ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24450/2014 от 11.11.2014 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

  Судья Шевченко Р.А. Дело № 33-24450/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 11 ноября 2014 года г. Краснодар

 Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

 председательствующего Леганова А.В.,

 судей Шелудько В.В., Рыбиной А.В.,

 по докладу судьи Шелудько В.В.,

 при секретаре Захаровой О.С.

 слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 25 августа 2014 года.

 Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

 установила:

 Кавказский транспортный прокурор Ульянов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД» в лице Центральной дирекции инфраструктуры о возложении на ответчика обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить создание или выделение рабочих мест в Тихорецкой дистанции сигнализации, централизации и блокировки - структурном подразделении Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной по адресу: <...>, для трудоустройства инвалидов и приема их на работу в пределах установленной квоты в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников дистанции.

 Также прокурор просил обязать Центральную дирекцию инфраструктуры - филиал ОАО «Российские железные дороги» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять в Тихорецкой дистанции сигнализации, централизации и блокировки - структурном подразделении Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «Российские железные дороги», расположенной по адресу: <...>, локальный нормативный акт, содержащий сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

 Обжалуемым решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 25 августа 2014 года требования прокурора удовлетворены.

 В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 просит решение районного суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

 Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав пояснения представителя ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2, просившего апелляционную жалобу удовлетворить, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

 Как следует из материалов дела, согласно штатному расписанию Тихорецкой дистанции сигнализации, централизации и блокировки, введенному в действие с 01 января 2014, штатная численность работников составляет 138 единиц, в том числе: руководители - 4, специалисты - 106, рабочие - 28.

 К числу обязанностей Центральной дирекции инфраструктуры и входящей в ее состав Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры относится, в том числе, обеспечение социальной защиты работников. Начальник дирекции осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками (в том числе прием и увольнение), представляет в уста­новленном порядке на утверждение начальнику филиала проекты положений о структурных подразделениях дирекции.

 Из сообщения руководителя ГКУ КК «Центр занятости населения Тихорецкого района» от 11.03.2014 № 372 следует, что Тихорецкой дистанцией ОАО «РЖД» не выполняется в полном объеме установленная квота для инвалидов (установлена квота для инвалидов 3 рабочих места, фактически трудится на предприятии 1 инвалид).

 Начальник Тихорецкой дистанции ОАО «РЖД» 05 марта 2014 года уведомил прокурора о том, что штатным расписанием Тихорецкой дистанции ОАО «РЖД» не предусмотрено выделение рабочих мест в счет квоты для инвалидов. На предприятии не принимались локальные нормативные акты, содержащие сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Среднесписочная численность работников дистанции составляет 134 человека. Семь рабочих мест с вредными условиями труда. Вне штата создано одно рабочее место для работы инвалида (работа с документами по Совету Ветеранов).

 Доводы ответчика о том, что выделение из существующих штатных должностей квоты для инвалидов невозможно, вследствие особых требований к здоровью и уровню квалификации работников; создание дополнительных рабочих мест без учета специфики и рода деятельности организации, уровня квалификации принимаемых работников, не может быть произведено; требования прокурора о создании рабочих мест, не связанных с видом деятельности ответчика, является вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица, суд считает несостоятельными на основании следующего.

 Согласно положениям статей 5, 13, 25 Закона от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, а также другие). Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов. В то же время работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

 Из содержания статей 20, 21, 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Работодатели, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

 В соответствии с требованиями статей 1, 2, 4, 6 Закона Краснодарского края от 08.02.2000 № 231-КЗ «О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае», работодателям (организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, представительствам и филиалам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам), состоящим на учете в налоговых органах на территории Краснодарского края, устанавливаются квоты для приема на работу граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы. К категории граждан, для которых вводится квотирование рабочих мест, относятся, в том числе инвалиды, имеющие в соответствии с индивидуальной программой реабилитации рекомендацию к труду. Размер квот для работодателей, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, а также численность работников которых превышает 100 человек, составляет 2 процента среднесписочной численности работников для приема на работу инвалидов. При этом работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и принимать локальные нормативные акты, содержание сведения о данных рабочих местах, трудоустраивать граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в счет установленных квот.

 Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 28.11.2013 № 2061 «О перечне организаций, расположенных в границах муниципального образования Тихорецкий район, для которых вводятся квоты для приема на работу граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на 2014 год»» утвержден перечень предприятий и организаций, расположенных в границах муниципального образования Ти­хорецкий район, которым вводятся квоты. В число данных предприятий входит Тихорецкая дистанция ОАО «РЖД», для которой установлена квота для инвалидов - 3 работника.

 Таким образом, в Тихорецкой дистанции ОАО «РЖД», необходимо создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также принять на предприятии локальный нормативный акт, содержащий сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов.

 Доказательства наличия предусмотренных законодательством оснований для освобождения ОАО «РЖД» от возложенных на него обязанностей, а также исполнения вышеизложенных требований закона, ответчиком не представлены.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

 Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

 Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.

 На основании изложенного, судебная коллегия считает решение районного суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 25 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: