ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2447/2022 от 19.07.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-2447/2022

судья Беспечанский П.А. 1 инст. 2-2272/2021

УИД 75RS0025-01-2021-003151-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Трифонова В.А.,

судей Алёкминской Е.А., Комковой С.В.,

при секретаре Балагуровой А.Г.,

с участием прокурора Ульвачева А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 19 июля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу, Жилищно – коммунальной службе филиала ФГБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу о понуждении к действиям

по апелляционной жалобе представителя ответчика филиала ФГБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу Булыгиной Г.А.

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 22 декабря 2021 года, которым постановлено:

«Исковые заявления удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка (войсковая часть , )».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор обратился с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее. Военной прокуратурой гарнизона Дровяная проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности федеральной собственности, в том числе о противодействии терроризму. В ходе надзорных мероприятий установлено, что на территории военного городка с. Домна расположен , при этом наружное освещение периметра городков находится в неудовлетворительном состоянии. В настоящее время на территории указанных военных городков неисправно более 25% приборов освещения периметра, на данных объектах в течение длительного периода времени должностными лицами жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу обязанности по обслуживанию сетей наружного освещения периметра, включая осветительные приборы, не исполняются, замена вышедших из строя ламп и светильников освещения, не производится. Несмотря на ранее осуществленное прокурорское реагирование (представление об устранении нарушений закона исх. у/440 от 12.05.2021), до настоящего времени остается нерешенным вопрос с надлежащим исполнением рассматриваемых обязанностей по обслуживанию сетей наружного освещения периметра. Просил суд возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт сетей наружного освещения, включая замену вышедших из строя ламп и светильников освещения на территории военного городка (, ) (л.д.5-9).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 89-91).

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ Булыгина Г.А. просила решение суда отменить. На основании приказа Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной деятельностью которого является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем – Министерством обороны РФ, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Эксплуатационное обслуживание наружного освещения производится на основании планов работ, сформированных по результатам проведенных весенних/осенних осмотров в текущем году, на последующий в рамках доведенных бюджетных субсидий. Весенний осмотр линий наружного освещения , проведены в установленные сроки с составлением актов осмотра. На основании результатов осмотра выявлено, что на территории находятся 105 светильников РКУ-250, из них 90 светильников находятся в неисправном состоянии. На основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 (ред. от 21.04.2018) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», к закупке запрещены лампы накаливания, ртутьсодержащие лампы, натриевые и люминесцентные лампы, неэнергоэффективная пускорегулирующая аппаратура. Неисправное осветительное оборудование ремонту и обслуживанию не подлежит, необходима замена на энергоэффективные светодиодные светильники. В ЖКС имеется электротехнический персонал, запас материалов и оборудования для частичной замены светильников на светодиодные светильники, ввиду отсутствия автогидроподъемника данные работы произвести не предоставляется возможным. Непосредственное обслуживание светильников сетей наружного освещения № (, ) осуществляется производственным участком 9/1 ЖКС филиала ФГБУ «ЦЖКУ» по ВВО. На сегодняшний день произведена замена 30 светильников (л.д. 110-111).

Определением Читинского районного суда от 26.04.2022 г. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы (л.д.160).

Командир , будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, об отложении не просил.

В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО Продан Ю.Е., полагавшей необходимым отменить решение суда, апелляционную жалобу удовлетворить, прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1, подпункт "ж" пункта 2).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3 Приказа).

Уставом ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации предусмотрено, что учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с настоящим уставом и основными видами деятельности, а также вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания (пункты 6, 16).

Учреждение наделяется имуществом, закрепленным за ним Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления или предоставленным в безвозмездное пользование; учреждение обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним или предоставленного в безвозмездное пользование имущества и использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом (пункты 19, 27).

Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с п.21, 25 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления в безвозмездное пользование. Осуществляет деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и технических сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных сетей в многоквартирных домах закрытых военных городков.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что согласно акта технического состояния (дефектный акт) (линии НО) от , в соответствии с осмотром наружного освещения светильники РКУ 250 находятся в неудовлетворительном состоянии, а именно отсутствуют защитные колпаки-19 шт., 14 светильников в нерабочем состоянии. Необходима замена светильников РКУ 250 в количестве 33 шт. (л.д.34-35).

Актом общего осмотра освещения от 2019 г., в ходе общего осмотра освещения территории складов РАВ состояние опор наружного освещения удовлетворительное. Из 86 светильников не освещают 48 по причине перегоревших ламп и дросселей (л.д.35).

Актами общего осеннего, весеннего осмотров сети наружного освещения от , , наружное освещение воздушной прокладки , находится в удовлетворительном состоянии, нуждается в текущем ремонте (л.д.37, 39-40,44,45-46).

Актом выполненных работ от -КЖФ ответчик произвел замену светильников в количестве 30 штук (л.д.71).

Возлагая обязанность по ремонту на ответчика в лице ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, суд правильно исходил из того, что именно ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с Положением о ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО), утвержденным , обеспечивает и содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование и капитальный, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт и общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков). Непосредственное обслуживание сетей наружного освещения военного городка осуществляется производственным участком 9/2 жилищно-коммунальной службы 9 филиала учреждения по Восточному военному округу.

Приказом Д. Д. имущественных отношений Министерства обороны РФ от вышеназванное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» МО России.

Согласно п.14 устава учреждения, утвержденного приказом Д. Д. имущественных отношений МО РФ от 03.02.2017 №607, утвержденного приказом Д. Д. имущественных отношений МО РФ от основными видами деятельности являются, в том числе ремонт электрического оборудования, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, ремонт электрического оборудования передаче электроэнергии и технологическое присоединение по распределительным электросетям и т.д. (л.д.129).

Оснований оспаривать этот вывод суда не имеется, так как обязанность возложена на соответствующий орган в соответствии с его правомочиями, закрепленными в локальных нормативных актах.

Доводы жалобы о том, что на основании Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 (ред. от 21.04.2018) «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», к закупке запрещены лампы накаливания, ртутьсодержащие лампы, натриевые и люминесцентные лампы, неэнергоэффективная пускорегулирующая аппаратура, неисправное осветительное оборудование ремонту и обслуживанию не подлежит, необходима замена на энергоэффективные светодиодные светильники, в настоящее время произведена замена 30 светильников судебной коллегией отклоняются, так как не свидетельствуют о неисполнении обязанностей, предусмотренных п.14 Устава.

Довод жалобы об отсутствии автогидроподъемника отклоняется, так как ответчик не лишен возможности заключения договоров с подрядными организациями для исполнения обязанностей, закрепленных в Уставе.

В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть признаны состоятельными, так как не опровергают выводы суда, по существу сводятся лишь к несогласию с ними, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Читинского районного суда Забайкальского края от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме: 26 июля 2022 года.

Председательствующий: В.А.Трифонов

Судьи: Е.А.Алёкминская

С.В.Комкова