ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2451/19 от 08.04.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-2451/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.

судей Серегиной А.А., Сенотрусовой И.В.

при секретаре Шадрине Б.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 апреля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советско-Гаванского городского суда от 17 января 2019 года по иску ФИО1 к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», войсковой части 25030-18 о взыскании оплаты за дополнительный отпуск, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи ФИО7, пояснения представителя ФКУ «ОСК ВВО» ФИО3, представителя ФКУ «УФО Минобороны России по Хабаровскому краю» ФИО4, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился с иском к филиалу № 2 ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Хабаровскому краю», в котором просил взыскать оплату дополнительного отпуска и компенсацию морального вреда, указав, что с 2007 года работает в войсковой части 25030-18 в должности <данные изъяты> с ним заключен трудовой договор. Он имеет право на льготы в соответствии с законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС. Ежегодно ему предоставляли дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней. 04 июля 2018 года командиром войсковой части издан приказ о предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 14 календарных дней как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Филиалом № 2 ФКУ «УФО Минобороны России по Хабаровскому краю» приказ возвращен без оплаты, ему разъяснено, что данный вид отпуска должен оплачиваться КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району». На его обращение в КГУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» об оплате дополнительного отпуска также поступил отказ с указанием, что данный вид отпуска должен оплачиваться органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная и приравненная к ней службы. На его письменное обращение в филиал № 2 ФКУ «УФО Минобороны России по Хабаровскому краю» поступил ответ от 18 сентября 2018 года , в котором указано, что поскольку в Постановлении Правительства РФ от 30.08.2005 № 542 Министерство обороны РФ не поименовано, следовательно, функция по оплате дополнительного отпуска возложена на орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства получателя.

Определением суда от 13 ноября 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ «УФО Минобороны России по Хабаровскому краю», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковая часть 25030-18.

Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 17 января 2019 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, не соглашаясь с выводом суда о том, что компенсацию в виде оплаты дополнительного отпуска он должен получать в органе социальной защиты населения. Заявитель жалобы указывает, что делая такой вывод, суд не учел Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542, согласно которым финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,…гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Так как он относится к гражданскому персоналу органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, ранее ему ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск, Министерство обороны РФ должно предоставить ему компенсацию. Судом не учтено, что центром социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району ему ранее было отказано в оплате отпуска именно в связи с тем, что он является гражданским персоналом Минобороны России.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

ФИО1 является гражданским персоналом Министерства обороны РФ, состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 25030-18 в должности <данные изъяты>.

ФИО1 является лицом, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживавшим в зоне отселения с 26 апреля 1986 года по август 1986 года, о чем 07 февраля 1995 года выдано удостоверение серия АХ .

Пунктом 6 части 1 стать 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определяющим категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указаны граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.

В соответствии со ст.17 указанного закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки: эвакуированным из зоны отчуждения - предусмотренные пунктами 3-12 части первой статьи 14 и пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Закона; переселенным (переселяемым) из зоны отселения - предусмотренные пунктами 4, 5, 7, 9, 11 и 12 части первой статьи 14, пунктом 2 части первой и пунктом 2 части третьей статьи 15 настоящего Закона.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотрено, что гражданам гарантируется использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Приказом командира войсковой части от 04 июля 2018 года ФИО1 предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 14 календарных дней на основании п.5 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Приказ содержит указание, что дополнительный отпуск оплачивается за счет средств федерального бюджета (ч.ч.1 и 2 ст.5 Закона РФ № 1244-1).

Филиалом № 2 ФКУ «УФО Минобороны РФ по Хабаровскому краю» ФИО1 13 августа 2018 года выдана справка , согласно которой в связи с предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней с 11 августа по 24 августа 2018 года в соответствии с ч.1 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» причитающаяся ФИО1 к выплате итоговая сумма составляет 19212 рублей 34 копейки из расчета среднего заработка 1372 рубля 31 копейка.

Письмом начальника филиала № 2 ФКУ «УФО Минобороны России по Хабаровскому краю» от 18 сентября 2018 года ФИО1 сообщено, что функции по оплате дополнительного отпуска возложены на орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства получателя, поскольку Минобороны России не поименовано в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 .

Письмом КГКУ «Центр социальной поддержки населения по Советско-Гаванскому району» от 20 августа 2018 года ФИО1 отказано в оплате дополнительного отпуска, предоставляемого гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с тем, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации на цели предоставления мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Обращаясь с настоящим иском, ФИО1 полагал, что поскольку он является гражданским персоналом органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, оплатить дополнительный отпуск должен финансовый орган по месту его работы.

Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оплатить дополнительный отпуск ФИО1 должен орган социальной поддержки населения по месту его жительства, поскольку Порядком, установленным Постановлением Правительства РФ, как на то указывает п.2 ст.4 Закона РФ № 1244-1, предусмотрено обращение получателем льгот и компенсаций в орган в сфере социальной защиты населения по месту жительства. Правила финансового обеспечения расходных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542, применению не подлежат, так как регулируют бюджетные правоотношения, в которых граждане не участвуют.

Судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции основан на неверном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Статьей 1 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. В соответствии со ст.2 указанного закона отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

В соответствии с ч.7 ст.4 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.5 Закона предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных полномочий 30 августа 2005 года Правительством РФ принято Постановление № 542, которым утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств РФ по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в теку Теча» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Указанными Правилами разделены финансовые потоки средств из федерального бюджета на финансирование мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, в том числе работающим (независимо от места работы), федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и остальным гражданам, пострадавшим в результате воздействия радиации, Федеральной службе по труду и занятости.

03 марта 2007 года принято Постановление Правительства РФ № 136 «О порядке предоставления мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также выплаты пособия на погребение граждан, погибших (умерших) в связи с Чернобыльской катастрофой», которым, в том числе, утверждены Правила оплаты дополнительного оплачиваемого отпуска и предоставления единовременной компенсации на оздоровление, выплачиваемой одновременно с дополнительным оплачиваемым отпуском гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять за счет средств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год на меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.

Анализ приведенных нормативных актов показывает, что Правительство РФ, определив порядок финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки в зависимости от категории граждан, имеющих право на такие меры, разработало порядок предоставления мер социальной поддержки только для категории граждан, получающих льготы и компенсации за счет средств, передаваемых из федерального бюджета Федеральной службе по труду и занятости, не предусмотрев такой порядок для граждан, указанных в п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542.

При этом, как следует из материалов настоящего гражданского дела, отсутствие такого порядка ранее в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, указанным в п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2005 № 542, не препятствовало, ответчик отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки при отсутствии изменений в нормативных актах, регулирующих спорные отношения.

Отсутствие правового регулирования порядка предоставления льгот, компенсаций и мер социальной поддержки не может являться основанием для отказа в предоставлении таких льгот и компенсаций.

В связи с изложенным выше судебная коллегия признает необоснованным и вывод суда первой инстанции о том, что спорные отношения регулируются Правилами оплаты дополнительного отпуска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 № 136, поскольку вывод суда основан на неверном рассуждении от обратного о том, что уполномоченным органом такой порядок определен, а поскольку в утвержденном порядке указан орган, обязанный производить спорные выплаты, именно к нему следует обращаться истцу.

Учитывая, что финансирование предоставления мер социальной поддержки осуществляется через федеральные бюджеты на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, следовательно, гражданский персонал указанных органов реализует свое право на получение льгот через финансовые органы этих ведомств, судебная коллеги приходит к выводу, что вопрос об оплате дополнительного отпуска гражданского персонала тех же федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции указанного федерального органа исполнительной власти, в связи с чем, исковое требование подлежит удовлетворению в части взыскании оплаты за дополнительный отпуск.

Исковое требование о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку положениями статей 151, 152, 1099 Гражданского кодекса РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» предусмотрено, что при нарушении имущественных прав моральный вред подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Подлежащие применению нормы материального права, устанавливающие основания для компенсации морального вреда, определяются судом исходя из того, нарушением какого права гражданина (имущественного либо неимущественного) причинен моральный вред.

Действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, причиненного нарушением указанных истцом имущественных прав. В данном случае отношения по оплате дополнительного отпуска не вытекают из трудовых отношений, в связи с чем, оснований для применения положений статьи 237 Трудового кодекса РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Советско-Гаванского городского суда от 17 января 2019 года по иску ФИО1 к ФКУ Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю», войсковой части 25030-18 о взыскании оплаты за дополнительный отпуск, компенсации морального вреда отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» в пользу ФИО1 19212 рублей 31 копейку. В удовлетворении иска о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

В удовлетворении иска к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», войсковая часть 25030-18 отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Т.А.Разуваева

Судьи А.А.Серегина

ФИО2