ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2465/18 от 02.10.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Павлова О.Ю. Дело № 33-2465/2018

Докладчик Вишняков О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 октября 2018 г. г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Вишнякова О.В.;

судей Сахалинского областного суда Прокопец Л.В., Минькиной И.В.,

при секретаре Пономаренко О.Е.,

рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Сахалинской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Губернатору Сахалинской области о признании незаконным решения Губернатора Сахалинской области не применять к государственному гражданскому служащему Сахалинской области руководителю ГЖИ Ковтонюк О.Н. мер юридической ответственности, признании незаконным распоряжения Губернатора Сахалинской области от 29.12.17г. «О дисциплинарном взыскании», возложении обязанности на Губернатора Сахалинской области привлечь руководителя ГЖИ Ковтонюк О.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия;

по апелляционной жалобе Ковтонюк О.Н. на решение Южно- Сахалинского городского суда от 18.06.18г.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

4.04.18г. прокурор Сахалинской области обратился в суд с иском к Губернатору Сахалинской области указав, что прокуратурой Сахалинской области выявлены нарушения требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов руководителем Государственной жилищной инспекции Сахалинской области Ковтонюк О.Н., выразившиеся в подписании ею, вопреки требованиям действующего законодательства, приказов от 20.11.15г. , от 27.11.15г. , от 23.12.15г. , от 21.10.16г. , от 18.11.16г. , от 15.12.16г. о своем премировании, - вследствие чего неправомерно израсходовано 1 098 696.27 руб.

Ковтонюк О.Н. в нарушение требований ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и ФЗ «О противодействии коррупции» при наличии личной заинтересованности, неоднократно принимала решения о начислении и выплате самой себе денежного вознаграждения; при этом она не направила представителю нанимателя уведомление о наличии личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не предпринимала необходимых мер по недопущению и урегулированию явного конфликта интересов. В связи с выявленными нарушениями, в том числе требований антикоррупционного законодательства, прокурором области в адрес Губернатора Сахалинской области внесено представление от 3.11.17г. об устранении нарушении федерального законодательства.

Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 24.11.17г. назначена проверка соблюдения руководителем ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения должностных обязанностей, установленных федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции, проведение которой поручено Управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области. По результатам проведенной проверки установлено, что руководитель ГЖИ Ковтонюк О.Н. не соблюдала требования к служебному поведению и об урегулировании конфликта интересов в части принятия незаконных решений о своем премировании, что повлияло на надлежащее объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных обязанностей и привело к конфликту интересов.

Одновременно с указанной проверкой, распоряжением Губернатора Сахалинской области от 23.11.17г. назначена служебная проверка соблюдения руководителем ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. исполнения бюджетного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения бюджетного законодательства, связанного с расходованием бюджетных средств на неправомерную выплату премий. За указанные нарушения распоряжением Губернатора Сахалинской области от 29.12.17 г. к Ковтонюк О.Н. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Согласно письма Губернатора Сахалинской области от 13.03.18 , по факту незаконного принятия решения о своем премировании, Ковтонюк О.Н. уже привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, в связи с чем Губернатором Сахалинской области принято решение не применять к Ковтонюк О.Н. мер дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции (т.е. увольнении).

По мнению прокурора, данное решение Губернатора Сахалинской области является незаконным, поскольку принято в нарушение требований законодательства о противодействии коррупции и государственной гражданской службе. По мнению прокурора, у Губернатора Сахалинской области, как работодателя, возникла безальтернативная обязанность по привлечению Ковтонюк О.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с государственной службы за совершение коррупционного правонарушения.

По изложенным основаниям прокурор просит признать незаконным решение Губернатора Сахалинской области не применять к государственному гражданскому служащему Сахалинской области руководителю ГЖИ Ковтонюк О.Н. мер юридической ответственности в связи с привлечением ее ранее к дисциплинарной ответственности в виде выговора; признать незаконным распоряжение Губернатора Сахалинской области от 29.12.17г. «О дисциплинарном взыскании»; обязать Губернатора Сахалинской области привлечь государственного гражданского служащего Сахалинской области руководителя ГЖИ Ковтонюк О.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

В суде первой инстанции прокурор Бобков С.П. на заявленных требованиях настаивал; представитель Губернатора Сахалинской области и Правительства Сахалинской области Грищук М.А., представитель третьего лица ГЖИ Сахалинской области Писарева Е.А., третье лицо Ковтонюк О.Н. - просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Решением Южно-Сахалинского горсуда от 18.06.18г. признано незаконным решение Губернатора Сахалинской области не применять к государственному гражданскому служащему Сахалинской области руководителю ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. мер юридической ответственности; на Губернатора Сахалинской области возложена обязанность привлечь Ковтонюк О.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; в удовлетворении требований прокурора Сахалинской области о признании незаконным распоряжения Губернатора Сахалинской области от 29.12.17г. «О дисциплинарном взыскании» - отказано.

Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 20.07.18г. указанное решение Южно-Сахалинского городского суда от 18.06.18г. исполнено, руководитель ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. уволена с 23.07.18г. в связи с утратой доверия представителя нанимателя в связи с несоблюдением гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Не согласившись с решением суда, Ковтонюк О.Н. подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение в удовлетворенной части иска прокурора отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. Обращает внимание, что фактически она дважды привлечена к дисциплинарной ответственности за одно и то же правонарушение; информация о распределении средств экономии фонда оплаты труда в 2015 и 2016 г.г. - была известна руководству еще в феврале 2017г., в связи с чем истек срок привлечения ее к дисциплинарной ответственности, - данные обстоятельства судом оставлены без внимания. До настоящего времени решение в форме указа губернатора Сахалинской области о применении взыскания – ей не вручено, отсутствие такого решения работодателя является нарушением процедуры проведения служебной проверки; применение мер дисциплинарного взыскания является правом, а не обязанностью работодателя; а выводы суда - не соответствуют обстоятельствам дела.

Возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, и.о. прокурора Сахалинской области Герман А.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика и представителей третьих лиц, извещенных о дате и месте судебного заседания (СМС-сообщение от 24.09.18г., 4-е факсограммы от 12.09.18г.)

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения: прокурора Бобкова С.П., Ковтонюк О.Н. и ее представителя Курзовой Н.В., представителя ГЖИ Сахалинской области Гребе Р.В., – суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения.

При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.

Согласно положениям п.12 ч.1 ст.15, ст.ст.57-59 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», на гражданского служащего возложена обязанность сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя; при ее проведении должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания. Заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Согласно положениям ст.10 и 11 Федерального закона от 25.12.08г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод самим должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми само должностное лицо, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих. Должностное лицо обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов; обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения соответствующего должностного лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является соответствующее должностное лицо, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Непринятие соответствующим должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством РФ, - что императивно установлено ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.08г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Аналогичные нормы, определяющие последствия непринятия гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, закреплены ч.3.2 ст.19 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Согласно п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем, в том числе, в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Кроме того, согласно положениям п.1.1 ч.1 ст.37, п.1 ч.1 ст.59.2, ч.ч.1, 2 ст.59.3 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в связи с несоблюдением ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. Указанное взыскание применяется представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Согласно материалов дела, распоряжением Губернатора Сахалинской области от 15.09.15г. , на Ковтонюк О.Н. с 15.09.15г. возложено исполнение обязанностей руководителя ГЖИ Сахалинской области; распоряжением Губернатора Сахалинской области от 10.05.16г. , Ковтонюк О.Н. с 10.05.16г. назначена на должность руководителя Инспекции.

Указанная должность включена в Реестр должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, утвержденный Законом Сахалинской области от 22.02.07г. № 12-30 «Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области».

В период с 4 по 18.10.17г., Минфином Сахалинской области на основании распоряжения от 3.10.17г. , проведена проверка ГЖИ Сахалинской области. Проверкой установлены факты нарушения по распоряжению финансовыми средствами Инспекции, в том числе: неправомерные расходы в сумме 1 269 800 руб. при выплате стимулирующих доплат руководителю Инспекции (2015г.- 401 600 руб., 2016г.- 865 200 руб., 2017г.- 3 000 руб.); неправомерные расходы в сумме 1 069 000 руб. при выплате премии работникам по виду назначения, не предусмотренному локальным актом (2015г.); неправомерные расходы в сумме 4 870 600 руб. при выплате дополнительного материального поощрения государственным гражданским служащим (2016г.); необоснованные расходы в сумме 359 500 руб. на выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде ведущим аналитикам (2015г. – 135 800 руб., 2016г.- 130 600 руб., 2017г.- 73 100 руб.); неправомерные расходы в сумме 764 000 руб. при выплате дополнительного материального поощрения за эффективность и результативность профессиональной деятельности ведущим аналитикам.

18.10.17г. копия акта проверки в отношении Инспекции направлена в прокуратуру Сахалинской области; а 3.11.17г. прокурором Сахалинской области внесено Губернатору Сахалинской области представление об устранении нарушений федерального законодательства, выявленного в ходе проверки ГЖИ Сахалинской области, с требованием о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц за допущенные нарушения.

Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 23.11.17г. в отношении руководителя ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. назначена служебная проверка по фактам нарушения законодательства при осуществлении расходования бюджетных средств на премирование работников Инспекции, изложенным в представлении прокурора Сахалинской области от 3.11.17г., проведение которой поручено комиссии по проведению служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Правительства Сахалинской области и руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области.

27.11.17г. получено объяснение Ковтонюк О.Н., в котором она выразила несогласие с фактами, изложенным в представлении прокурора от 3.11.17г.

Заключением по результатам служебной проверки в отношении Ковтонюк О.Н. от 20.12.17г. установлено нарушение законодательства о государственной гражданской службе, Закона Сахалинской области от 6.12.07г. №116-30, Положения о порядке осуществления дополнительных выплат государственным гражданским служащим ГЖИ Сахалинской области, в т.ч. в части неправомерного расходования денежных средств на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы, дополнительного материального поощрения работников и руководителя Инспекции. Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях руководителя ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 2.1.1 и 2.1.8 должностного регламента в части ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по распоряжению финансовыми средствами инспекции.

Материалы служебной проверки 22.12.17г. направлены Председателю Правительства Сахалинской области с предложением о применении к Ковтонюк О.Н. дисциплинарного взыскания в виде выговора. Оспариваемым прокурором Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 29.12.17г. , в соответствии со ст.57 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», к руководителю ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. применено дисциплинарное взыскание «выговор» за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 2.1.1 и 2.1.8 должностного регламента в части ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по распоряжению финансовыми средствами ГЖИ Сахалинской области в 2016г.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии к.л. нарушений вышеприведенных требований закона при назначении и проведении служебной проверки, применении к Ковтонюк О.Н. дисциплинарного взыскания за допущенные ею нарушения должностного регламента в части ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по распоряжению финансовыми средствами Инспекции в 2016г., - в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении данного искового требования прокурора (в указанной части решение суда первой инстанции сторонами не оспаривается в апелляционной инстанции).

Кроме того, распоряжением Губернатора Сахалинской области от 24.11.17г. назначена проверка соблюдения руководителем ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения должностных обязанностей, установленных федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции, проведение которой поручено управлению по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области.

14.12.17г. получено объяснение Ковтонюк О.Н., в котором она указала, что не согласна с выводом прокурора о личном принятии ею решений о начислении и выплате денежного вознаграждения, так как такое решение принималось постоянно действующей комиссией.

Согласно докладу о результатах проверки соблюдения руководителем ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, исполнения должностных обязанностей, установленных федеральным законодательством в сфере противодействия коррупции от 22.01.18г., Ковтонюк О.Н. в период с ноября 2015г. по декабрь 2016г., являясь фактическим руководителем Инспекции, подписала приказы о своем премировании, тогда как дополнительные выплаты государственным гражданским служащим, замещающим должности руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области, выплачиваются только на основании распоряжений Губернатора Сахалинской области, являющегося для указанных категорий руководителей представителем нанимателя. Выплата премий Ковтонюк О.Н. осуществлена в отсутствие решений о премировании нанимателя - Губернатора Сахалинской области, - что является нарушением федерального и регионального законодательства. Ковтонюк О.Н. в нарушение норм Федеральных законов № 273-ФЗ и № 79-ФЗ необходимых мер к недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов не предприняла. В связи с этим в действиях Ковтонюк О.Н. усматривается наличие личной заинтересованности в получении выгоды (денежных средств), которая влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих должностных обязанностей, и приводит к конфликту интересов. Ранее, за незаконное принятие решений о премировании, Ковтонюк О.Н. привлечена к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки (распоряжение Губернатора Сахалинской области от 29.12.17г. «выговор»).

С учетом изложенного, Управлением предложено направить материалы проверки для рассмотрения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданкой службы руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области, и урегулированию конфликта интересов.

30.01.18г. указанный доклад направлен Губернатору Сахалинской области с предложением направления материалов проверки в отношении Ковтонюк О.Н. для рассмотрения на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданской службы руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области, и урегулированию конфликта интересов, с чем Губернатор согласился, наложив соответствующую визу на докладе.

Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданской службы руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области, и урегулированию конфликта интересов, оформленным протоколом заседания от 7.02.18г., признано, что руководитель ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. не соблюдала требования к служебному поведению и об урегулированию конфликта интересов в части принятия незаконных решений о своем премировании, что повлияло на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею своих обязанностей, и привело к конфликту интересов. Этим же решением рекомендовано Губернатору Сахалинской области не применять к Ковтонюк О.Н. мер юридической ответственности в связи с тем, что по результатам служебной проверки к ней уже применено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по распоряжению финансовыми средствами ГЖИ Сахалинской области; рекомендовано указать руководителю Инспекции Ковтонюк О.Н. на недопустимость нарушения требований к служебном поведению и требований об урегулировании конфликта интересов.

12.02.18г. указанный протокол направлен Губернатору Сахалинской области с предложением не применять к Ковтонюк О.Н. мер юридической ответственности в связи с тем, что за незаконное принятие решений о своем премировании она была привлечена к дисциплинарной ответственности по результатам служебной проверки (выговор), а также указать ей на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов.

Губернатор Сахалинской области О.Н. Кожемяко с предложенным решением не привлекать Ковтонюк О.Н. к ответственности согласился путем наложения визы.

При анализе спорных правоотношений, суд первой инстанции обоснованно сослался на положения утвержденного Указом Губернатора Сахалинской области от 30.11.15г. №52 Порядка поступления в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданской службы руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области, и урегулированию конфликта интересов, уведомления лица, замещающего должность государственной гражданской службы руководителя органа исполнительной власти Сахалинской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, которым установлена форма Уведомления, которое, которая направляется на имя начальника управления по профилактике коррупционных и иных правонарушений Правительства Сахалинской области.

Однако, как следует из материалов дела, Ковтонюк О.Н. указанное уведомление в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной гражданской службы руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области, и урегулированию конфликта интересов не направляла, что в ходе рассмотрения дела ею не отрицалось. При этом, направление 7.02.17г. Ковтонюк О.Н. председателю Правительства Сахалинской области справок о ее доходах за 2015-2016 г.г. и пояснительной записки о причинах увеличения зарплаты руководителя Инспекции, - правомерно не расценено судом первой инстанции как вышеназванное уведомление.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что гражданский служащий, не принявший мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, подлежит безусловному увольнению, поскольку возможность применения за указанное коррупционное нарушение иной меры, в т.ч. выговора, вышеприведенные нормы закона не предусматривают.

Судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными доводы Ковтонюк О.Н. о том, что применение мер взыскания является исключительным правом нанимателя, поскольку спорные отношения не являются частно-правовыми, где возможно усмотрение работодателя при применении мер ответственности. В случае совершения коррупционного правонарушения при прохождении государственной гражданской службы, когда под угрозу ставятся интересы РФ, а закон безальтернативно устанавливает в качестве меры ответственности увольнение с государственной гражданской службы, у нанимателя возможность такого произвольного усмотрения отсутствует.

При таком положении дела суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что руководитель ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н., не исполнив установленные ч.1 и 2 ст.11 Закона о противодействии коррупции, п.12 ч.1 ст.15 и ч.3.1 ст.19 Закона о государственной гражданской службе, обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и уведомлению непосредственное начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, - подлежала безусловному увольнению на основании ст.59.2 Закона о государственной гражданской службе.

При таком положении Губернатор Сахалинской области, как представитель работодателя, должен был принять решение об увольнении руководителя ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. на основании статьи 59.2 Закона о государственной гражданской службе, - однако, вопреки установленным императивным предписаниям, принял незаконное решение не привлекать государственного гражданского служащего - руководителя ГЖИ Сахалинской области Ковтонюк О.Н. к ответственности в виде увольнения.

Судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными доводы Ковтонюк О.Н. об отсутствии конфликта интересов, поскольку они опровергаются материалами дела. Принятие ею решений о своем премировании в отсутствии соответствующих распоряжений ее работодателя, - свидетельствует о конфликте интересов, поскольку назначение самой себе и получение денежного вознаграждения напрямую влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Не составление работодателем предусмотренного частью 4 статьи 59.3 Закона о государственной гражданской службе акта о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения и не вручение его копии гражданскому служащему (ч.5 ст.59.3 Закона о государственной гражданской службе) - не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Довод Ковтонюк О.Н. об истечении срока привлечения ее к ответственности в виде увольнения, правомерно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку в соответствии с ч.3 ст.59.3 Закона о государственной гражданской службе взыскания, предусмотренные ст.59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее 1 месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, др. случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Однако, указанные требования установлены для нанимателя, при решении вопроса об увольнении во внесудебном порядке. При условии же когда наниматель незаконно бездействует, нарушая требования закона об увольнении служащего, прокурор в интересах РФ вправе требовать устранения нарушения закона и увольнения служащего. Учитывая, что Губернатор Сахалинской области неправомерно не принял решение об увольнении Ковтонюк О.Н., требование прокурора о применении взыскания в виде увольнения – обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования прокурора в части признания незаконным решения Губернатора Сахалинской области не применять к Ковтонюк О.Н. мер юридической ответственности и возложении на Губернатора Сахалинской области обязанности привлечь Ковтонюк О.Н. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Все доводы апелляционной жалобы аналогичны основаниям заявленных возражений на иск, были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда и основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном применении и толковании норм материального и процессуального права, фактически выражают субъективную точку зрения третьего лица Ковтонюк О.Н., а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Выводы суда о частичном удовлетворении заявленных требований соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 18.06.18 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковтонюк О.Н., - без удовлетворения.

Председательствующий Вишняков О.В.

Судьи Сахалинского областного суда Прокопец Л.В.

Минькина И.В.