Стр. 54
Дело № 33 – 2452 судья Щербакова Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2013 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бобковой С.А.,
судей Пономаревой Е.И., Чернецовой Н.А.,
при секретаре Горобец З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Привокзального районного суда города Тулы от 31 июля 2013 года по иску ФИО1 к Тульской таможне о включении в расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах времени обучения в <адрес> государственном педагогическом институте.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Е.И., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Тульской таможне о включении в расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах времени обучения в <адрес> государственном педагогическом институте.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что являлся сотрудником Федеральной таможенной службы РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа Тульской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 48 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ отделом кадров Тульской таможни произведен расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах РФ, согласно которому его выслуга лет на ДД.ММ.ГГГГ составила 18 лет 06 месяцев 28 дней. Полагал неправомерным, что в данном расчете не зачтено время его обучения в <адрес> государственном педагогическом институте 1 год 11 месяцев 3 дня, поскольку на момент поступления на службу в таможенные органы РФ действовал приказ № 630 от 14.07.1998 года Государственного таможенного комитета Российской Федерации «О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации», согласно которому в выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания засчитывалось время обучения в высших образовательных учреждениях на очных отделениях из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Просил суд обязать Тульскую таможню Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы включить в расчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах время обучения в <адрес> государственном педагогическом институте 1 год 11 месяцев 3 дня.
Определением суда от 18.07.2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Тульской области.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить. Заявление ответчика о пропуске срока для обращения в суд считал необоснованным, поскольку для данный категории спора сроков исковой давности не установлено.
В судебном заседании представители ответчика Тульской таможни по доверенности ФИО2 и ФИО3 исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать. Пояснили, что исчисление выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет истцу произведено по нормам, действовавшим на момент возникновения у него права на назначение надбавки за выслугу лет (заключение контракта о службе в таможенных органах и присвоение первого специального звания), согласно которым время обучения в высших образовательных учреждениях в выслугу лет для назначения процентной надбавки включению не подлежит. Также указали, что истцом пропущен срок исковой давности обращения в суд с данным иском, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, поскольку за время службы истца в Тульской таможне произведены расчеты выслуги лет (от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №), в которых период обучения ФИО1 в выслугу лет не зачтен. С данными расчетами истец ознакомлен.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Тульской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В письменном заявлении, адресованном суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.
Суд постановил решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца ФИО1, представителей третьих лиц Министерства Финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Тульской области, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав возражения представителя Тульской таможни по доверенности ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1. ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Этот вывод мотивирован в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, и не противоречит положениям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Тульской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> таможни стажером с испытанием продолжительностью два месяца без присвоения ему специального звания.
Приказом Тульской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен <данные изъяты>.
Приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 присвоено первое специальное звание с учетом ранее имевшегося воинского или специального звания – <данные изъяты> таможенной службы, с указанием на то, что исчисление срока выслуги производится со дня присвоения звания.
В соответствии с Приказом Тульской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № истец уволен со службы в таможенных органах РФ по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального Закона от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно расчету выслуги лет в таможенных органах выслуга лет ФИО1 для назначения и выплаты пенсии на ДД.ММ.ГГГГ составляет: календарная 18 лет 06 месяцев 28 дней, льготная 00 лет 00 месяцев, учеба 01 год 11 месяцев 03 дня, всего – 20 лет 06 месяцев 01 день.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Расчет выслуги лет сотрудникам таможенных органов производится в целях назначения пенсии и назначения процентной надбавки за выслугу лет.
Надбавка за выслугу лет, в соответствии с частью 1 статьи 41 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2001 года) является частью денежного довольствия сотрудника таможенного органа.
Согласно части 5 статьи 41 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», размер надбавки за выслугу лет устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как установлено в примечании 2 приложения 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.03.1998 года № 309 «О денежном довольствии, компенсациях и других выплатах сотрудников таможенных органов Российской Федерации, являющихся должностными лицами младшего и начальствующего состава», порядок выплаты надбавок за выслугу лет устанавливается председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
ГТК Российской Федерации был издан приказ от 14.09.1998 года № 630 «О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации», которым утверждено Положение о надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения, должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, проходящим службу на должностях младшего и начальствующего состава, которым в соответствии с установленным порядком присвоены специальные звания, производится выплата надбавки за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 3 данного Положения, в выслугу лет сотрудника, дающую право на назначение надбавки за выслугу лет, засчитывается, в том числе, и время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях на очных отделениях из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Надбавка за выслугу лет выплачивается ежемесячно с момента возникновения права на ее назначение (п.5 Положения).
Исчисление выслуги лет и установление размера надбавки производится в месячный срок с момента присвоения первого специального звания, кроме случаев, требующих представления дополнительных подтверждающих документов или принятия решения председателем ГТК России (пункт 6 Положения).
12 апреля 2002 года, на основании приказа ГТК Российской Федерации № 352 «О совершенствовании нормативно-правовой базы по вопросам прохождения службы», в связи с изданием приказа ГТК России от 30.01.2002года № 87 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» был признан утратившим силу приказ ГТК России от 14.09.1998 года № 630 «О надбавке за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации».
Приказом ГТК Российской Федерации от 30.01.2002 года № 87 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации» была утверждена Инструкция об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации (далее - Инструкция).
Согласно пункту 5 Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 30.01.2002 года № 87 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», для получения ежемесячной надбавки за выслугу лет расчет выслуги лет составляется в календарном исчислении в соответствии с пунктами 2 (кроме подпункта «ж») и 3 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 года № 103.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 года № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Проанализировав приведенные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исчисление выслуги лет для назначения надбавки за выслугу лет при поступлении на службу в таможенные органы напрямую связано с моментом присвоения первого специального звания сотруднику таможенного органа.
На момент исчисления выслуги лет ФИО1 в 2002 году действовала Инструкция об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что исчисление выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет ФИО1 должно производиться по нормам приказа ГТК РФ от 30.01.2002 года № 87 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», действовавшего на момент возникновения у ФИО1 права на назначение надбавки за выслугу лет (заключение контракта о службе в таможенных органах и присвоение первого специального звания), согласно которым время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших образовательных учреждениях в выслугу лет для назначения процентной надбавки не включается.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований являются правильными, основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах и положениях материального закона, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения.
Судом также установлено, что за время службы ФИО1 в Тульской таможне трижды производились расчеты выслуги лет (ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №), в которых период обучения истца не был включен в выслугу лет для назначения процентной надбавки в выслугу лет в таможенных органах. С указанными расчетами ФИО1 был ознакомлен и их не оспаривал, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований и в связи с пропуском им срока для обращения в суд с указанным иском.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к возникшим правоотношениям не применяется срок исковой давности, поскольку ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 не ограничивает каким-либо сроком возможность выплаты за прошлое время суммы пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, не могут служить поводом для отмены постановленного по делу решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права применительно к характеру рассматриваемого спора.
Иные доводы апелляционной жалобы ФИО1 аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующего спорные правоотношения, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.
Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.
По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ФИО1
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Привокзального районного суда города Тулы от 31 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи