ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2461-2018 от 04.09.2018 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Пелепец Е.Л.

№ 33-2461-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

04 сентября 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Брандиной Н.В.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на решение Кольского районного суда Мурманской области от 04 мая 2018 года, которым постановлено:

«Признать незаконными решения ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное)» от 11 сентября 2017 года №137176/17 и от 21 января 2018 года №3629/18 в части отказа в назначении ФИО4 досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное)» включить ФИО4 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы в Кольском ГУ МРСП в должности мастера с 13 августа 1992 года по 09 января 1995 года, с 14 января 1995 года по 28 января 2003 года.

Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области» назначить ФИО4 с16 августа 2017 года досрочную страховую по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Взыскать с ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области» в пользу ФИО4 расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. /триста руб./».

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения ФИО4, возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее – ГУ - УПФ РФ в Кольском районе) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 18.07.2017 он обратился в ГУ - УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 11.07.2017 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ (Список № 2).

10.01.2018 истец повторно обратился в ГУ - УПФ РФ в Кольском районе по вопросу назначения досрочной пенсии. Решением от 23.01.2018 ему также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

ФИО4 полагал, что пенсионный орган незаконно не засчитал в специальный стаж периоды его работы с 13.08.1992 по 09.01.1995 и с 14.01.1995 по 28.01.2003 в должности мастера ПРСО «Мурманскавтодор», поскольку его работа соответствует условиям работы, предусмотренных Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Просил признать незаконными решения ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, включить указанные периоды работы в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить пенсию с 16.08.2017.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 просила иск удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истца ФИО4, представителя ответчика ГУ - УПФ РФ в Кольском районе, представителя третьего лица ОАО «Мостовое предприятие».

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе начальник ГУ - УПФ РФ в Кольском районе ФИО6, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что работодатель истца не подтвердил в установленном законом порядке спорный период работы истца в условиях, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Отмечает, что карта аттестации рабочего места истца по должности «мастер» не представлена, как и сведения индивидуального персонифицированного учета с кодом тяжелых условий труда.

Находит ошибочным вывод суда о том, что выполняемая истцом работа по должности «мастер» тождественна работе в должности «мастер строительно-монтажных работ», указывая на то, что суд вправе устанавливать тождественность выполняемых функций только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой работником должности. Однако должности «мастер» и «мастер строительных и монтажных работ» - две самостоятельные должности, каждая из которых предусмотрена общероссийским классификатором профессий и должностей.

Наименование должности «мастер», на которую был принят истец, соответствует наименованию должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих, утвержденной Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 09.09.1967 № 443, и штатному расписанию работодателя. При этом должность «мастер строительных и монтажных работ» не предусмотрена штатными расписаниями Кольского ГУ МРСП в 1992-2003 годах.

По мнению подателя жалобы, с учетом фактического объема работы и исходя из финансовых возможностей, работодатель сформировал штатные расписания без включения в них должности «мастер строительно-монтажных работ».

Указывает, что основным условием для признания права на досрочное назначение пенсии является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на соответствующих видах работ, тогда как таких доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости, истцом не представлено.

Обращает внимание, что согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не допускается подтверждение характера работы показаниями свидетелей.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО4 – ФИО5 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в Кольском районе, представитель третьего лица ОАО «Мостовое предприятие», извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.

В силу части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

Согласно статье 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона при наличии индивидуального пенсионного коэффициента мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 30 указанного Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения страховой пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Списком N 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено мастерам строительных и монтажных работ (поз. 2290000б-23419) раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов".

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно абзацу первому пункта 4 названных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Судом установлено, что 18.07.2017 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ - УПФ РФ в Кольском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях.

Решением пенсионного органа № 137176/17 от 11.09.2017 истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого специального стажа (Список № 2).

10.01.2018 ФИО4 обратился в ГУ - УПФ РФ в Кольском районе с аналогичным заявлением о назначении пенсии, в чем ему также отказано решением пенсионного органа № 3629/18 от 23.01.2018 в связи с отсутствием требуемого специального стажа (Список № 2), предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также в связи с не достижением возраста, предусмотренного пунктом 6 части 1 статьи 32 названного Федерального закона.

Документально подтвержденный стаж по состоянию на дату обращения истца в пенсионный орган (18.07.2017) составил: страховой стаж – 26 лет 07 месяцев 28 дней, при требуемом не менее 25 лет; стаж работы в районах Крайнего Севера – 23 года 05 месяцев 16 дней, при требуемом не менее 15 календарных лет; специальный стаж работы (Список № 2) – документально не подтвержден.

При этом в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, ответчиком не включены периоды работы: в должности мастера в Кольском ГОУМСРП с 13.08.1992 по 09.01.1995 и с 14.01.1995 по 28.01.2003, поскольку документально не подтверждена постоянная занятость работника в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) на строительных и монтажных работах (условие раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утвержденного Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, код позиции 2290000б-23419); наименование должности «мастер», указанное в документах, не соответствует наименованию должности Раздела XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2, утвержденного Постановлением кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 – «мастер строительных и монтажных работ», код позиции 2290000б-23419; работодатель при сдаче ежегодных отчетов в ПФР за 1999-2003 документально не подтверждал постоянную занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) в должности мастера строительных и монтажных работ, не представлял Перечни рабочих мест и поименные списки на ФИО4 по должности «мастер строительных и монтажных работ», в выписке из ИЛС застрахованного лица отсутствует код особых условий труда.

Как следует из записей в трудовой книжке истца, ФИО4 13.08.1992 был принят на работу в Мостовое ремонтно-строительное управление ПРСО «Мурманскавтодор» г. Кола на должность мастера.

20.06.1996 на базе реорганизованного Мостового ремонтно-строительного управления ПРСП «Мурманскавтодор» образовано Кольское государственное унитарное мостовое ремонтно-строительное предприятие.

31.01.2003 ФИО4 уволен в связи с переводом на работу в Государственное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области (Мурманскавтодор), по согласованию между работодателями, пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, сославшись на пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в котором даны разъяснения об установлении тождественности занимаемой работником должности, тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, проанализировав устав Кольского государственного унитарного мостового ремонтно-строительного предприятия, согласно которому основным видом деятельности предприятия являлось содержание, ремонт, строительство и реконструкция мостов и дорог общего пользования Мурманской области и сооружений на них, в совокупности с копиями приказов работодателя в отношении ФИО4 и нотариально заверенными объяснениями бывшего руководителя указанного предприятия, подтвердившего работу истца на объектах строительства в течение полного рабочего дня, принимая во внимание показания бывших работников предприятия, допрошенных в качестве свидетелей, в том числе показания ФИО7, работавшего в спорные периоды вместе с истцом также в должности мастера, которому назначена досрочная пенсия в связи с работой в тяжелых условиях труда, пришел к выводу о том, что собранные по делу доказательства подтверждают соответствие характера выполняемых истцом работ в качестве мастера характеру работы в должности мастера строительных и монтажных работ в соответствии со Списком № 2 от 26.01.1991, что является основанием для включения спорных периодов в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

Ссылку суда первой инстанции на то, что согласно Постановлению Государственного строительного комитета СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций» в строительных и ремонтно-строительных организациях, независимо от из ведомственной подчиненности, наличие должностей иных мастеров, кроме мастеров строительных и монтажных работ, не предусматривалось, нельзя признать обоснованной.

В спорные периоды работы истца действовали: Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды, утвержденный Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 10.11.1976 № 16; Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды, утвержденный Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 27.08.1986 № 016; Общесоюзный классификатор профессий рабочих, должности служащих и тарифные разряды, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367, которые содержат должность «мастер» наряду с другими должностями: «мастер мостовой»; «мастер производственного участка»; «мастер строительных и монтажных работ» и другие, представляющие собой самостоятельные должности, применяемые в любой отрасли хозяйства, в том числе в любых строительных организациях.

При рассмотрении дела судом фактически сделан вывод о тождестве различных наименований должностей – «мастера строительных и монтажных работ» и «мастера», что прямо противоречит законодательству, а также является необоснованным, поскольку такой вывод сделан судом только из анализа устава «Кольского ГУМРСП», согласно которому предметом и целью деятельности предприятия является содержание, ремонт, строительство и реконструкция мостов и дорог общего пользования Мурманской области и сооружений на них, закрепленных за Мурманскавтодором на праве оперативного управления (т. 1, л.д. 133-135), приказов ГУ «МРСП» от 12.01.1999, 10.01.2000, 23.11.2000, 10.01.2002, в которых истец поименован в качестве мастера на отдельных объектах строительства мостов и мостовых переходов (т. 1, л.д. 149-153), а также с учетом свидетельских показаний, без исследования должностных инструкций и иных документов о характере выполняемых работ по данной должности.

Таким образом, доказательства, позволявшие бы применить вышеназванный пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в материалах дела отсутствуют.

Согласно пункту 12 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона "О страховых пенсиях", необходимы также документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Названными Правилами установлено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В тех случаях, когда в трудовой книжке нет всех необходимых сведений, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, администрация предприятия выдает уточняющую справку со ссылкой на документы за соответствующий период работы конкретного работника.

Как следует из положений статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3).

Приведенные положения закона свидетельствуют о том, что пенсионное законодательство предполагает, что досрочное назначение страховой пенсии по старости может быть произведено пенсионным органом на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере работы, обусловленного тем, что такая работа является строго индивидуализированной и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и т.д.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости". Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

В силу статей 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

С учетом изложенного суд неправомерно принял во внимание показания свидетелей допрошенных в судебном заседании, поскольку положениями части 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что характер работы показаниями свидетелей не подтверждается, что следует и из приведенных разъяснений пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30.

Более того, принимая во внимание показания свидетелей, в том числе ФИО7, суд первой инстанции исходил из того, что указанный свидетель в спорные периоды работал вместе с истцом также в должности мастера и выполнял аналогичные должностные обязанности, при этом ФИО7 указанный период зачтен в специальный стаж и ему назначена досрочная пенсия в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Вместе с тем, суд первой инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что, как следует из пенсионного дела ФИО7, протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в Первомайском округе г. Мурманска от 23.06.2014 установлено, что индивидуальные сведения ФИО7 за период с 01.01.1999 по 04.08.2006 представлены с указанием кода по Списку № 2 «2290000Б-23419», то есть как «мастер строительных и монтажных работ».

Как следует из материалов дела, справка работодателя, подтверждающая льготный характер работы истца в спорном периоде, отсутствует.

В деле также не имеется карты аттестации рабочего места истца.

При этом согласно архивным справкам МКУ «Кольский архив» от 27.11.2015 и от 25.04.2017, в лицевых счетах в графе «должность» у ФИО4 значится: с 1992 по 2003 гг. – «мастер»; сведений о характере выполняемых ФИО4 работ, условиях труда, занятости по основной профессии в течение полного рабочего дня, используемых механизмах, оборудовании и инструментах, применении вредных веществ при выполнении работ в документах фонда не имеется. Документы, по которым можно было бы получить эту информацию (табели учета рабочего времени, карты аттестации рабочих мест, наряды на выполнение работ, карты технологических процессов, паспорта оборудования, ведомости на получение специального питания и др.), на хранение в архив не поступали (т. 1, л.д. 53-55).

При таком положении, в отсутствие первичных документов, не имеется оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства работы истца в тяжелых условиях справки, выданной 25.03.2010 ОАО «Мостовое предприятие», уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и постоянную занятость на льготной работе, тем более, что в данной справке подтвержден льготный стаж истца по должности мастера, которая предусматривалась ранее действующим Списком № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1173 от 22.08.1956.

Данным обстоятельствам судом апелляционной инстанции правовой оценки, необходимой в силу норм статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дано.

Кроме того, датой регистрации ФИО4 в системе государственного пенсионного страхования является 29.11.1999, соответственно, после этой даты для зачета спорных периодов работы в специальный стаж, сведения о работе по Списку N 2 должны быть отражены в выписке из индивидуального лицевого счета.

Однако в выписке из ИЛС ФИО4 указанные сведения отсутствуют.

При этом согласно материалам дела, работодателем истца в спорном периоде представлялись сведения о специальном стаже для внесения их на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в отношении профессии «электрогазосварщик» (т. 1, л.д. 43-45, 136-143).

Таким образом, работодатель не подтверждал факт работы истца в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска ФИО4

Поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением норм материального права и норм процессуального права, оно является незаконным и подлежит отмене (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО4 к ГУ – УПФ РФ в Кольском районе о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 04 мая 2018 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска ФИО4 к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию – отказать.

Председательствующий:

Судьи: