33-2453/2018 судья Яцкив О.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 октября 2018 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Поштацкой В.Е.,
при секретаре Ивановой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 11 июля 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Рязани об обязании назначить социальную пенсию ребенку, оба родителя которого не известны, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани назначить ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, социальную пенсию как ребенку, оба родителя которого не известны, с 1 января 2018 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Рязани и ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области по доверенностям ФИО4, поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Рязанской области о взыскании социальной пенсии ребенку, оба родителя которого не известны.
В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №162-ФЗ от 18.07.2017 г., вступившим в силу с 01.01.2018 г., п. 2 ст.11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166-ФЗ, пенсионный орган г. Рязани был обязан произвести с 01.01.2018 г. назначение социальной пенсии ее приёмному ребёнку - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Все необходимые документы были предоставлены ответчику в необходимые сроки, документы были приняты без каких-либо дополнительных требований и возражений.
Письмом Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани от 22.02.2018 г. № ей сообщено, что условием получения положенной ребёнку социальной пенсии является постоянное проживание (регистрация) на территории Российской Федерации.
По решению Управления ПФР по г. Рязани положенная приёмному ребёнку истицы социальная пенсия была назначена только с даты приобретения им гражданства РФ - 09.04.2018г.
Полагая данное решение незаконным и необоснованным, ФИО3 обратилась в суд, с учетом уточнения заявленных требований просила суд назначить ее приемному сыну ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную пенсию как ребенку, оба родителя которого не известны с 01.01.2018г.
Определением суда от 18.06.2018 г. произведена замена ненадлежащего ответчика, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани, ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Суд удовлетворил исковые требования, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, указав, что для назначения социальной пенсии несовершеннолетнему ФИО5 в обязательном порядке требуется предоставление свидетельства о его регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом, поскольку право на получение указанной пенсии возникает только с даты регистрации по месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации. Между тем, по состоянию на 01.01.2018г. опекун ребенка ФИО2 не выполнила обязанность поставить несовершеннолетнего ФИО1 на регистрационный учет по своему месту жительства, возложенную на нее в договоре о приемной семье. Данная обязанность была выполнена ею только 11.04.2018 г., поэтому с указанной даты несовершеннолетнему ФИО1 была назначена социальная пенсия.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО1, представители администрации г. Рязани, ГКУЗ «Рязанский дом ребенка» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, несовершеннолетний ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в г. Рязани, остался без попечения родителей.
21.10.2013 г. сотрудниками ГБУ Рязанской области «Областная детская клиническая больница им. Н.В. Дмитриевой» составлен акт об оставлении ребенка, который поступил 19.09.2013 г. в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей из родильного дома <адрес>.
На основании постановления администрации г. Рязани № от 12.12.2013 г. несовершеннолетний ФИО1 передан в ГКУЗ Рязанский дом ребенка, специализированный для детей с различными формами поражения центральной нервной системы с нарушением психики.
05.12.2013 г. Территориальным отделом ЗАГС № по <адрес> управления ЗАГС <адрес> составлена актовая запись № о рождении ФИО1, в актовой записи информация о родителях отсутствует. Ребенок зарегистрирован на основании доверительного письма сотрудником ГКУЗ Рязанский дом ребенка.
Постановлением Администрации г. Рязани № от 13.05.2014 г. воспитанник ГКУЗ Рязанский дом ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передан на воспитание в приемную семью ФИО3 Данным постановлением установлено, что несовершеннолетний ФИО1 нигде не зарегистрирован, на период пребывания в приемной семье будет проживать с приемным родителем ФИО3 по адресу: <адрес>.
13.05.2014 г. между администрацией г. Рязани и ФИО3 заключен Договор о приемной семье №, в соответствии с которым приемный родитель (истица) приняла на воспитание в семью несовершеннолетнего ФИО1, на нее возложена обязанность по регистрации ребенка по месту жительства.
04.12.2017г. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани направило ФИО3 уведомление № (л.д.9), в котором сообщило, что для назначения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, социальной пенсии как ребенку, оба родителя которого не известны, истице необходимо в течение января 2018 года обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства, имея при себе следующие документы:
- свидетельство о рождении (паспорт) опекаемого лица;
- документы, подтверждающие постоянное проживание в РФ;
- документы законного представителя (опекуна, попечителя);
- документы, удостоверяющие личность руководителя организации и назначение его на должность;
- об обучении по очной форме обучения для лиц, старше 18 летнего возраста.
12.01.2018 г. ФИО3 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани с заявлением о назначении социальной пенсии ФИО1 как ребенку, оба родителя которого неизвестны, с заявлением ею были предоставлены следующие документы: свидетельство о рождении ФИО1, паспорт ФИО3, постановление администрации города Рязани № от 13.05.2014 г. о передаче несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в приемную семью ФИО3, договор № от 13.05.2014г. «О приемной семье», при этом в заявлении она указала адрес места фактического проживания ребенка на территории Российской Федерации: <адрес> (регистрация по месту жительства).
19.01.2018 г. истица представила в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> документы, подтверждающие проживание ребенка на территории г. Рязани, а именно справку от 16.01.2018 г. №, выданную администрацией МБДОУ «Детский сад №», которой подтверждается посещение ребенком данного учреждения с 13.10.2016 г., справку от 18.01.2018г. о том, что ребенок прикреплен к ГБУ РО «Детская поликлиника №».
22.02.2018 г. ответчик направил ФИО3 уведомление №, в котором предложил представить в срок до 12.04.2018 г. свидетельство о регистрации по месту пребывания несовершеннолетнего ФИО1
04.04.2018 г. несовершеннолетнему ФИО1 оформлено гражданство Российской Федерации, 11.04.2018 г. он зарегистрирован по месту пребывания на срок до 11.04.2019 г. по адресу: <адрес>, по месту жительства ФИО3
11.04.2018 г. истица представила в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани свидетельство о регистрации по месту пребывания и документ, подтверждающий гражданство ФИО1
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Рязани № от 11.04.2018 г. ФИО1 назначена социальная пенсия как ребенку, оба родителя которого не известны с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая указанное решение нарушающим пенсионные права несовершеннолетнего ФИО1, ФИО3 обратилась в суд.
В ходе судебного разбирательства ответчик не оспаривал факт постоянного проживания несовершеннолетнего ФИО1 в Российской Федерации, по месту жительства его опекуна ФИО3 по адресу: <адрес>, однако полагал, что документом, подтверждающим данное обстоятельство может являться только выданный в установленном законом порядке документ о его регистрации по месту жительства либо месту пребывания. Поскольку ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> 11.04.2018г., именно с этого момента у него возникает право на социальную пенсию в соответствии пп.6 п.1 ст.11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями действующего пенсионного законодательства и исходил из установленных в судебном заседании обстоятельств.
Федеральным законом от 18.07.2017г. №162-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2018 года, внесены изменения в Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001г., в том числе введен подпункт 6 в пункт 1 статьи 11 указанного Федерального закона.
Согласно пп.6 п.1 ст.11 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.
В силу статьи 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дети, оба родителя которых неизвестны, - это дети, государственная регистрация рождения которых произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, а также найденные (подкинутые) дети или дети, оставленные матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в указанной медицинской организации.
В соответствии с п.1.1 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ, днем возникновения права на пенсию у граждан, указанных в пп.6 п.1 ст.11 настоящего Федерального закона, является дата составления записи акта о рождении.
Пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее (п.1 ст.23 Федерального закона от 15.12.2001г. №166-ФЗ).
Порядок обращения за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения этих обращений, назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001г. устанавливается Правилами, утвержденными Приказом Минтруда России №884н от 17.11.2014г.
В силу п.25 указанных Правил, днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Согласно п.31 Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
В соответствии с п.2 ст.24 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. №958н.
В силу пункта 2 Перечня, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
При отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации, а при отсутствии места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - документ, подтверждающий место фактического проживания на территории Российской Федерации.
В случае, когда место фактического проживания не совпадает с местом жительства, местом пребывания на территории Российской Федерации, необходим документ, подтверждающий место фактического проживания гражданина на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 41 Перечня, для назначения социальной пенсии необходим документ о постоянном проживании в Российской Федерации.
Для назначения социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 41, 42 настоящего перечня, необходим документ, подтверждающий, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов (пункт 47.1 Перечня).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО3, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей, опекунов, а отсутствие постоянной регистрации по месту жительства либо по месту пребывания не может служить основанием для ограничения права несовершеннолетнего ФИО1 на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Принимая во внимание, что ФИО3 представлены все необходимые документы для реализации права ребенка, оба родителя которого неизвестны, на получение социальной пенсии, факт проживания несовершеннолетнего ФИО1 совместно с приемным родителем ФИО3 в г. Рязани по адресу: <адрес> подтвержден, в том числе, собранными по делу доказательствами, учитывая, что право на назначение социальной пенсии возникло у несовершеннолетнего ФИО1 с 01.01.2018г., с заявлением о назначении пенсии истица обратилась 12.01.2018г., с учетом положений п.1 ст. 23 Федерального закона от 15.12.20011г. № 166-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении ему пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01.01.2018г.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а также о том, что условием для назначения социальной пенсии ребенку, оба родителя которого неизвестны является факт его постоянного в Российской Федерации, который должен быть подтвержден выданным в установленном законодательством порядке документом о регистрации по месту жительства, назначение пенсии возможно только с даты его регистрации по месту жительства либо месту пребывания, не состоятельны, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с последующими изменениями), который, закрепляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
По мысли федерального законодателя отсутствие регистрации не исключает возможности установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.
Более того, в силу статьи 3 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Факт отсутствия у несовершеннолетнего ФИО1 на момент обращения его опекуна за назначением пенсии документа, подтверждающего гражданство Российской Федерации, не имеет правового значения для рассмотрения спора.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании закона, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, влекущих отмену постановленного судом решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 11 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи