ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2447/20 от 19.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья: Заботина О.Л. Дело №33-2447/2020

УИД 24RS0002-01-2019-004390-45

2.045-г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего – Платова А.С.

судей - Пашковского Д.И.,Сударьковой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ануфриевой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В., гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации города Ачинска о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истца ФИО1

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 06 ноября 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образования администрации города Ачинска о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению образования администрации г. Ачинска о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда. Свои требования истец мотивировал тем, что на основании трудового договора № 25/09 от 05.06.2009 г. работает у ответчика слесарем - сантехником 4 разряда. По условиям трудового договора оплата его труда состоит из оклада в размере 2 971 руб., персональной выплаты 20%, оплаты за вредность 4%, компенсации за стаж 25%, за интенсивность труда 135%, надбавки за особый режим работы 125%, доплаты за работу в ночное время и праздничные дни.

В период с сентября 2018 года по май 2019 года он неоднократно привлекался работодателем для работы в выходные и праздничные дни, а также к работе в ночное время. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса РФ в указанный период доплата за работу в праздничные дни подлежала исчислению исходя из установленного минимального размера оплаты труда, поскольку указанные выплаты, в отличие от компенсационных выплат иного характера, не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы. Кроме того, оплата в ночные часы подлежит исчислению исходя из размера оклада и всех иных стимулирующих и компенсационных выплат.

С учетом уточнений исковых требований просил взыскать с ответчика недополученную заработную плату за работу в праздничные дни в сумме 6259,27 руб. и за работу в ночные часы в сумме 17400,22 руб., а также компенсировать моральный вред, причиненный нарушением трудовых прав, определив размер компенсации в сумме 2 000 рублей и возместить судебные расходы в сумме 2 500 рублей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Управлением образования администрации города Ачинска представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата работника - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

В силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" введены выплаты процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 11 сентября 1995 года №49 «Об утверждении разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока», на территории южных районов Красноярского края применяется 30-процентная надбавка к заработной плате.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела между ФИО1 и Управлением образования администрации г. Ачинска 05 сентября 2009 года был заключен трудовой договор № 25/09, по условиям которого истец был принят на работу в Управление образования администрации г.Ачинска слесарем - сантехником 4 разряда в ремонтно-эксплуатационную службу с 05.06.2009 г. (л.д. 79 Т.1).

В соответствии с условиями трудового договора, истцу была установлена оплата труда в соответствии с Положением по оплате труда. Доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются на основании локальных актов, действующих у работодателя. Районный коэффициент устанавливается в размере 30 %, размер процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях определяются в установленном Правительством РФ порядке (раздел 5 Договора).

Согласно п. 6.1 Договора работнику установлена пятидневная рабочая неделя.

Дополнительным соглашением № 4 от 13.09.2013 г. к трудовому договору от 05.06.2009 г. № 25/09 (л.д. 87 Т.1) стороны изменили существенные условия труда, указав, что на период отопительного сезона (с 16 сентября 2013 г. ) работнику ремонтно- эксплуатационной службы устанавливается сменный режим рабочего времени с выходными днями по скользящему графику, согласно Приложению № 10 коллективного договора управления образования Администрации г. Ачинска на 2012 – 2015 годы;

1 смена: время начало работы с 08 часов 00 минут; продолжительность перерыва для отдыха и питания – 60 минут; время окончания работы - 20 часов 00 минут;

2 смена : время начало работы с 20 часов 00 минут; продолжительность перерыва для отдыха и питания – 60 минут; время окончания работы 08 час.

При сменной работе по скользящему графику, где по условиям работы не может быть установлена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является отопительный сезон. Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов, исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной производственным календарем. Подсчет количества сверхурочных часов производится после завершения учетного периода. При суммированном учете рабочего времени ежегодно составляется и утверждается график работ. Суммированный учет рабочего времени ведется в табеле учета рабочего времени методом сплошной регистрации, лицом ответственным за составление указанного документа».

