ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2467/2014 от 09.09.2014 Томского областного суда (Томская область)

  Судья Черных О.Г. Дело № 33-2467/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 сентября 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:

 председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,

 судей Бондаревой Н.А., Фоминой Е.А.,

 при секретаре Мочаловой Т.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе представителя Администрации Томского района Мережкиной С.А. на решение Советского районного суда г. Томска от 5 июня 2014 года

 по заявлению Жданова В. А. о признании незаконным решения Администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка для садоводства.

 Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А., объяснения представителя Администрации Томского района Мережкиной С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Жданова В.А. Мельникова О.О., Лаптева, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 установила:

 Жданов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Томского района об отказе в образовании и предоставлении в собственность земельного участка по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м для садоводства по его заявлению от 25.04.2014 № 1366-з, оформленное письмом от 19.05.2014 № 02-33/1286.

 В обоснование требований ссылался на то, что обратился в Администрацию Томского района с заявлением об образовании и предоставлении ему в собственность для садоводства земельного участка по вышеуказанному адресу. Однако в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что он не представил адресную справку в отношении испрашиваемого земельного участка, однако указанное обстоятельство не могло являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, что свидетельствует о его незаконности. При вынесении оспариваемого решения Администрация Томского района применила недействующий нормативный акт - регламент, утвержденный постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 №292, который официально не опубликован. Администрация не вправе требовать от него предоставления адресной справки со схемой, поскольку имеет возможность и обязана получить ее самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

 Дело рассмотрено в отсутствие заявителя Жданова В.А.

 Представитель заявителя Мельников О.О. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.

 Представитель Администрации Томского района Мережкина С.А. возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что для предоставления земельного участка заявителю этот участок должен быть образован. Порядок образования земельных участков на территории Томского района предусмотрен административным регламентом, который утвержден постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292. Согласно данному регламенту заявитель обязан вместе с заявлением об образовании земельного участка представить адресную справку. Указанное постановление было опубликован в печатном издании «/__/» с указанием на возможность ознакомиться с текстом административного регламента на официальном сайте Администрации Томского района. Обязанность представлять адресную справку предусмотрена также решением Думы Томского района от 30.04.2009 № 303. К заявлению Жданова В.А. адресная справка не была приложена. Представленная заявителем распечатка с публичной карты не подтверждает достоверно местоположение земельного участка, в законе возможность предоставления такого документа не предусмотрена.

 Обжалуемым решением на основании  ч. 2 ст. 9, ст. 12, ч. 1 ст. 36, ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст. 13, п. 1 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 28, ст. 29, п. 2-4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1. ст. 254, ч.1 ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ (ред. 11.10.2013) «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области», ст. 35, п. 1 ст. 37, ст. 51 Устава муниципального образования «Томский район», принятого решением Думы Томского района от 29.09.2011 № 82 (ред. от 30.05.2013), п. 1.7, 2.19 административного регламента «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утв. постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292, п.1, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суд удовлетворил заявление Жданова В.А.: признал незаконным отказ Администрации Томского района в предоставлении муниципальной услуги по заявлению Жданова В.А. от 25.04.2014 №1366-з об образовании земельного участка по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м для садоводства, утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для дальнейшего предоставления в собственность за плату, выраженный в письме от 19.05.2014 № 248-3. Решением суда на Администрацию Томского района возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу рассмотреть заявление Жданова В.А. от 24.04.2014 в установленном законом порядке и принять решение в соответствии с положениями ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

 В апелляционной жалобе представитель Администрации Томского района Мережкина С.А. просит решение отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении заявления. Полагает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, суд не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, нарушают единообразие судебной практики. Так, для выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета и последующего предоставления земельного участка по договору купли-продажи заявитель обязан указать местоположение испрашиваемого земельного участка. Приложенная к заявлению распечатка с публичной кадастровой карты не позволяет определить его местоположение, поскольку публичная карта имеет определенную погрешность, фактическое местоположение земельных участков может не совпадать со сведениями, которые в ней отражены. Кроме того, публичная карта не содержит сведения о ранее предоставленных земельных участках, в отношении которых не проведено межевание. Считает, что Администрация Томского района не должна доказывать, наличие проблем в определении местоположения испрашиваемого земельного участка. Согласно п.1.7 Административного регламента Томского района от 16.11.2010 № 292, который суд признал опубликованным и вступившим в силу, к заявлению в обязательном порядке прилагается адресная справка на земельный участок. Именно адресная справка является документом, подтверждающим местоположение земельного участка.

 В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Жданова В.А. Селиверстов В.В. просит оставить жалобу без удовлетворения.

 В соответствии со ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя Жданова В.А., извещенного о времени и месте судебного заседания.

 Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что у Администрации Томского района при разрешении заявления Жданова В. А. отсутствовали основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.

 Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда и его обоснованием исходя из следующего.

 Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служа­щего, если считает, что нарушены его права и свободы.

 Судом установлено и следует из материалов, что Жданов В.А. обратился в Администрацию Томского района с заявлением от 25.04.2014 № 1366-з об образовании и предоставлении ему в собственность земельного участка для садоводства площадью /__/ кв. м согласно прилагаемой схеме расположения данного земельного участка.

 Из ответа Администрации Томского района от 19.05.2014 № 02-33/1286, направленного в адрес Жданова В.А., следует, что в предоставлении муниципальной услуги ему отказано ввиду непредставления им необходимых документов - адресной справки на земельный участок с ситуационным планом (схемы расположения земельного участка на картографическом материале в масштабе от 1:500 до 1:10000), выдаваемой органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужил п. 1.7 административного регламента «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утвержденный постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292.

 Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию соответствующего акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия по ним решений.

 В пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Порядок предоставления заинтересованным лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

 Согласно пунктам 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 В соответствии с пунктом 4 указанной статьи орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 Согласно пункту 5 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

 В силу п. п. 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон.

 Таким образом, соблюдение заявителем требования, предусмотренного ст. 34 ЗК РФ об указании местоположения земельного участка, должно обеспечивать возможность из обращения заявителя определить категорию и территориальную зону испрашиваемого земельного участка, а также возможность дальнейшего проведения кадастровых работ, согласования границ участка со смежными землепользователями.

 Согласно п.1.7. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утвержденного постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292 заявитель к заявлению о получении муниципальной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастром плане (карте) соответствующей территории должен приложить в том числе адресную справку на земельный участок с ситуационным планом (схемой расположения земельного участка на картографическом материале в масштабе от 1:500 до 1:1000), выдаваемую органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка. В силу пункта 2.19. в предоставлении муниципальной услуги может быть отказано в том числе в случае нарушения требований, установленных пунктом 1.7. настоящего регламента.

 Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Ждановым В. А. адресная справка на земельный участок с ситуационным планом (схемой расположения земельного участка на картографическом материале в масштабе от 1:500 до 1:1000), выдаваемая органами местного самоуправления сельских поселений по месту нахождения испрашиваемого земельного участка, к заявлению в Администрацию Томского района не прилагалась. Более того, представленная заявителем выписка из публичной кадастровой карты с обозначениями местоположения испрашиваемого земельного участка, изготовленными заявителем в рукописной форме, по мнению судебной коллегии, также достоверно не подтверждает местонахождение испрашиваемого земельного участка, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок не сформирован и не является учтенным, а также отсутствует текстовое описание его местоположения, позволяющее однозначно установить его расположение относительно системы координат (частей света) и других ранее адресованных объектов недвижимости.

 Таким образом, поскольку Ждановым В.А. не выполнены требования ст. 34 ЗК РФ, п.1.7. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков», утвержденного постановлением Администрации Томского района от 16.11.2010 № 292 об указании местоположения испрашиваемого земельного участка, у Администрации Томского района отсутствовали основания для оказания муниципальной услуги по утверждению и выдаче ему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, в связи с чем вывод суда об отсутствии у Администрации Томского района оснований для отказа в предоставлении заявителю муниципальной услуги по согласованию схемы расположения земельного участка и его отводу является ошибочным.

 Довод о том, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков» является недействующим, в связи с его не опубликованием, является несостоятельным, поскольку из материалов дела следует, что постановление Администрации Томского района № 292 от 16.11.2010 об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов грани земельных участков» опубликовано в информационно-аналитической газете /__/ от 09.04.2014 № 29, при этом указано на то, что с приложениями к постановлению № 292 можно ознакомиться на официальном сайте администрации Томского района (/__/). Таким образом, заинтересованным лицам была предоставлена возможность ознакомления с приложениями к постановлению

 Данный вывод суда согласуется с позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 21).

 Довод заявителя о наличии у органа местного самоуправления обязанности самостоятельно получить адресную справку на испрашиваемый заявителем земельный участок в порядке межведомственного взаимодействия также не может быть признан состоятельным, учитывая что, определение адреса объекта недвижимости возможно только в порядке оказания муниципальной услуги по заявлению заинтересованного лица.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная ус­луга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований.

 В силу статьи 4 данного закона предусмотрено, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются, в том числе, правомерность предоставле­ния муниципальных услуг, заявительный порядок обращения за предоставлением государст­венных и муниципальных услуг.

 Адресация объектов недвижимости является самостоятельной муниципальной услугой, осуществляемой согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах - организации местного самоуправления в Российской Федерации» органом местного самоуправления сельского поселения.

 В соответствии с ч.1 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона, перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, ут­верждается, в том числе, нормативным правовым актом представительного органа местного са­моуправления в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного са­моуправления муниципальных услуг.

 Решением Думы Томского района от 30.08.2012 № 176 утвержден перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Администрацией Томского района муниципальных услуг.

 Согласно п. 7 указанного Перечня необходимой и обязательной услугой для оказания Администрацией Томского района муниципальной услуги является предоставление адресной справки на земельный участок.

 В силу п.1.4. Положения «О порядке присвоения адресов объектам недвижимого имущества, расположенным вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования «Томский район», утвержденного постановлением администрацией Томского района от 14.12.2012 № 331, присвоение адреса может производиться по заявлению физических и юридических лиц, являющихся владельцами или совладельцами адресуемых объектов.

 При таких обстоятельствах оснований для признания решения администрации Томского района об отказе в предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка незаконным не имеется, в связи с чем решение суда об удовлетворении заявления Жданова В.А. подлежит отмене с принятием нового об отказе в его удовлетворении.

 Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Советского районного суда г. Томска от 05 июня 2014 года отменить, принять новое.

 В удовлетворении заявления Жданова В. А. о признании незаконным решения Администрации Томского района по заявлению Жданова В. А. об образовании и предоставлении в собственность земельного участка для садоводства по адресу: /__/, площадью /__/ кв.м, оформленного в письме от 19.05.2014 № 202-33/1286, отказать.

 Председательствующий

 Судьи: