ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24459/19 от 20.08.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Корныльев В.В. Дело № 33-24459/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» августа 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Комбаровой И.В.

судей Заливадней Е.К, Губаревой С.А.

при секретаре Леоновой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края, управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе о признании незаконными отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда;

по апелляционной жалобе представителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе по доверенности ФИО2 на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Заливадней Е.К. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе о признании незаконными отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда.

Решением Крымского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 г. административные исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объеме.

Дело было рассмотрено в порядке административного производства.

Не согласившись с решением Крымского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года, представитель Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе по доверенности ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.

Определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2019 осуществлен переход рассмотрения дела по исковому заявлению ФИО1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края, управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе о признании незаконными отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, с апелляционной жалобой представителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе по доверенности ФИО2 на решение Крымского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года, по правилам гражданского судопроизводства и передано данное дело в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда представитель ответчика поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение отменить.

Истица просила жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов, указанных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или" Российской Федерации, либо награжденными почетным грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Статья 7 ФЗ «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».

Отнесение наград, знаков отличия к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. При этом субъект Российской Федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Аналогичные требования к условиям присвоения звания «Ветеран труда» предусматривались Законом Краснодарского края от 28.07.2006 года № 1069- КЗ «О присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края».

При этом, под ведомственными знаками отличия в труде, дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», награждение которого произведено по состоянию на 30.06.2016 года, понимаются ведомственные знаки, учрежденные федеральными органами государственной власти Президиумами Верховного Совета СССР и РСФСР, Советами Министров СССР и РСФСР, Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Российской Федерации, Министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, ВЦСПС, ФНПР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюза отраслей народного хозяйства, при условии, что награжденные граждане работали в системе указанных органов, министерств и ведомств.

Таким образом, согласно приведенному Закону Краснодарского края № 1069-КЗ одним из оснований для присвоения звания «Ветеран труда» является награждение медалями Российской Федерации или ведомственными знаками отличия в труде, а также наличие необходимого трудового стажа, при условии, что награжденные граждане работали в системе наградивших их министерств и ведомств.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе в присвоении ФИО3 звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда по мотиву того, что данная награда является сугубо ведомственной и учитывается при присвоении звания «Ветеран труда» только в отношении награжденных лиц, работавших в системе Федеральной службы государственной статистики, не соответствуют действующему Указу Президента РФ от 14 октября 2002 года.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» трудовой стаж ФИО1, учитываемый при назначении пенсии, составляет более 35 лет.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом от 21 мая 2012 года № 294 Федеральной службы государственной статистики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была награждена знаком отличия - медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», учреждённой приказом Федеральной службы государственной статистики от 08 ноября 2010 года № 345.

Указом Президента РФ от 14.10.2002 года № 1151 учреждена медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения».

Статьей 4 этого Указа Государственному комитету РФ по статистике поручено разработать правила и порядок вручения медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» и произвести её вручение от имени Президента Российской Федерации.

Таким образом, медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» в соответствии с приведенным законом является медалью Российской Федерации, а лицо, награжденное ею и имеющее необходимый трудовой стаж, причем, безотносительно ко времени работы в системе Федеральной службы государственной статистики, имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Как установлено судом, Указом Президента РФ от 07.09.2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», которым была установлена наградная система Российской Федерации (ст. 2), в которой медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», учрежденная Указом Президента РФ от 14.10.2002 года № 1151, в качестве государственной награды не указана.

Вместе с тем, в настоящее время Указ от 14.10.2002 г. № 1151 не отменен, а лишь изменён в части.

Так, согласно ст. 21 Указа Президента РФ от 07.09.2010 года № 1099 отменен п. 2 Указа от 07.09.2010 г., которым утверждались Положение о медали и ее описание.

Следовательно, медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», учрежденная Указом Президента РФ от 14 октября 2002 года № 1151, является государственной наградой РФ.

Учитывая указанное, тот факт, что Федеральной службой государственной статистики Указ Президента РФ от 14.10.2002 года № 1151 в части вручения учрежденной медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» как государственной награды от имени Президента Российской Федерации не выполнен, указанная награда вручалась как ведомственная, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований согласуется с позицией Конституционного Суда РФ, который в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе и в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного обоснования, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых и сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции РФ (Постановления от 01.12.1997 года № 18-П, от 19.06.2002 года № 11-П, от 03.06.2004 года № 11- П, Определения от 12.07.2006 года № 350-0, от 01.04.2008 года № 479-О-П).

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения по доводам, указанным в жалобе, не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Крымского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2019 года по делу по иску ФИО1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края, управлению социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе о признании незаконными отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Крымском районе по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи