ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2461/2014 от 16.10.2014 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

  Судья Плешевеня О.В. Дело № 33адм-2461/2014

 Докладчик Неволина Е.В.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 16 октября 2014 года город Южно-Сахалинск

 Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

 председательствующего Неволиной Е.В.,

 судей Крылова Н.А. и Юсовой Е.П.,

 при секретаре Капруновой Е.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <адрес> прокурора, предъявленному в интересах Российской Федерации о признании незаконными действий отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> по отказу в исполнении обращений отдела военного комиссариата <адрес> по городу <адрес> и <адрес>

 по апелляционной жалобе отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> на решение Невельского городского суда от 23 июля 2014 года, которым требования <адрес> прокурора удовлетворены.

 Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия

 установила:

 ДД.ММ.ГГГГ Невельский городской прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> (ОМВД России по <адрес>), выразившихся в отказе исполнить обращения отдела военного комиссариата <адрес> по городу <адрес> и <адрес> (далее - ВКСО по городу <адрес> и <адрес>) и возложении обязанности исполнить обращение ВКСО по городу <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.

 В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в результате проверки исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что отделом МВД России по <адрес> не исполняются обращения военного комиссариата об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обеспечении их прибытия на указанные мероприятия. Отказывая в исполнении обращений военного комиссариата, должностные лица ОМВД России по <адрес> нарушают требования пункта 3 статьи 4 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также пункта 2 статьи 3 Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, МВД России № 789, ФМС России № 197 от 10 сентября 2007 года. Нарушение ОМВД России по <адрес> указанного законодательства влечет не укомплектованность воинских частей военнослужащими по призыву, что может отразиться на их боеспособности.

 В связи с изложенным прокурор просил суд удовлетворить заявленные требования.

 Определением <адрес>  суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен военный комиссариат <адрес>.

 ДД.ММ.ГГГГ от исполняющего обязанности Невельского прокурора С.В.В. поступил отказ от заявленных требований в части возложения обязанности на ОМВД России по <адрес> исполнить обращение ВКСО по городу <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. № 1/872.

 Определением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ этот отказ принят, производство по делу в указанной части прекращено.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор П.Е.Ю., а также представитель ВКСО по городу <адрес> и <адрес> и военного комиссариата <адрес> К.В.Ю. заявленные требования поддержали.

 Представитель ОМВД России по <адрес> К.З.Т., возражала против удовлетворения заявления.

 Решением <адрес> суда от ДД.ММ.ГГГГ требования <адрес> прокурора удовлетворены: признаны незаконными действия ОМВД России по <адрес> по отказу в исполнении обращений ВКСО по городу <адрес> и <адрес> об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и обеспечения их прибытия на указанные мероприятия.

 В апелляционной жалобе представитель ОМВД России по <адрес> К.З.Т. просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Настаивает на том, что действующим законодательством к обязанностям полиции не отнесено установление местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, которым не представилось возможным вручить повестки, и обеспечение их прибытия в отдел военного комиссариата для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, а также осуществление розыска указанных лиц. Считает, что в регулировании данного вопроса нормами Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» имеется коллизия, и полагает, что применять необходимо более поздний закон - Федеральный закон «О полиции», который не предусматривает такую обязанность органа внутренних дел.

 Изучив материалы дела, выслушав прокурора Е.Ю.В., считавшую апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

 В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

 Положения пункта 3 статьи 1 указанного Федерального закона предусматривают, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

 Основные направления деятельности полиции установлены в статье Федерального закона «О полиции», в которой среди прочих указано осуществление розыска лиц (подпункт 4 пункта 1).

 Абзацем «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции», изданного в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О полиции», установлено, что на подразделения, организации и службы полиции возлагается розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

 Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности, определен соответствующей Инструкцией, которая утверждена приказом Министра обороны РФ № 366, МВД РФ № 789, ФМС РФ № 197 от 10 сентября 2007 года.

 Согласно пункту 5 указанной Инструкции начальники отделов (управлений) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации или лица, исполняющие их обязанности, при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия.

 Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ отделом ВКСО по городу <адрес> и <адрес> начальнику ОМВД по <адрес> было направлено письменное обращение об установлении местонахождения <данные изъяты> граждан, которым не удалось вручить повестку о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (<данные изъяты>).

 Данное обращение возвращено временно исполняющим обязанности начальника полиции ОМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ без исполнения со ссылкой на то, что возложение на полицию функций по вручению гражданам повесток для прибытия в военкомат и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, являются несвойственными для органов внутренних дел, поскольку не соответствует назначению и основным направлениям деятельности полиции, определенным Федеральным законом «О полиции» (<данные изъяты>).

 Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, установив приведенные выше обстоятельства и правильно применив положения закона, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что у ОМВД России по <адрес> не имелось правовых оснований для оставления без исполнения письменного обращения военного комиссариата.

 Выводы суда подробно мотивированы и изложены в решении суда. Оснований не соглашаться с такими выводами судебная коллегия не имеет.

 Суд обоснованно руководствовался приведенными выше положениями нормативных правовых актов и пришел к правомерному выводу, что именно на органы внутренних дел возлагается обязанность содействия военным комиссариатам в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, а неисполнение письменного обращения начальника отдела военного комиссариата является незаконным, препятствующим выполнению государственной задачи по призыву граждан на военную службу.

 Доводам о том, что указанные функции не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным Федеральным законом «О полиции», суд дал надлежащую оценку.

 Кроме того, исходя из вышеуказанных нормативных правовых актов, Указа Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 года № 250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона «О полиции», и возлагающего на подразделения, организации и службы полиции розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами, а также ранее приведенных положений пункта 3 статьи 4 и пункта 2 статьи 31Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», розыск граждан и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается именно на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

 Доводы жалобы о том, что выполнение обязанности по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности относится к исключительным полномочиям военных комиссариатов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае речь идет не о возложении указанных функций на органы внутренних дел, а лишь о межведомственном взаимодействии в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу.

 Ссылка в апелляционной жалобе на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05 октября 2000 года № 199-О и Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2004 года № 13-П по мотиву коллизии норм права не влечет отмену решения, поскольку Федеральный закон «О полиции» и Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», являясь законодательными актами одного уровня, не являются актами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Нормы Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подзаконных правовых актов, которые применены судом при рассмотрении дела, регламентируют порядок взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в определенных случаях, что не противоречит положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О полиции».

 Иных доводов, влияющих на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 327.1, статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение <адрес> суда от 23 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> – без удовлетворения.

 Председательствующий Е.В. Неволина

 Судьи Н.А. Крылов

 Е.П. Юсова