения, они сформировали дело по возмещению вреда и отправили на проверку. Получили ответ, что для выдачи удостоверения необходимо подтвердить причину инвалидности. Все указанные вопросы уже рассматривались в суде, решения по данным вопросам были вынесены и вступили в законную силу. Судами были рассмотрены все действия Территориального отдела социальной защиты населения в отношении Трушкова А.Г. и действия отдела не были признаны незаконными и противоречащими Конституции Российской Федерации.
Представитель Федерального казённого учреждения «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО14, в судебном заседании также не согласился с исковыми требованиями Трушкова А.Г. и полностью поддержал доводы, изложенные представителем ответчика Территориального отдела социальной защиты населения <адрес> ФИО7 Дополнительно пояснил, что в медицинском деле Трушкова А.Г. имеется справка, выданная в <адрес>, где истцу установлена 2-ая группа инвалидности в связи с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС бессрочно. То, что Трушкову А.Г. в ДД.ММ.ГГГГ году были даны рекомендации на прохождение медицинского осмотра, в медицинском деле истца имеется направление Калязинской ЦРБ на прохождение медицинского осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Так же было добровольное обращение на медико-социальную экспертизу в ДД.ММ.ГГГГ году. Ему была установлена 2 группа инвалидности по общему заболеванию. На тот период в Российской Федерации действовал приказ Министерства Здравоохранения № 198/85 от 26 мая 1999 года «О перечне заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», перечень заболеваний состоял из 20 пунктов, заболевание Трушкова А.Г. не входило в данный список. Трушкову А.Г. было установлено общее заболевание. Полагает, что действия Территориального отдела социальной защиты населения на тот момент были законные и обоснованные, и права Трушкова А.Г. не нарушены. Истцу при освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ была выписана справка о второй группе инвалидности по причине общего заболевания на год, он её получил под роспись, согласился с ней, в следующем году она была погашена, истец эти действия обжаловал, через год ему установили точно такое же заболевание, опять это не обжаловал.
В письменном отзыве руководитель Федерального казённого учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ году Трушков А. Г. переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и поселился в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии и ежемесячных выплат как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для получения удостоверения инвалида РФ и начисления этих выплат отделом социальной защиты населения администрации <адрес> Трушкову А.Г. предложено пройти освидетельствование для подтверждения, что заболевание и инвалидность связаны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Согласно имеющейся медико-экспертной документации и актов освидетельствования Трушков А. Г. был освидетельствован в Кашинском бюро медико – социальной экспертизы, где ему установлена вторая группа инвалидности, с причиной «общее заболевание» (м/акт № от ДД.ММ.ГГГГ). В связи с тем, что имеющееся у Трушкова А.Г. инвалидизирующее заболевание не было включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утверждённый Приказом Минздрава России от 26 мая 1999 года № 198/85, а заключения Российского межведомственного экспертного Совета, устанавливающего причину инвалидности представлено не было, причина инвалидности «общее заболевание» на основании действовавших на тот период времени инструктивно-методических материалов была установлена обоснованно. При очередном переосвидетельствовании в 2001 году причина инвалидности «общее заболевание» установлена обоснованно на основании письма Минтруда России от 11 февраля 2000 года № 268-16, согласно которого, если ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ранее проживавшим в странах ближнего зарубежья, причинная связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была установлена после распада СССР, и (или) инвалидизирующее заболевание не включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утверждённый Приказом Минздрава России от 26 мая 1999 года № 198/85, медицинские документы этих граждан подлежат рассмотрению в межведомственном экспертном совете (м/акт № от ДД.ММ.ГГГГ).
Трушков А. Г. прибыл на постоянное место жительства в Россию из Узбекистана в ДД.ММ.ГГГГ году, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, была установлена после распада СССР, имеющееся у него заболевание не было включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утверждённый Приказом Минздрава России от 26 мая 1999 года № 198/85, заключения Российского межведомственного экспертного совета он не предоставил, поэтому, на тот период времени Трушкову А. Г. обоснованно была установлена причина инвалидности «общее заболевание».
В ДД.ММ.ГГГГ году на основании представленного заключения Российского межведомственного экспертного Совета № 02-07/2002 от ДД.ММ.ГГГГ, Кашинское бюро медико – социальной экспертизы изменило ему причину инвалидности «общее заболевание» на «заболевание и инвалидность связанные с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС».
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на момент освидетельствования Трушкова А.Г., ему было установлено 80 % процентов утраты профессиональной трудоспособности, бессрочно, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года № 789 «Об утверждении правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (м/акт № от ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ).
Процент утраты профессиональной трудоспособности был установлен на основании Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 31 октября 2001 года № 5 «О порядке применения учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы» пункта 25 части первой статьи 14 и пункта 11 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 31 октября 2001 года № 79. Данным пунктом предусматривалось при очередном переосвидетельствовании инвалидов, имевшим право на льготы и компенсации до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и выбравшим выплату ежемесячных денежных сумм, устанавливать степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года № 1646-р производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным правовым актом, который определяет уровень социальной защищённости людей с ограниченными возможностями, является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно названному Федеральному закону медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица. Полагают, что требования, заявленные Трушковым А.Г. не обоснованы, поскольку действия бюро № - филиала Федерального казенного учреждения «Главное Бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>» в отношении Трушкова А. Г. не являются незаконными, и не нарушают его права. Просил признать требования, изложенные в исковом заявлении Трушкова А. Г. не подлежащие удовлетворению.
Представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела был извещён надлежащим образом, причина не явки суду не известна, об отложении рассмотрения гражданского дела не просил. Возражений относительно исковых требований суду не представил.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Трушкова А.Г. ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не дано полной объективной и всесторонней оценки имеющимся в деле доказательствам.
Считает выводы суда со ссылкой на акт Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и выводы суда, основанные на Постановлении Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 818, не имеют отношения к рассматриваемым в судебном заседании вопросам, не соответствуют требованиям относимости и допустимости доказательств, как не существовавшие во время совершения Территориальным отделом социальной защиты населения и Кашинским бюро медико – социальной экспертизы оспариваемых решений. Выводы суда, основанные на данных нормативных актах, создают только иллюзию справедливости судебного разбирательства дела и свидетельствуют о недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, о не соответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, о нарушении и неправильном применении норм процессуального права.
Указывает, что не ссылался на то, что удостоверение могут заменить какие-либо документы. Считает несостоятельными выводы суда, основанные на Межправительственном соглашении государств - участников СНГ от 09 сентября 1994 года «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных кадастров и аварий, а также ядерных испытаний».
Вывод суда о том, что доказательств невыплаты Территориальным отделом социальной защиты населения <адрес> возмещения вреда с 2002 года в судебном заседании не установлено не соответствует материалам дела и является надуманным.
Указывает, что представитель Территориального отдела социальной защиты населения ФИО7 пояснила ему, что для получения удостоверения и сумм возмещения вреда, ему необходимо пройти освидетельствование во ВТЭК Кашинского бюро медико – социальной экспертизы. Именно ФИО7 объяснила, кому и куда какие документы нужно предоставить. Калязинская ЦРБ выдала направление ДД.ММ.ГГГГ для подтверждения группы инвалидности, а не для пересмотра причины инвалидности.
Суд не привел оснований, подтверждающих законность изменения причины заболевания и инвалидности Кашинским бюро медико – социальной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ.
Им ДД.ММ.ГГГГ заявлялось ходатайство об истребовании доказательств, а именно: текст нормативного правового акта (Положения, Административного регламента, Инструкции), которым были определены полномочия Территориального отдела социальной защиты населения в ДД.ММ.ГГГГ г.г. во время его обращения за назначением и выплатами сумм возмещения вреда и направления на внеочередное переосвидетельствование Кашинским бюро медико – социальной экспертизы; материалы (дела, сформированные Территориальным отделом социальной защиты населения, письма, распоряжения, инструкции, разъяснения), имеющие отношение к данному делу. Полагает, что в данных документах содержатся сведения и информация об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела судом. В удовлетворении данного ходатайства судом было отказано.
Суд принимает за доказательства ничем не подтвержденные ссылки ответчиков.
Утверждает, что выводы суда о том, что в судебном заседании не установлены какие-либо нарушения его прав на получение выплат по возмещению вреда здоровью, компенсации и льгот, о том, что достоверных доказательств в обоснование своих доводов им в адрес суда не представлено являются незаконными и необоснованными. Доказательствами нарушения его прав, подтверждающие законность исковых требований и незаконность действий (бездействия) ответчиков являются нормативные правовые акты, приведенные в исковом заявлении. Судом первой инстанции в исследовании приведенных доказательств необоснованно отказано.
Полагает, что медицинские документы, выданные в Узбекистане, свидетельствующие о статусе инвалида вследствие чернобыльской катастрофы являлись для отдела социальной защиты населения обязанностью производить выплату пенсии на законных основаниях как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы и обязанностью Территориального отдела социальной защиты населения выдать удостоверение инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и производить выплаты сумм возмещения вреда, причиненного здоровью исполнением трудовых обязанностей участием в ликвидации последствий последствии катастрофы Чернобыльской АЭС.
В отзыве на апелляционную жалобу руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации ФИО12 просит решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Трушкова А.Г. без удовлетворения.
В обоснование указала, что со стороны Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации изменение причины инвалидности связано с тем, что Трушков А.Г. прибыл на постоянное место жительства в Россию из Узбекистана в 1998 году, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС установлена после распада СССР, имеющееся у него заболевание не было включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствие аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденный Приказом Министерства Здравоохранения России от 26 мая 1999 года № 198/85, а заключения Российского межведомственного экспертного Совета Трушков А.Г. не предоставил, в связи с чем на тот период времени Трушкову А.Г. обоснованно установлена причина инвалидности «общее заболевание».
В ДД.ММ.ГГГГ года на основании представленного заключения Российского межведомственного экспертного Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, Кашинское бюро медико – социальной экспертизы изменило Трушкову А.Г. причину инвалидности «общее заболевание» на «заболевание и инвалидность, связанны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», а также установлено 80 % степени утраты профессиональной трудоспособности бессрочно.
Полагает, что заявленные Трушковым А.Г. требования являются необоснованными, поскольку действия бюро № – филиала Федерального казенного учреждения «Главное Бюро медико – социальной экспертизы по <адрес>» Минтруда России в отношении Трушкова А.Г. являются законными и не нарушающими его прав.
В возражении на апелляционную жалобу заместитель начальника ТОСЗН <адрес> ФИО7 просит решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Трушкова А.Г. без удовлетворения.
В обоснование указывает, что судами рассмотрены все действия Территориального отдела социальной защиты населения в отношении Трушкова А.Г., они не признаны незаконными и противоречащими Конституции Российской Федерации, территориальный отдел действовал в соответствии с действующим законодательством.
Отделом социальной защиты населения направлена в Управление социальной защиты населения заявка на замену удостоверения инвалида выданное в Узбекистане на удостоверение российского образца. Заявка была возвращена без удовлетворения, поскольку требуется подтверждение причинной связи заболевания с аварией на Чернобыльской АЭС Межведомственным экспертным советом.
На момент обращения в органы социальный защиты населения в 1998 году заявитель в подтверждение связи имеющегося у него заболевания и инвалидности с воздействием радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС предъявил медицинские документы, выданные в Республике Узбекистан, в соответствии с законодательством этого государства, которое на территории Российской Федерации силы не имеет.
Учитывая данный факт, а также то, что Соглашение стран СНГ «О социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате чернобыльской и других радиационных кадастров и аварий» от 09 сентября 1994 года не прошло процедуру ратификации и в силу не вступило, следовательно, его нормы не могут быть применены в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации при решении вопроса об установлении статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации и медицинские документы, оформленные в соответствии с законодательством другого государства не могут служить на территории Российской Федерации основанием для установления статуса инвалида, вследствие воздействия радиации, и предоставления льгот и выплаты компенсаций.
Заключение Межведомственного Экспертного совета с причинной связью заболевания с аварией на Чернобыльской АЭС Трушков А.Г. предоставил в октябре ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем ему было выдано удостоверение инвалида от ДД.ММ.ГГГГ и стали производиться все выплаты в соответствие с действующим на тот момент законодательством.
Территориальный отдел социальной защиты населения <адрес> считает, что выводы суда основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств. Все обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела установлены судом правильно. Доводы, указанные в обоснование апелляционной жалобы являлись предметом проверки в суде первой инстанции и были обоснованно отклонены.
В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Территориального отдела социальной защиты населения <адрес>, <адрес> бюро медико – социальной экспертизы, Федерального казенного учреждения «Главное Бюро медико – социальной экспертизы по <адрес> Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения <адрес>, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. ст. 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Трушкова А.Г., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Решение суда отвечает требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о законности и обоснованности судебного решения.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им и представленным доказательствам правильную правовую оценку.
Как следует из материалов дела, Трушков А.Г. являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годах. Решением Экспертного совета республики Узбекистан, где в тот период проживал истец, от ДД.ММ.ГГГГ ему установлена вторая группа инвалидности по причине заболеваний: <данные изъяты>. Заболевания, повлёкшие установление инвалидности, связаны с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ ВТЭК Министерства социального обеспечения республики Узбекистан выдало Трушкову А.Г. справку серии А № от ДД.ММ.ГГГГ, а затем специальное удостоверение инвалида.
В ДД.ММ.ГГГГ году Трушков А.Г. переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и поселился в городе <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в отдел социальной защиты населения администрации <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии и ежемесячных выплат как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для получения удостоверения инвалида РФ и начисления этих выплат отделом социальной защиты населения администрации <адрес> документы были направлены в Управление социальной защиты населения <адрес> (ныне Министерство), однако, Управление социальной защиты населения <адрес> оставило обращение без ответа. Трушкову А.Г. было предложено пройти освидетельствование для подтверждения, что заболевание и инвалидность связаны с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ Кашинским бюро медико – социальной экспертизы Трушков А.Г. был освидетельствован и ему установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание», в связи с тем, что имеющееся у Трушкова А.Г. инвалидизирующее заболевание не было включено в Перечень заболеваний, связанных с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, а заключение Российского межведомственного экспертного Совета, устанавливающего причину инвалидности, представлено не было. В марте ДД.ММ.ГГГГ года в адрес руководителей бюро медико – социальной экспертизы <адрес>, в том числе и Кашинского бюро медико – социальной экспертизы направлено письменное разъяснение № от ДД.ММ.ГГГГ, касающееся порядка освидетельствования в учреждениях медико – социальной экспертизы граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, признанных на территории других государств ближнего зарубежья инвалидами с причиной инвалидности, связанной с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, данное на основании ответа Департамента по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов № от ДД.ММ.ГГГГ. В данном документе, предназначенном для внутреннего применения, разъяснялось, что если ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ранее проживавшим в странах ближнего зарубежья, причинная связь инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была установлена после распада СССР, медицинские документы этих граждан подлежат рассмотрению в межведомственном экспертном совете только в случаях, если инвалидизирующее их заболевание не включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, утвержденным совместным приказом Минздрава России и Минтруда России 26 мая 1999 года № 198/856. Медицинские документы граждан, переселившихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, также подлежат рассмотрению в экспертном совете, если заключение о причине заболевания было вынесено межведомственным экспертным советом страны ближнего зарубежья после распада СССР.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно ч. 4, 5 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пунктах1 и 2 части первой статьи13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах3 и 4 части первой статьи13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 818 «О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска» установлено, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации являются органами, уполномоченными определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пунктах 1 - 4, 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года № 386).
Согласно п. 3 Правил и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08 декабря 2006 года № 728/832/166 н) оформление и выдача удостоверения производится: органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан.
Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, к которому прилагаются (в зависимости от категории граждан) следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов).
Право Трушкова А.Г. на получение льгот и компенсаций, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждено только в 2002 году, когда им получено специальное удостоверение инвалида.
Рассматривая доводы Трушкова А.Г. о представлении ответчику заключения Врачебно-трудовой экспертной комиссии МСО НГМК <адрес> республики Узбекистан от ДД.ММ.ГГГГ по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, которым установлена причинная связь имеющегося заболевания с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, суд обоснованно указал, что право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными российским законодательством, для лиц (в том числе и прибывших) возникает с момента определения их правового статуса (т.е. получения соответствующего удостоверения российского образца), наделяющего правом на такие меры.
При этом суд правильно исходил из того, что заменить российское удостоверение представленные истцом документы не могут, ввиду того, что Межправительственное соглашение государств - участников СНГ от 09 сентября 1994 года о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний не содержит положений о безусловном принятии документов, исходящих от государств - участников указанного Соглашения, подтверждающих статус инвалидов-чернобыльцев, и согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 июня 2003 года № 364 «О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств» Российская Федерация вышла из этого соглашения. Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что заменить заключение межведомственного российского экспертного совета о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы представленное истцом заключение Врачебно-трудовой экспертной комиссии МСО НГМК <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по установлению причинной связи заболевания лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, не может.
Инвалидность истца и причинная связь его заболевания и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС была установлена межэкспертным советом республики Узбекистан после распада СССР, что свидетельствует о том, что при переезде истца на постоянное место жительство на территорию Российской Федерации, инвалидность и причинная связь инвалидности и заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, подлежали подтверждению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а соответственно, если заболевания истца не были предусмотрены указанным перечнем заболеваний, медицинские документы Трушкова А.Г. подлежали рассмотрению Российским межведомственным экспертным Советом. Решение Российского межведомственного экспертного Совета о причинной связи инвалидности и заболеваний с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС было получено истцом только в ДД.ММ.ГГГГ году.
Истцом заключение Кашинского бюро медико – социальной экспертизы, установившей ему вторую группу инвалидности с причиной «общее заболевание», обжаловано в судебном порядке, решением суда требования оставлены без удовлетворения.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи истцу удостоверения в спорный период не имелось, поскольку у него не имелось определенного правового статуса, позволяющего выдать удостоверение, предоставить меры социальной поддержки и выплачивать возмещение вреда здоровью, связанные с заболеванием в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Суждения суда подробно и обстоятельно аргументированы, доказательствам дана оценка соблюдением нормы ст. 67 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Решение суда постановлено в полном соответствии с нормами материального права и при точном соблюдении норм процессуального права, поэтому является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы об отказе суда в удовлетворении ходатайства Трушкова А.Г. об истребовании доказательств не влечет отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела ходатайство об истребовании доказательств заявлялось Трушковым А.Г. ДД.ММ.ГГГГ, судебное заседание назначено на ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявленное ранее ходатайство Трушков А.Г. не поддержал, в связи с чем у судьи не имелось оснований для его разрешения.
Остальные доводы апелляционной жалобы были предметно оценены судом первой инстанции, по ним даны суждения в решении суда, поэтому они также не могут быть основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калязинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Трушков А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Буланкина
Судьи: М.В. Гудкова
Ю.В. Комарова