Дополнительным соглашением № 9 от 09.01.2017 г. к трудовому договору от 05.06.2009 г. № 25/09 истцу установлена система оплаты труда в соответствии с Положением об оплате труда работников Управления образования администрации г.Ачинска, не являющихся муниципальными служащими и лицами, замещающими муниципальные должности, в соответствии с которым должностной оклад составлял 2 857 руб. в месяц, установлены компенсационные выплаты: 25% надбавки за опыт работы в бюджетной сфере, 4% надбавки за работу с вредными условиями труда, 55% - надбавка за выполнение работ, связанных с обеспечением бесперебойной, безаварийной работы учреждений, 30% - надбавка к заработной плате за стаж в местностях с особыми климатическими условиями, 30% - районный коэффициент. Кроме того п. 5.5. договора установлено, что работнику устанавливаются персональные выплаты за календарный год и выплачивается 125% - за сложность, напряженность и особый режим работы, 80% - выплата за интенсивность труда и компетентность в принятии решения. Кроме того, по результатам деятельности работника (в качестве поощрения) подлежат выплате иные персональные выплаты и выплаты стимулирующего характера (л.д.94 Т.1).

Коллективным договором на 2017-2019 г.г., принятым общим собранием трудового коллектива Управления образования администрации г. Ачинска от 23.12.2016 (л.д. 193-227 Т. 1) предусмотрено, что оплата труда, выплата премий, надбавок, доплат, материальной помощи работникам структурных подразделений управления образования (кроме муниципальных служащих) осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников структурных подразделений управления образования, не отнесенных к должностям муниципальной службы, которое утверждается приказом работодателя с учетом мнения представительного органа работников (п. 7.1 Коллективного договора). Разделом 5 Коллективного договора определено, что работникам устанавливается 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями: суббота и воскресенье (п. 5.1). На период отопительного сезона (с 15 сентября по 15 мая) работникам ремонтно-эксплуатационной службы устанавливается сменный режим рабочего времени с выходными днями по скользящему графику (п. 5.4).

При сменной работе по скользящему графику, где по условиям работы не может быть установлена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Учетным периодом является календарный год, месяц, квартал и другие периоды.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов, исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной производственным календарем. Подсчет количества сверхурочных часов производится после завершения учетного периода (п. 5.5 коллективного договора).

Приказом руководителя управления образования от 22.12.2017 г. №577 утверждено Положение о системе оплаты труда работников управления образования администрации города Ачинска, не являющихся муниципальными служащими и лицами, занимающими муниципальные должности, которым с учетом изменений, утвержденных приказом от 01.11.2018 г. №380/1, действующих с 01.09.2018 г., установлены виды, размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера (л.д. 95-186 Т.1).

Согласно п. 3.1 указанного Положения выплаты компенсационного характера устанавливаются в процентах к установленному окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.

Работникам Управления образования выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время устанавливаются в размере 35% части оклада (должностного оклада), ставки заработной платы (рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, работе в условиях ненормированного рабочего дня и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 3.2 Положения).

Выплаты компенсационного характера за работу в выходные и нерабочие праздничные дни устанавливается работникам управления образования и выплачивается в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ, получающим должностной оклад: – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику за день или час работы, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени; - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки должностного оклада с учетов всех видов доплат, установленных работнику за день или час работы, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. В случае, если работнику, работающему в выходной или нерабочий праздничный день, по его желанию предоставлен другой день отдыха, оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в одинарном размере дневной или часовой ставки должностного оклада с учетом всех видов выплат, установленных работнику (п. 3.6 Положения).

Приложением №1 к Положению о системе оплаты труда работников для слесаря - сантехника установлен минимальный размер должностного оклада – 2 971 руб. в месяц.

Приказом работодателя от 14.09. 2018 г. № 428-к в связи с началом отопительного сезона, истец был переведен с 08.00 час. 13.09.2018 г. на сменный 12 часовой рабочий график (ол.д. 14 Т.1).

Приказом от 17.05.2019 г. №167-к по окончанию отопительного периода слесарь-сантехник ФИО1 переведен со сменного графика на 40-часовую рабочую неделю (л.д.15 Т. 1).

Отказывая истцу в удовлетворении требований о взыскании задолженности по заработной плате, суд пришел к выводу об отсутствии таковой, посчитав, что оплата работы в ночное время, выходные и праздничные дни произведена ответчиком в полном объеме.

Судебная коллегия считает обоснованными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца в части взыскания задолженности по заработной плате за работу в ночное время, так как в ходе судебного разбирательства не добыто доказательств, подтверждающих наличие задолженности перед истцом по оплате работы в ночное время.

Согласно представленным в материалы дела табелям учета рабочего времени (л.д. 50-68) ФИО1 в сентябре 2018 г. отработал 96,25 часов, из них дневных 64,25 часа, ночные 32 часа.

- в октябре 2018 г. истец отработал 176 часов, из них 112 часов дневных, 64 часа ночных.

- в ноябре 2018 г. ФИО1 отработал 176 часов, из них 112 часов дневных, 64 часа ночных, в праздничные дни отработано 4 часа.

- в декабре 2018 г. истец отработал 169 часов, из них 111 часов дневных, 58 часов ночных.

- в январе 2019 г. отработано 117 часов, из них 79 часов дневных, 38 часов ночных и 44 часа в праздничные дни. В период с 23.01.2019 г. ФИО1 являлся нетрудоспособным, что подтверждается графиком дежурств (л.д. 21 Т.1) и не оспаривалось истцом в судебном заседании.

- в феврале 2019 г. отработан 121 час, из них 73 часа дневных, 48 часов ночных, 11 часов в праздничный день.

- в марте 2019 г. отработано 176 часов, из них 112 часов дневных, 64 часа ночных, в праздничные дни истец не работал.

- в апреле 2019 г. отработано 169 часов, из них 111 часов дневных, 58 часов ночных.

- в мае 2019 г. отработано 169,5 часов, из них 131,5 часов дневных, 38 часов ночных, в праздничные дни истцом отработано 14 часов. Проверив расчет заработной платы истца за работу в ночные часы, суд пришел к выводу о правильности начисления истцу заработной платы за работу в ночное время.

Так, в сентябре 2018 г. при норме часов 160, истцом отработано 96,28 часов.

оклад 2971 руб.: 160=18,57 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 18,57*35%*32 часа = 207,97 руб.

Ответчиком за сентябрь 2018 г. за работу в ночное время начислено 207,97 руб.

В октябре 2018 г. при норме часов 184, истцом отработано 176 часов.

оклад 2971 руб.: 184=16,15 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 16,15*35%*64 часа = 361,7 руб.

Ответчиком за октябрь 2018 г. за работу в ночное время начислено 361,69 руб.

В ноябре 2018 г. при норме часов 168, истцом отработано 176 часов.

оклад 2971 руб.: 168=17,68 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 17,68*35%*64 часа = 396,03 руб.

за работу в праздничные дни 17,68*4 часа=70,72 руб.

Ответчиком за ноябрь 2018 г. за работу в ночное время начислено 396,13 руб., за работу в праздничные дни начислено 70,74 руб.

В декабре 2018 г. при норме часов 167 истцом отработано 169 часов.

оклад 2971 руб.: 167=17,79 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 17,79*35%*58 часов = 361,14 руб.

Ответчиком за декабрь 2018 г. за работу в ночное время начислено 361,15 руб.

В январе 2019 г. при норме часов 136 истцом отработано 117 часов.

оклад 2971 руб.: 136=21,84 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 21,84* 35%*38 часов = 290,47 руб.

за работу в праздничные дни 21,84 *44 часа=960,96 руб.

Ответчиком за январь 2019 г. за работу в ночное время начислено 290,55 руб., за работу в праздничные дни начислено 961,21 руб.

В феврале 2019 г. при норме часов 159 истцом отработано 121 час.

оклад 2971 руб.: 159=18,68 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 18,68* 35%*48 часов = 313,82 руб.

за работу в праздничные дни 18,68*11 часов=205,48 руб.

Ответчиком за февраль 2019 г. за работу в ночное время начислено 313,92 руб., за работу в праздничные дни начислено 205,54 руб.

В марте 2019 г. при норме часов 159 истцом отработано 176 часов.

оклад 2971 руб.: 159=18,68 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 18,68* 35%*64 часа = 418,43 руб.

Ответчиком за март 2019 г. за работу в ночное время начислено 418,56 руб.

В апреле 2019 г. при норме часов 175 истцом отработано 169 часов.

оклад 2971 руб.: 175=16,98 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 16,98* 35%*58 часов = 344,69 руб.

Ответчиком за апрель 2019 г. за работу в ночное время начислено 344,64 руб.

В марте 2019 г. при норме часов 143 истцом отработано 169,5 часов.

оклад 2971 руб.: 143=20,77 руб. (стоимость часа работы)

за работу в ночное время: 20,77* 35%*38 часов = 276,24 руб.

за работу в праздничные дни 20,77*14 часов=290,78 руб.

Ответчиком за май 2019 г. за работу в ночное время начислено 276,32 руб., за работу в праздничные дни начислено 290,86 руб.

Как следует из представленного расчета оплата работы в ночное время производилась ответчиком в размере 35% за каждый час работы от стоимости одного часа исходя из установленного истцу должностного оклада, что предусмотрено локальными актами работодателя и не противоречит ст. 154 ТК РФ.

Доводы жалобы истца о том, что доплата за работу в ночное время должна производиться исходя из минимального размера оплаты труда не основана на нормах действующего трудового законодательства, так как минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации не является минимальным окладом. Статьи 129,133 ТК РФ допускают установление окладов ( тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об обоснованности оплаты работы в ночное время исходя из оклада истца, является правильным.

Вместе с тем, судебная коллегия не может огласиться с выводами суда об отказе истцу в удовлетворении требований о взыскании с ответчика недополученной заработной платы за работу в праздничные дни.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 года № 17-П « По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой- четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО2» взаимосвязанные положения статьи 129 частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой- четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового Кодекса Российской Федерации не предполагают включения в состав заработной платы ( части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Таким образом, оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни должна производиться сверх минимального размера оплаты труда.

Согласно п.3.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П « По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО3, ФИО4 и других» часть первая статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы – оклада( должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной и нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных и тем самым- к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Соответственно при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада( должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки ( части оклада(должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Аналогичные разъяснения содержаться и в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 02 ноября 2018 года № 14-1/В-872 О повышенной оплате труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. В частности, при привлечении работников заработная плата которых помимо месячного оклада( должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки( части оклада(должностного оклада) за день или час работы) должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Выявленный в Постановлении Конституционного Суда от 28 июня 2018 года № 26-П конституционно- правовой смысл части первой статьи 153 ТК РФ является общеобязательным, что исключает любое иное толкование в правоприменительной практике.

Суд, при разрешении требований истца не принял во внимание принятое Конституционным Судом РФ Постановление № 26-П, вследствие чего, пришел к ошибочному выводу об отсутствии задолженности ответчика перед истцом по оплате работы в выходные или нерабочие праздничные дни. При таких обстоятельствах, решение в части отказа истцу в удовлетворении требований о взыскании задолженности за работу в праздничные дни подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Как следует из табелей учета рабочего времени и расчетных листков по начислению истцу заработной платы в спорном периоде истец привлекался к работе в праздничные дни в соответствии с графиком работы в ноябре 2018 года – 4 часа, в январе 2019 года – 44 часа ( из которых 16 часов в ночное время и 28 часов в дневное время), в феврале 2019 года 11 часов в дневное время, в мае 2019 года - 14 часов ( 12 из которых в ночное время и 2 часа в дневное время).

Доказательств, подтверждающих, что истцу предоставлялись отгулы за работу в праздничные дни материалы дела не содержат.

Таким образом, задолженность ответчика перед истцом за спорный период по оплате работы в праздничные дни составит:

за ноябрь 2018 года - 808 рублей 62 копейки исходя из следующего расчета:

Минимальный размер оплаты труда в РФ в ноябре 2018 года составлял 11163 рубля, норма часов по производственному календарю – 168 часов, фактически истцом было отработано 176 часов.

Заработная плата истца включая стимулирующие выплаты не могла быть меньше МРОТа и составит:

11163 : 168 х 176 = 11694,57

11694,57 + 396,13 ( оплаченные ночные часы) = 12090,70

12090,70 х 1,6 ( компенсационные выплаты в виде районного коэффициента – 30%, северной надбавки – 30%) = 19345,12

19345,12: 176 фактически отработанных часов = 109,92 ( стоимость одного часа)

109,92 х 2 х 4 часа = 879,36

Истцу в качестве оплаты работы в праздничные дни было начислено 70 рублей 74 копейки, которые подлежат зачету, соответственно недополученная заработная плата за ноябрь 2018 года составит 808 рублей 62 копейки из расчета:

879,36 – 70,74 = 808,62

Недополученная заработная плата за январь 2019 года составит:

МРОТ – 11280 рублей, норма часов по производственному календарю - 136 часов, фактически истцом отработано - 117 часов, в том числе 44 часа в праздничные дни из которых 16 часов в ночь)

11280 : 136 х 117 = 9704,12

9704,12 + 290,55 ( оплата ночных часов)= 9994,67 х 1,6 = 15991,47

15 997,47 : 117 = 136,68 ( стоимость одного часа работы)

136,68 х 16( праздничных ночных часов) х 35% + (136,68 х 16) = 2952,29

136,68 х 28 часов отработанных в дневное время в праздничные дни) = 3827,04

Оплата праздничных часов в январе производится в одинарном размере часовой ставки, так как работа выполнялась в пределах месячной нормы часов.

Общая сумма недополученной заработной платы за январь 2019 года составит 5818 рублей 37 копеек из расчета:

2952,29 + 3827,04 = 6779,33 – 960,96 ( фактически выплаченная заработная плата за работу в праздничные дни) = 5818,37.

В феврале 2019 года норма часов по производственному календарю

составила 159 часов, истцом фактически было отработано 121 час, в том числе праздничных 11 часов.

Недополученная заработная плата составит 1071 рубль 56 копеек из расчета:

11280 : 159 х 121 = 8584,15 х 1,6 = 13734,64

13 734,64 + 313,92 ( оплата работы в ночные часы) = 14048,56

14048,56 : 121 ч. = 116,10 ( стоимость одного часа)

116,10 х 11 ч.(отработанных в праздничные дни)= 1277,10

1277,10 – 205,54( фактически оплаченные часы за работу в праздничные дни) = 1071,56

Оплата за работу производится исходя из однократной часовой тарифной ставки, так как работы в праздничные дни выполнялась в пределах месячной нормы.

Недополученная заработная плата за работу в праздничные дни в мае 2019 года составит 4398 рублей 18 копеек из расчета:

Норма часов по производственному календарю -143 часа, фактически истцом было отработано – 169,5 часов, из которых в праздничные дни – 14 часов (2ч. в дневное время и 12 часов в ночное).

11280 : 143 х 169,5 = 13370,35 + 276,32 ( оплата работы в ночное время) = 13646,67

13 646,67 х 1,6 = 21834,67

21834,67: 169,5 = 128,82

(128,82 х 2 х 12) х 35% + 128,82 х 2 х 12 = 4173,77

128,82 х 2 х 2 ч.= 515,28

Общая сумма составит 4 173,77 + 515,28 = 4689,05

4689,05 – 290,87 ( фактически начисленная ответчиком оплата за работу в праздничные дни) = 4398,18

Общая сумма недополученной заработной платы за работу в праздничные дни за спорный период составит 12096 рублей 73 копейки из расчета:

4398,18 + 1071,56 + 808,62 + 5818,37 = 12 096,73.

Судебная коллегия считает обоснованными доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном отказе суда в удовлетворении требований о компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Поскольку ответчиком было нарушено право истца на своевременное и в полном объеме получение заработной платы, судебная коллегия считает обоснованными требования истца о компенсации морального вреда. При определении размера компенсации, судебная коллегия принимает во внимание степень и характер допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца, обстоятельства, при которых был причинен вред и считает справедливым определить размер компенсации в сумме 2 000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца как стороны в пользу которой состоялось решение суда подлежат возмещению понесенные истцом расходы по составлению искового заявления в размере фактически понесенных 2500 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, пропорциональной удовлетворенной части предъявленных требований, что по требованиям имущественного характера составит - 483 рубля 73 копейки, по требованиям о компенсации морального вреда - 300 рублей, так как истец освобожден от ее уплаты в соответствии со ст. 333-36 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

Решение Ачинского городского суда от 06 ноября 2019 года в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению образования администрации города Ачинска о взыскании задолженности по заработной плате за работу в праздничные дни, компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов – отменить.

Принять в этой части по делу новое решение, которым взыскать с Управления образования администрации г. Ачинска в пользу ФИО1 заработную плату за работу в праздничные дни за период с сентября 2018 по май 2019 года включительно в сумме 12 096 рублей 73 копейки, компенсацию морального вреда 2 000 рублей, в возмещение судебных расходов - 2500 рублей и госпошлину в доход местного бюджета – 783 рубля 87 копеек.

В остальной части решение того же суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: