ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2454-2017 от 23.08.2017 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Самойлова О.В.

№ 33-2454-2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

23 августа 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Науменко Н.А.

ФИО2

при секретаре

ФИО3


рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4 ча к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», федеральному бюджетному учреждению Войсковая часть *, филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «1 финансово-экономическая служба» о признании права на получение компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

по апелляционной жалобе ФИО4 чана решение Печенгского районного суда Мурманской области от 09 июня 2017 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО4 ча к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», Федеральному бюджетному учреждению Войсковая часть *, Филиалу Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «1 финансово-экономическая службы» о признании права на получение компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, возложении обязанности произвести компенсационные выплаты в размере 100 процентов от должностного оклада (тарифной ставки), взыскании компенсации за задержку компенсационных выплат и денежной компенсации морального вреда – отказать».

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения истца ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» (далее по тексту - ФКУ «ОСК СФ») и федеральному бюджетному учреждению Войсковая часть * (далее по тексту - ФБУ Войсковая часть *) о признании права на получение компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В обоснование исковых требований указал, что с 15 ноября 2011 года по настоящее время работает в должности командира отделения пожарной команды в войсковой части * в ... Мурманской области.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583» гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах ракетно-артиллерийского вооружения, установлена компенсационная выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных в размере 100% должностного оклада. Ранее указанная выплата была предусмотрена приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 сентября 2011 года № 1550 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

В силу своих должностных обязанностей, он (истец) как командир отделения осуществляет вместе со своими подчиненными охрану складов боеприпасов, а при возникновении пожара обеспечивает в составе команды его тушение, то есть в составе пожарной команды выполняет работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Вместе с тем соответствующая компенсация за весь период службы ему не начислялась и не выплачивалась, на его письменные обращения от 07 и 22 декабря 2016 года командование в/ч * ответило отказом.

Просил признать за ним право на получение компенсации за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, на основании вышеприведенных нормативно-правовых актов; обязать федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» произвести компенсационные выплаты в размере 100% должностного оклада (тарифной ставки), за период с 27 марта 2014 года по 27 марта 2017 года в размере 210 768 рублей; взыскать с федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного Флота Министерства обороны Российской Федерации» в его пользу за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на финансовое обеспечение пожарной команды войсковой части **, Мурманской области, компенсацию за задержку компенсационных выплат за период с 27 марта 2014 года по 27 марта 2017 года в размере 2416 рублей 28 копеек, денежную компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, а также расходы, понесенные в связи с обращением за юридические помощью в сумме 4000 рублей.

Определением суда от 11 мая 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен филиал «1 финансово-экономическая служба» федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота».

В судебном заседании истец ФИО4 иск поддержал.

Представитель ответчика ФБУ Войсковая часть * в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» и филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» ФИО5 в судебном заседании иск не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО4, ссылаясь на нарушение судом норм материального права несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Указывает, что оспариваемая компенсационная выплата обусловлена особой опасностью пожаров на складах боеприпасов, в том числе которые он обслуживает.

Приводит довод о том, что согласно выписке из приказа командира в/ч * от 15 декабря 2015 года № 3641 к взрывопожароопасным зданиям и сооружения относятся: склады РАВ, склад ГСМ, резервуарный парк, пункт заправки, хранилища, объекты парков боевых машин, склады военно-технического имущества, склад квартирно-эксплуатационного имущества, склады продовольственной службы, клубы и штаты.

Находит необоснованным отказ суда в удовлетворении требования о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Ссылается на нарушение его прав, предусмотренных статьей 37 Конституции Российской Федерации.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота», ФБУ Войсковая часть *, филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного Флота» - «1 финансово-экономическая служба», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав объяснения истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Судом установлено что ФИО4 с 16 ноября 2011 года состоит в трудовых отношениях с войсковой частью *... Мурманской области, работает в должности командира отделения тарифного разряда пожарной команды на основании трудового договора от одноименной даты, дополнительных соглашений к трудовому договору от 19 октября 2015 года и 01 июля 2016 года.

Истцу установлен должностной оклад в размере 6430 рублей, районный коэффициент – 50 %, полярные надбавки – 80 %, надбавка за выслугу лет – 40 %. Льготы работнику по профессии не предусмотрены (пункт 1.4 трудового договора).

Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 трудового договора работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату не ниже установленной договором. Выплачивать премии, вознаграждения в порядке и на условиях, установленных работодателем.

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются, подтверждаются, в том числе копией трудовой книжки (том 1, л.д.69-71), справкой в/ч 08275 (том 1, л.д.21), личной карточкой работника (том 1, л.д.67-68), выпиской из приказа командира войсковой части * № 259 (том 1, л.д.116).

Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822 (с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 года № 738н и от 17 сентября 2010 года № 810-н), гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную ***, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункт 14 Положения).

Пунктом 15 Положения установлено, что выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Согласно пункту 18 Положения гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки). Ранее указанная выплата была предусмотрена приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 сентября 2011 года № 1550 «О дополнительных выплатах отдельным категориям гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».

К арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (пункт 17 Положения)

Согласно разъяснениям Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации по вопросу содержания подразделений пожарной охраны от 31 августа 2016 года (№ 182/5/6195), право на установление оспариваемой компенсационной выплаты имеет гражданский персонал подразделений пожарной охраны, выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности арсеналов, баз и складов, содержащихся как на самостоятельных штатах, а также являющихся филиалами (структурными подразделениями воинских организаций) и предназначенных для ремонта, хранения и снабжения (обеспечения) войск вооружением и боеприпасами (артиллерийскими, авиационными. морскими, стрелковыми, инженерными боеприпасами, авиационными и глубинными минами, торпедами и др.). В том случае если в зоне ответственности пожарной команды находятся арсеналы, базы, склады, на которых хранятся вооружение и боеприпасы, гражданскому персоналу данной пожарной команды следует устанавливать вышеуказанную компенсационную выплату одновременно предусмотрев ее в Положение об оплате труда (коллективном договоре, локальном нормативном акте) (том 1, л.д.225-226).

По сообщению ВрИО начальника штаба войсковой части * подполковника ФИО6 от 05 июня 2017 года № 603/ОК на запрос суда, склады ракетно-артиллерийского вооружения войсковой части *, находящиеся в ..., не стоят на отдельном штате и не являются отдельным структурным подразделением (том 2, л.д.1).

Согласно сообщению командира в/ч * от 22 апреля 2017 года (№ 2246) гарнизонная пожарная команда является ведомственным подразделением пожарной охраны Министерства обороны Российской Федерации, основные задачи и функции которой установлены Положением о пожарной охране в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденным приказом Минобороны России от 13 августа 2012 года № 2300. Возложенные задачи и функции 857 пожарная команда осуществляет на всех объектах Министерства обороны Российской Федерации в пределах ... местного гарнизона, а также на иных объектах ... в соответствии с законодательством о пожарной безопасности (том 1, л.д.121).

Как следует из Положения о системе и формах оплаты труда гражданского персонала войсковой части *, являющего неотъемлемой частью коллективного договора трудового коллектива, утвержденного командиром войсковой части * 02 октября 2015 года, разработанного в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на основе постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583, приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, работодателем предусмотрены выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно: доплата за работу в ночное время, оплата часов отработанных сверх установленной нормы, компенсационная выплата за совмещение профессий (должностей). Другие выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных Положением не предусмотрены (том 1, л.д.106-115).

Установив изложенное, проанализировав трудовой договор и должностную инструкцию ФИО4, изучив содержание выписки из штата № 91/023 отдельной мотосрелковой бригады в/ч *, утвержденного начальником генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 24 августа 2012 года, оценив представленные сторонами доказательства, в том числе планы противопожарной охраны войсковой части *, выписку из приказа командира войсковой части * №3641 от 16 декабря 2015 года, выписку из приказа начальника ... местного гарнизона от 12 апреля 2016 года №15, инструкцию о мерах пожарной безопасности в хранилище с боеприпасами, утвержденную командиром войсковой части * от 25 ноября 2015 года, график проведения пожарно-тактических учений, занятий по решению пожарно-тактических задач на объектах войсковой части *, оперативные карточки пожаротушения на хранилищах * (склад РАВ) и * (склад ИБП), принимая во внимание, что войсковая часть * сама по себе не является объектом, непосредственно указанным в пункте 18 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, утвержденным приказом Министра Обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255, суд пришел к выводу что оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 требований и признании за ним права на получение компенсационной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не имеется, поскольку доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с бесспорностью свидетельствующих о том, что гражданский персонал пожарной команды войсковой части * содержится при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, истцом не представлено.

При этом, как верно отметил в решении суд, в круг должностных обязанностей пожарного пожарной команды войсковой части * обеспечение пожарной безопасности склада РАВ не входит, учения по противопожарной охране войсковой части, в том числе и на складе РАВ проходят и иные пожарные команды: пожарная команда войсковой части *..., нештатная пожарная команда военного городка, которые в случае пожара могут быть привлечены к тушению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку ответчиком не допущено нарушения трудовых прав истца, правильно отказано судом и в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда и процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы истца аналогичны его позиции в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку. Ссылок на иные обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции, нуждались бы в дополнительной проверке и могли бы повлиять на выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не имеется.

Таким образом, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по изложенным в апелляционной жалобе доводам.

Правовых оснований, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Печенгского районного суда Мурманской области от 09 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 ча – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: