ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2453 от 09.09.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-2453 судья Тимофеева Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 сентября 2020 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Алдошиной В.В.,

судей Сергун Л.А., Старцевой Т.Г.,

при секретаре Илларионовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-286/2020 по апелляционной жалобе государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области на решение Узловского городского суда Тульской области от 29 июня 2020 года по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе Тульской области о признании права на пенсию со снижением пенсионного возраста.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском о признании права на пенсию со снижением пенсионного возраста.

В обоснование заявленных требований указал, что в связи с достижением возраста, 58 лет, полагая, что у него имеется право на назначение пенсии, обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако, получил отказ по причине недостаточной продолжительности проживания в зоне радиоактивного загрязнения. Полагал отказ пенсионного органа незаконным, поскольку периоды его трудовой деятельности разъездного характера за пределами г. <данные изъяты> не были учтены как периоды его проживания в зоне радиоактивного загрязнения.

Просил признать незаконным решение пенсионного органа в части отказа в признании права на снижение пенсионного возраста на два года; включить периоды работы разъездного характера в период, дающий право на снижение пенсионного возраста, признав за ним право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста, обязав пенсионный орган назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Узловского городского суда Тульской области от 26 марта 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Узловский район.

В судебном заседании ФИО1 просил его исковые требования удовлетворить.

Представитель Управления ПФР в г. Узловая Тульской области, по доверенности ФИО2, в судебном заседании просила истцу в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом постановлено решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области от 22.01.2020 №20 в части отказа в признании права ФИО1 на снижение пенсионного возраста на 2 года; признал за ФИО1 право на назначение ему пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязав Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Узловая и Узловском районе Тульской области назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В апелляционной жалобе государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, полагая, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права и оценил представленные доказательства.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе по доверенности ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения ФИО1, полагавшего судебное решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991.

В соответствии с абз.2 указанной выше ст.28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном ст.ст.30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст.8 ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст.35 ФЗ «О страховых пенсиях», или ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

В силу ст.10 названного Федерального закона, устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение, и гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально - экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ст.34 выше указанного Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1, гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р был утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения. Данным перечнем город <данные изъяты> был отнесен к зоне с правом на отселение. С 01 февраля 1998 года постановлением Правительства РФ № 1582 от 18 декабря 1997 года статус города <данные изъяты> был изменен - он стал относиться к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Статус не утрачен до настоящего времени.

Как видно из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту пребывания на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по адресу: <адрес>

Как видно из материалов дела и установлено судом, 22.10.2019 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в Управление ПФР в г. Узловая с письменным заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной ст.28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244‑1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением пенсионного органа от 22.01.2020 №20 истцу отказано в назначении пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста по причине недостаточной продолжительности проживания в зоне радиоактивного загрязнения, поскольку период проживания на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом составляет 2 года 5 месяцев 27 дней, что не позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 2 года, как того просил ФИО1 Из подсчета стажа исключены периоды проживания в зоне радиоактивного загрязнения, совпадающие по времени с документально подтвержденными периодами работы за пределами зоны с льготным социально-экономическим статусом в <данные изъяты> в <данные изъяты>, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с отказом пенсионного органа, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, полагая, что пенсия по старости должна быть назначена ему со снижением пенсионного возраста на 2 года.

Принимая во внимание, что истцом были предоставлены: копия трудовой книжки; копия трудового договора №930.1 от ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> о приеме ФИО1 на работу с особыми условиями труда, установлением 40-часовой рабочей недели с суммированным учетом рабочего времени и продолжительности учетного периода – квартал и предоставлением ежегодного основного оплачиваемого отпуска с продолжительностью 28 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска за особые условия труда, при этом максимальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 12 часов; копия уведомления <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ о переводе (мене работы) с нынешнего г. <данные изъяты> на другой - <данные изъяты>; копия справки <данные изъяты>от 25.06.2020, согласно которой ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял работы по <данные изъяты>. Этой работой занят полный рабочий день, полную рабочую неделю, совмещения профессий не имел; копия трудового договора №29/18 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с <данные изъяты>, согласно которому ФИО1 принят на работу на должность <данные изъяты>, местом его постоянной работы является <данные изъяты>», с 40-часовой рабочей неделей, суммированным учетом рабочего времени с продолжительностью учетного периода – квартал, максимально допустимая продолжительность рабочей смены не превышает 12 часов, справка <данные изъяты>» от 25.09.2019 о том, что ФИО1 зарегистрирован по месту жительства: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, временно по месту пребывания по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства №279 от 22.05.2012 <данные изъяты> о том, что ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, справка <данные изъяты> от 07.04.2016 №1895 о том, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, допрошенные в суде первой инстанции свидетели ФИО4, ФИО5, также подтвердили факт постоянного проживания истца по месту регистрации, судебная коллегия находит вывод суда о том, что факт постоянного проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды нашел свое полное подтверждение в ходе рассмотрения дела правильным.

Доводы стороны истца о проживании в зоне с льготным социально-экономическим статусом, наличие регистрации по месту жительства в населенном пункте, отнесенном к территории радиоактивного загрязнения, подтверждающиеся письменными материалами дела и показаниями допрошенных судом свидетелей, не опровергнуты ответчиком.

Кроме того, согласно ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из содержания п.9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, следует, что граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что выезд в связи с работой и проживание в период осуществления трудовой деятельности вне жилого помещения, в котором гражданин зарегистрирован, не может рассматриваться как смена места постоянного проживания и порождать либо прекращать права, предоставление которых обусловлено постоянным проживанием.

В связи с изложенным, проживание ФИО1 в течение нескольких дней в неделю не по месту постоянной регистрации, а в ином населенном пункте, где он работал, не свидетельствует о перемене им места жительства.

Доказательств обратного ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку период проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом у ФИО1 (в общей сложности более 9 лет) дает право снизить ему возраст выхода на пенсию на 2 года.

На основании ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Учитывая, что с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, ранее данной даты обращений с подобным заявлением зарегистрировано не было, доказательств обратного не представлено, 58 лет истцу ФИО1 исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции правомерно полагал необходимым обязать ответчика назначить ФИО1 пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на основании ст.34 Закона РФ №1244-от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня возникновения права на неё.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами, поскольку судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами в их совокупности, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения из установленных фактов, оценка которых произведена судом по правилам ст.67 ГПК РФ.

Доводы государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования и проверки в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Узловского городского суда Тульской области от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Узловая и Узловском районе - без удовлетворения.

Председательствующий

Судья