ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2446/19 от 22.05.2019 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2019 года по делу

Судья ФИО2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего Магомедовой А.М.,

судей Алиевой Э.З. и Османова Т.С.,

при секретаре ФИО4

с участием прокурора ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО8 на решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от <дата>, которым постановлено:

«В удовлетворении иска ФИО8 к Народному собранию РД и Счетной палате РД о признании незаконными решения комиссии Счетной палаты РД от <дата>, приказов Счетной палаты РД от <дата>-лс/д и от <дата>-лс, постановления Народного собрания РД от <дата>-VI НС, восстановлении на работе в должности аудитора и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, отказать».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО12, выслушав объяснения истца ФИО8 и его представителя ФИО6, просивших решение суда отменить, представителей Счетной палаты РД ФИО7 и Народного Собрания РД ФИО10, просивших решение суда оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

Установила:

ФИО8 обратился в суд с иском к Народному собранию РД (далее НС РД) и Счетной палате РД (далее СП РД) о признании незаконными решения комиссии СП РД, приказов СП РД, постановления НС РД, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

В обоснование исковых требований указал, что работал с <дата> аудитором Счетной палаты РД. Постановлением Народного Собрания от <дата> за -VI он досрочно освобожден от должности аудитора Счетной палаты РД в связи с допущенными нарушениями требований законодательства РД при осуществлении возложенных на него полномочий, установленными Комиссией по вопросам соблюдения должностными лицами Счетной палаты РД требований законодательства.

В вышеуказанном постановлении не указывается, какой закон нарушен им, какие конкретно нарушения им допущены, и в чем они выразились.

Полагает, что Комиссией СП РД не соблюден порядок установления нарушений законодательства РД, допущенных конкретно им. Заседание вышеуказанной комиссии проведено <дата> на основании приказа СП РД -од от <дата> «О комиссии по вопросам соблюдения должностными лицами СП РД требований законодательства», руководствуясь поручением председателя СП РД. Комиссия СП РД была создана с целью рассмотреть совершенно другие вопросы, по обращению Комитета НС РД, а не то, что рассмотрели.

В решении комиссии указывается, что рассматривались документы и материалы, свидетельствующие о наличии фактов нарушения должностными лицами СП РД требований законодательства РФ и РД при осуществлении возложенных на них полномочий. Комиссия не указала, какие конкретно материалы и документы, и в отношении кого рассматривались, а также не указывается, кем и какое законодательство РФ и РД нарушено, и не конкретизированы нарушения законоположений, предполагаемые комиссией.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО8 просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что судом остались не выясненными подлинные обстоятельства, по которым возник спор - незаконное представление СП РД, которое НС РД незаконно допустило к рассмотрению, и в результате приняло незаконное постановление о его досрочном освобождении от должности. Исходя из этого обстоятельства, суд должен был определить юридически значимые обстоятельства. Оспариваемое решение суда в части незаконности представления председателя СП РД ограничено исключительно правовой оценкой обстоятельств наложения на него дисциплинарных взысканий, а в части незаконности постановления НС РД, решение обосновано тем, что при голосовании в НС РД нарушений нет.

Без правовой оценки остался тот факт, что в суде установлено, что представление председателя СП РД, за подписью зампредседателя СП РД Казанбиева в НС РД направлено <дата>, тогда как это представление, для рассмотрения в повестку дня Президиума НС РД включено 12.12.17г. Указанное противоречие в суде ответчики не смогли объяснить, этому факту в оспариваемом решении суда правовая оценка не дана.

Судом не исследованы и не приняты во внимание его доводы о том, что он досрочно освобожден от должности постановлением НС РД по представлению председателя СП РД, сделанного им с превышением властных полномочий, который такими полномочиями не наделен. При том, такое представление СП РД сделано на основании решения Комиссии по вопросам соблюдения должностными лицами СП РД требований законодательства от <дата>, которая не уполномочена рассматривать и выносить решение по вопросу соблюдения аудитором требований законодательства, такими полномочиями наделен исключительно Глава РД. Законность вынесения представления председателя СП РД и решения Комиссии от 13.12.17г. судом также не проверена.

В возражениях на апелляционную жалобу председатель Счетной палаты РД ФИО9 и представитель Народного собрания РД ФИО10, указывая на законность и обоснованность решения суда, просят оставить его без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Закона «О счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» от 15.11.2011г. , Счетная палата Республики Дагестан является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Дагестан, образуемым Народным Собранием Республики Дагестан и подотчетным ему.

Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Народного Собрания Республики Дагестан.

Законом Республики Дагестан N18 от <дата> "О государственных должностях Республики Дагестан" должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Дагестан отнесены к государственным должностям РД.

Постановлением Народного собрания РД от <дата> за - YI «О поручении Счетной палате РД на 2017 год» п. 10 аудит эффективности реализации МО РД переданных государственных полномочий РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, за 2016 год (четвертый квартал).

В соответствии с п.2 Регламента Счетной палаты РД, аудиторы в целях осуществления внешнего государственного финансового контроля организуют проведение конрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий и осуществляют контроль за их проведением (в части возглавляемых направлений).

Согласно ст.21 Регламента, отчет о результатах контрольного мероприятия оформляется в письменном виде должностным лицом, уполномоченным руководителем контрольного мероприятия, подписывается руководителем контрольного мероприятия и в срок не позднее 10 рабочих со дня представления ему акта проверки и иных материалов контрольного дела, представляется под роспись руководителю аппарата Счетной палаты.

Из служебной записки руководителя аппарата Счетной палаты РД по результату проведенного аппаратом Счетной палаты РД контроля за реализацией аудиторскими направлениями Плана работы Счетной палаты Республики Дагестан на 2017 год, установлено, что аудитором ФИО8 в нарушение части 3 статьи 15 Закона РД «О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» не исполнен пункт 1.2.4 Плана, а именно не организовано проведение следующей тематической проверки: «Анализ эффективности реализации муниципальными образованиями Республики Дагестан переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения».

Указанная проверка включена в План работы Счетной палаты РД на 2017 год на основании постановления Народного Собрания Республики Дагестан от <дата>-VI НС «О поручении Счетной палате Республики Дагестан».

В соответствии со ст. 193 ТК РФ у истца было затребовано письменное объяснение по вопросу неисполнения плана работы Счетной палаты РД на 2017 год, он отказался от дачи объяснений, о чем <дата> составлен акт.

Приказом Счетной палаты РД от <дата>-лс ФИО8 объявлен выговор за не обеспечение вопросов, связанных с реализацией постановления Народного Собрания РД от <дата> за -VI «О поручении Счетной палате РД на 2017 год» и неисполнение отдельных пунктов плана работы Счетной палаты РД от 2017 год по разделам «Экспертно-аналитические мероприятия», «Тематические проверки».

Приказом Счетной Палаты РД от <дата> за -од образована Комиссия по вопросам соблюдения должностными лицами палаты РД требований законодательства.

Решением этой комиссии от <дата> за установлено, что аудитором Счетной палаты РД, ФИО8 при осуществлении возложенных на него полномочий допущено нарушение требований законодательства РД, выраженное в неисполнении пункта 10 части 1 постановления Народного Собрания Республики Дагестан от <дата>-V1 НС «О поручении Счетной палате Республики Дагестан» и части 1 статьи 21 Регламента Счетной палаты Республики Дагестан. В протоколе заседания комиссии отражено в чем выражено это нарушение – не проведение тематической проверки, которая была включена в план работы Счетной Палаты РД на основании вышеуказанного постановления Народного Собрания РД.

Эти нарушения со стороны ФИО8 явились основанием привлечения его к дисциплинарной ответственности и вынесения оспариваемого приказа Счетной Палаты РД от <дата> за -лс.

Согласно акта от <дата>ФИО8 отказался от ознакомления с вышеуказанным приказом.

Из материалов дела также следует, что по результатам служебной проверки, проведенной на основании приказа Счетной Палаты РД от <дата>-лс\д установлено отсутствие надлежащего контроля со стороны аудитора ФИО8 за проведением проверки организации бюджетного процесса, законности и результативности использования бюджетных и внебюджетных средств, при исполнении бюджета муниципального образования Бежтинский участок, бюджетов сельских поселений, получателей межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета РД. Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения приказа СП РД от <дата> за -лс\д об объявлении ФИО8 предупреждения.

Аналитическая справка о выполнении мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленная ФИО8 в подтверждение доводов о выполнении им запланированных указанных выше мероприятий, оценена судом критически.

В суде не подтвердился факт подачи истцом указанной справки.

Постановлением Народного собрания РД от <дата>-VI ФИО8 досрочно освобожден от должности аудитора Счетной палаты РД в соответствии с п.5 ч.5 ст.7 Закона Республики Дагестан от <дата> «О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» (нарушение требований федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан при осуществлении возложенных должностных полномочий). За решение о досрочном освобождении ФИО8 проголосовало большинство от установленного числа депутатов Народного Собрания Республики Дагестан.

Постановлением Народного собрания РД -YI НС ФИО8 досрочно освобожден от должности аудитора Счетной палаты РД в соответствии с п.5 ч.5 ст.7 Закона Республики Дагестан от <дата> «О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований», нарушения требований федерального законодательства и законодательства Республики Дагестан при осуществлении возложенных на них должностных полномочий.

Поскольку Народное Собрание РД по отношению к председателю, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Республики Дагестан не является работодателем, приказом председателя Счетной Палаты РД от <дата> за -лс на основании постановления Народного Собрания РД от <дата>-VI истец освобожден от замещаемой должности с <дата>.

Довод жалобы о том, что нарушен порядок увольнения истца, со ссылкой на то, что председатель Счетной палаты РД и ведомственная комиссия указанного органа не правомочна проверять деятельность аудиторов в части соблюдения законодательства при осуществлении возложенных на них полномочий, представлять в Народное Собрание РД соответствующие материалы для досрочного освобождения их от должности, поскольку такими полномочиями наделен исключительно Глава Республики Дагестан, является необоснованным.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 14 Закона Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» от 15.11.2011г. (далее - Закон РД) порядок ведения дел, подготовки и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, взаимодействие структурных подразделений и иные вопросы внутренней деятельности Счетной палаты определяются Регламентом Счетной палаты.

В соответствии со ст.1 Регламента Счетной палаты РД положения Регламента являются обязательными для исполнения всеми сотрудниками Счетной палаты РД.

По вопросам, порядок решения которых не урегулирован Регламентом, а также если их решение не относится к компетенции Коллегии Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты, решения принимаются Председателем Счетной палаты.

Порядок решения таких вопросов устанавливается Председателем Счетной палаты и вводится в действие приказом или распоряжением, обязательными для исполнения всеми сотрудниками Счетной палаты.

Согласно пунктов 1, 10, 11 части 1 статьи 15 Закона РД от <дата> «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» Председатель Счетной палаты РД:

- осуществляет общее руководство деятельностью Счетной палаты;

- осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе, полномочия по найму и увольнению работников, не являющихся государственными гражданскими служащими;

- издает приказы и распоряжения.

Несостоятельным является и довод апелляционной жалобы ФИО8 о фальсификации принятых ответчиками решений, имея в виду, что оспариваемое решение Комиссии Счетной палаты РД поступило в Народное Собрание РД <дата>, тогда как вопрос о досрочном прекращении его полномочий был включен в повестку дня Президиума Народного Собрания РД <дата>, поскольку Президиум Народного Собрания РД не наделен таким полномочием, как досрочное прекращение полномочий аудиторов Счетной палаты РД, решение данного вопроса входит в компетенцию депутатов Народного Собрания РД.

В статье 16 Регламента Народного Собрания РД указано, что в соответствии со статьей 66 Конституции Республики Дагестан Президиум Народного Собрания РД готовит проекты повестки дня сессий Народного Собрания (которая принимается самим Народным Собранием), а также рассматривает вопросы проекта повестки дня, определяя готовность их для внесения на рассмотрение Народного Собрания.

Из возражений представителя Народного Собрания РД следует, что постановлением Президиума Народного Собрания РД от <дата> «О созыве пятнадцатой сессии Народного Собрания Республики Дагестан шестого созыва» постановлено созвать пятнадцатую сессию Народного Собрания РД <дата> и внести предложение о рассмотрении на сессии 25 вопросов, в том числе вопрос под «Об освобождении от должности аудиторов Счетной палаты», без указания фамилий, то есть на заседании Президиума Народного Собрания РД <дата> вопрос о досрочном прекращении полномочий истца не предлагался к рассмотрению на сессии.

<дата> в Народное Собрание РД поступили материалы по факту допущенных аудиторами ФИО8 и ФИО11 нарушений требований законодательства при осуществлении возложенных на них полномочий. Указанные материалы были рассмотрены на заседании Комитета по бюджету, финансам и налогам <дата>, на котором было принято решение рекомендовать Народному Собранию РД принять проекты постановлений об освобождении от должности аудиторов Счетной палаты ФИО8 и ФИО11

Постановлением Президиума Народного Собрания от <дата> «О повестке дня и порядке работы пятнадцатой сессии Народного Собрания Республики Дагестан шестого созыва» постановлено внести предложение о рассмотрении на сессии 28 вопросов, в том числе вопрос под «Об освобождении ФИО8 от должности аудитора Счетной палаты РД».

<дата> на заседании Народного Собрания РД указанный вопрос был включен в повестку дня сессии и за решение о досрочном освобождении ФИО8 от должности аудитора Счетной палаты РД проголосовало большинство от установленного числа депутатов Народного Собрания РД.

Согласно части 5 статьи 7 Закона РД от <дата> «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» председатель, заместитель председателя, аудиторы Счетной палаты РД досрочно освобождаются от должности на основании постановления Народного Собрания Республики Дагестан, в связи с чем, депутаты вправе были рассмотреть указанный вопрос, включенный в повестку дня сессии.

Изложенным опровергаются доводы ФИО8 о нарушении порядка и процедуры его увольнения, фальсификации принятых ответчиком решений.

Таким образом, оспариваемое решение о прекращении полномочий истца принято полномочным органом и в предусмотренном законом порядке.

При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для удовлетворения требований ФИО8

Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.


Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:

решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО8 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: