ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24644/17 от 14.08.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Хорькова Л.А. Дело № 33-24644/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Гулиной Е.М., Россинской М.В.,

при секретаре Моториной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2017 года апелляционную жалобу Бугаёвой Е.Н. на решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 мая 2017 года по делу по иску Бугаёвой Е.Н. к Управлению образования Администрации Дмитровского муниципального района, МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1 о признании приказов недействительными, восстановлении в качестве обучающейся в СОШ №1, понуждении заключить договор, компенсации на питание, обязании разработать Положение об освоении образовательных программ для семейного образования,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения представителей ответчиков,

УСТАНОВИЛА:

Бугаёва Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области и муниципальному общеобразовательному учреждению Синьковская средняя общеобразовательная школа» №1 о признании приказа об отчислении недействительным, восстановлении в качестве обучающейся в СОШ №1, понуждении заключить договор, компенсации на питание, обязании разработать Положение об освоении образовательных программ для семейного образования.

Свои требования мотивировала тем, что 24 августа 2016 года ею было подано заявление директору СОШ №1 пос. Новосиньково о переходе ее дочери Шубиной Е.Д., <данные изъяты>, на семейную форму обучения, с приложением договора и индивидуального учебного плана, который директор школы отказалась подписывать. В этот же день она отправила уведомление в управление образования Дмитровского района. 29 августа 2016 года истица получила ответ от директора школы, в котором говорилось, что ее дочь должны отчислить из школы, при этом предлагалось написать заявление об отчислении. 15 сентября 2016 года ее дочь отчисли и вызвали в школу для согласования графика аттестации, а также отдать документы из личного дела. С приказом об отчислении ее не ознакомили, поскольку ее ребенок не входит в контингент образовательного учреждения.

Представитель ответчика Управления образования администрации Дмитровского муниципального района просил в иске отказать.

Представитель ответчика МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1 исковые требования не признал.

Решением Дмитровского городского суда Московской области от 25 мая 2017 года исковые требования Бугаёвой Е.Н. оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с вынесенным решением суда, истица обжаловала его в апелляционном порядке, просила решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении исковых требований.

Представители ответчиков Управления образования администрации Дмитровского муниципального района и МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1 в суде апелляционной инстанции просили оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей ответчиков, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Как установлено судом, истец Бугаёва Е.Н. является матерью несовершеннолетней Шубиной Е.Д, <данные изъяты>, которая является ученицей в МОУ СОШ №1, получающей образование по семейной форме образования.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции исходил из того, что со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29.12. 2012 г. N 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 01.09.2013 года лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, а также компенсаций за питание детей в образовательном учреждении.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 17, ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование, в том числе и общее образование в Российской Федерации, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статьей 44 вышеуказанного Закона установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы получения образования и формы обучения, а также дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». При получении общего образования в форме семейного образования, образовательная организация несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Статьями 8, 9 вышеуказанного Закона N 273-Ф3 установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

В соответствии со ст. 111 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, исходя из смысла приведенных норм, законодательство в сфере образования применяется к отношениям в данной сфере в том случае, если данные отношения не регулируются специальными нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 05.05.20,14 года, 01.05.2017г.).

Учитывая выше изложенное и основываясь на нормах действующего законодательства регулирующего отношения в сфере образования, суд правильно указал, что приказ Управления образования от 14.09.2016 №560 составлен в полном соответствии, действующим нормам закона об образовании.

Часть 5 статьи 63 Закона об образовании гласит: п.5. «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе «орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации освоения обучающимися программ общего образования вне образовательной организации (в формах семейного образования) утверждённых письмом Министерства образования Московской области от 20.02.2014 № Исх 1056/070 (копия прилагается): «При выборе обучающимся освоения программ вне организации, осуществляющих образовательную деятельность в формах семейного образования или самообразования, родители (законные представители) вышеназванной категории обучающихся обращаются в образовательную организацию с заявлением об исключении из контингента образовательной организации в которой он ранее обучался или числился в контингенте при предъявлении оригинала удостоверяющего личность родителя законного представителя...».

Также с учетом норм, указанных в Положении «об организации освоения обучающимися программ общего образования вне образовательных организаций (в формах семейного образования и самообразования) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Дмитровского муниципального района» утверждённого Приказом Управления образования от 21.03.2014 №250 (копия прилагается (л.д.46-51): п.2.4.положения указано: «При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей семейной формы получения общего образования или при выборе гражданином формы получения общего образования как самообразования, они подают заявление в образовательное учреждение, в котором обучались и (или) числились в контингенте до принятия решения о выборе семейной формы получения образования или самообразования об отчислении из образовательного учреждения при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) или гражданина». При этом обучающийся имеет право на прохождение промежуточной аттестации в качестве экстерна (с зачислением* его в образовательную организацию на период прохождения аттестации) выбранном им (родителями) образовательной организации, реализующей образовательные программы соответствующего уровня, на это указывает и Закон об образовании, письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08, Методическими рекомендациями по организации освоения обучающимися программ общего образования вне образовательной организации (в формах семейного образования) утверждённых письмом Министерства образования Московской области от 20.02.2014 № Исх1056/070 и Положением об организации освоения обучающимися программ общего образования вне образовательных организаций (в формах семейного образования и самообразования) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Дмитровского муниципального района утверждённого Приказом Управления образования от 21.03.2014 №250:

Далее п. 2.7, 2.8, 2.12 вышеуказанного положения регламентируют порядок организации освоения обучающими программ общего образования.

Довод истца о необходимости заключения договора между школой и истцом, суд обоснованно не приняла во внимание, поскольку действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих необходимость заключение договора «о семейной форме образования», а что касается восстановления ребенка в качестве обучающейся СОШ <данные изъяты> класса «В», с заключением договора о семейной форме образования на 11 полугодие 2016-2017 учебного года, то суд, также не находит оснований для обязания МОУ СОШ <данные изъяты> по выше указанным обстоятельствам.

Часть 1 ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает общее правило, согласно которому основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.

Из содержания ч. ч. 2 - 3 ст. 53 Закона N 273-Ф3 следует, что в отдельных случаях юридическим фактом, порождающим образовательные правоотношения между образовательной организацией и лицом, принятым на обучение, является не распорядительный акт образовательной организации, а договор на образование. К таковым относятся:

прием на обучение по образовательным программам дошкольного образования;

прием на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, то есть на платной основе;

прием на целевое обучение в соответствии со ст. 56 Закона N 273-Ф3.

Как видно из указанного перечня, лица, поступающие в образовательную организацию для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации за счет бюджетных ассигнований, в этом перечне не поименованы.

Следовательно, заключение между сторонами письменного договора на образование детей обучающихся по форме семейного образования, не требуется.

Согласно Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» в части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования предусмотрено следующее: (п. 6) В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)».

В соответствии с пп. 24 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решейие вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Абзацем 5 статьи 26.3.1 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Следовательно, расходы по обеспечению компенсационных выплат на питание детей, обучающихся в форме семейного образования, являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации, и осуществляется в установленном ими порядке, согласно которой финансирование мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, является расходным обязательством Московской области.

Также учитывая содержание письма Министерства образования Московской области от 20.02.2014 № Исх1056/070, в котором указано, что«...оплата расходов родителей на образование ребенка, получающего образование в семейной форме, Законом не предусмотрена...».

В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 19.01.2005 № 24/2005- 03 «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных организациях»: «Частичная компенсация стоимости питания назначается отдельным категориям обучающихся по очной форме обучения (за исключением лиц, состоящих на полном государственном обеспечении): в государственных общеобразовательных организациях Московской области; в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области; в частных общеобразовательных организациях в Московской области, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам; в государственных профессиональных образовательных организациях Московской области и образовательных организациях высшего образования Московской области».

Таким образом, учитывая, что несовершеннолетние получающие образование в семейной форме отчисляются из контингента и не являются обучающимися образовательной организации по очной форме, они не могут претендовать на компенсацию питания предусмотренную законом исключительно для обучающихся образовательных организаций по очной форме.

Ссылка истца, на принятие в Пушкинском районе Московской области Положения о семейном образовании в Пушкинском районе, утвержденного приказом от 03.03.2012 года №775, нельзя признать состоятельной, поскольку данный документ был разработан еще до вступления в силу нового Федерального Закона от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в Российской Федерации» и не может быть принят во внимание. Вместе с тем, в настоящее время этот порядок изменен, в связи с вступлением в действие с 01 сентября 2013 года Федерального закона РФ «Об образовании», и в Пушкинском районе действует положение об организации освоения обучающимися программ общего образования вне образовательных учреждений (в форме семейного образования или самообразования (л.д.56-61).

Доводы истца о том, что дети, обучающиеся по семейной форме образования, не исключаются из школы, а личные дела таких детей продолжают храниться в школе основаны на неверном толковании правовых актов, поскольку основанием для компенсационных выплат является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию, а не занесение в список обучающихся по той или иной форме.

Заявленные требования истца об обязании Управления образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области разработать «Положение об освоении образовательных программ в форме семейного образования в общеобразовательных учреждениях Дмитровского муниципального района» являются необоснованными, поскольку такое положение у ответчика разработано имеется.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на иной оценке установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Дмитровского городского суда Московской области от 25 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бугаёвой Е.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи