ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24580/20 от 28.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья Брижевская И.П. Дело <данные изъяты>

УИД 50RS0<данные изъяты>-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Шишкина И.В., Никифорова И.А.,

при помощнике судьи Цыбульской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2020 года апелляционную жалобу Локтева Е. А. на решение Красногорского городского суда Московской области от 22 июня 2020 года по делу по иску Локтева Е. А. к Министерству жилищной политики Московской области, 3-е лицо Министерство строительного комплекса Московской области об установлении факта трудовых отношений, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения истца Локтева Е.А., представителя ответчика Захарову Д.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Локтев Е.А. обратился в суд с иском к Министерству жилищной политики Московской области, которым просил: установить факт трудовых отношений в должности государственной гражданской службы Московской области начальника судебно-договорного отдела правового управления, взыскать невыплаченную заработную плату за фактически отработанное время с 08.11.2018г. по 30.01.2019г. в размере 283 664 руб. 65 коп., взыскать денежную компенсацию в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 33 294 руб. 17 коп., взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., взыскать понесенные судебные расходы.

Требования мотивированы тем, что с 11.02.2014 г. он проходил государственную гражданскую службу в Министерстве строительного комплекса Московской области, а с 17.01.2018 г. на должности государственной гражданской службы Московской области начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства Правового управления. 26.11.2018 г. ему было вручено уведомление от 21.11.2018 г. о сокращении занимаемой им должности. На основании постановления Правительства Московской области от 02.10.2018г. № 688/35 сформировано Министерство жилищной политики Московской области и с 22.11.2018г. в указанном Министерстве утверждена новая структура и штатное расписание.

С 10.10.2018г. истцу был предоставлен пароль доступа к системе электронного документооборота под логином Министерства жилищного комплекса Московской области и с указанного времени он стал исполнять служебные обязанности начальника судебно-договорного отдела правового управления Министерства жилищной политики Московской области. 04.02.2019 г., распоряжением Министра строительного комплекса Московской области <данные изъяты>-К, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Московской области, служебный контракт с истцом был расторгнут. Как указывает истец, он обратился в Министерство жилищной политики Московской области для оформления трудовых отношений в связи с фактическим допуском к исполнению служебных обязанностей, а также о выплате заработной платы за фактически отработанное время, однако ответом от 30.01.2019г. ответчик отказал истцу в удовлетворении заявленных требований за необоснованностью.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, ответчик иск не признал, представитель третьего лица заявленные требования считал не подлежащими удовлетворению.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 22 июня 2020 года в удовлетворении исковых требований Локтеву Е.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит основания для отмены решения суда.

Рассматривая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и, в части, касающейся государственной гражданской службы Московской области – Законом Московской области от 11.02.2005 N 39/2005-ОЗ "О государственной гражданской службе Московской области".

В силу ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии со ст.ст. 15-16 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.

Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Статьей 3 Закона Московской области от 11.02.2005 г. N 39/2005-ОЗ «О государственной гражданской службе Московской области» дано определение государственного гражданского служащего Московской области, как гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по прохождению гражданской службы Московской области.

Гражданский служащий Московской области осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с распоряжением (приказом) о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств бюджета Московской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом, с 11.02.2014г. Локтев Е.А. осуществлял трудовую деятельность на должности государственной гражданской службы Московской области консультанта судебно-договорного отдела правового управления Министерства строительного комплекса Московской области.

Впоследствии, истец назначался на иные должности в Министерстве строительного комплекса, с 17.01.2018 г. по 04.02.2019г. занимал должность государственной гражданской службы Московской области начальника отдела правового сопровождения внебюджетного строительства правового управления Министерства строительного комплекса Московской области.

26.11.2018 г. истцу было вручено уведомление от 21.11.2018 г. о сокращении занимаемой им должности.

<данные изъяты> распоряжением Министра строительного комплекса Московской области <данные изъяты>-К, в связи с сокращением должности государственной гражданской службы Московской области, служебный контракт с истцом расторгнут.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании постановления Правительства Московской области от 02.10.2018г. №688/35 сформировано Министерство жилищной политики Московской области.

Согласно свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе от 09.11.2018г. Министерство жилищной политики Московской области с указанной даты образовано в качестве юридического лица.

В силу пункта 10 Положения о Министерстве жилищной политики Московской области, Министерство является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части исполнения переданных полномочий в сферах жилищной политики, реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, градостроительной деятельности, за исключением строительства объектов капитального строительства (реконструкции) государственной собственности Московской области, финансируемых из бюджета Московской области за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по обеспечению реализации проектов строительства (реконструкции) объектов нежилого назначения на территории Московской области – «Центр Содействия Строительству», в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

Штатное расписание Министерства жилищной политики Московской области утверждено распоряжением Министра от 22.11.2018г. № 1. Приказом от 10.12.2018г. № 4 утверждено Положение о структурных подразделениях Министерства жилищной политики Московской области, должностных инструкциях и должностных регламентов сотрудников Министерства.

Согласно данного приказа, положение о Правовом управлении Министерства закреплено в приложении №6.

Пунктом 7 положения о Правовом управлении установлено, что в состав Правового управления входят следующие структурные подразделения – отдел правового обеспечения и судебно-договорной отдел.

В соответствии с п. 5.1 положения о судебно-договорном отделе, одной из основных задач отдела является осуществление защиты интересов министерства в судах судебной системы Российской Федерации на основании выданной министром доверенности.

Согласно ст. 26 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы.

Как установлено судом, служебный контракт между сторонами не заключался. Каких-либо сведений о предоставлении истцу полномочий на представление интересов Министерства жилищной политики Московской области, на выполнение служебных обязанностей в данном министерстве материалы дела не содержат.

Оценив представленные документы и доводы истца, суд первой инстанции обоснованно и законно пришел к выводу, что совокупностью представленных доказательств не подтверждается факт установления между истцом и ответчиком трудовых отношений, в том числе, фактический допуск истца к работе по указанной должности при отсутствии оформленного служебного контракта.

Как верно отмечено судом, поскольку профессиональная служебная деятельность гражданского служащего относится к категории деятельности, урегулированной специальными нормами права, такое основание для возникновения отношений между гражданским служащим и нанимателем, как фактический допуск к работе – не предусмотрено.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Локтева Е. А., - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи