ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2468 от 01.12.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Тележкина О.Д.

Дело № 33-2468

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«1» декабря 2021 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего судьи Веремьевой И.Ю.,

судей Лепиной Л.Л., Болонкиной И.В.

при секретаре Филатовой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 44RS0001-01-2021-005968-37 (2-3348/2021) по апелляционной жалобе Рубцова ФИО9 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 августа 2021 г., которым постановлено:

Исковые требования о заключении договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона, признании незаконным постановления о сносе нестационарного объекта оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Лепиной Л.Л., выслушав объяснения Рубцова А.А., поддержавшего довода апелляционной жалобы, представителя Администрации г.Костромы Нахмурова С.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Рубцов А.А. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Костромы, указав, что между ним и ответчиком заключен договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от ДД.ММ.ГГГГ г. № . По условиям договора истцу предоставлено право на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог, расположенного по адресу: <адрес> - торговый павильон остановочного комплекса. Решением Думы г. Костромы от 24 апреля 2015 г. № 76 «Об утверждении Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы» установлено, что заключенные до дня вступления в силу данного решения Думы г. Костромы договоры о присоединении нестационарных объектов к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности г. Костромы, действуют до истечении срока, на который они были заключены. Срок действия договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от ДД.ММ.ГГГГ истек в ДД.ММ.ГГГГ г. Условиями договора, а также согласно ст. 3 Правил предоставления органами местного самоуправления г. Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы, утвержденных решением Думы г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено право заключить новый договор без проведения аукциона при условии: а) размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы либо в случае, если эксплуатация объекта была начата до утверждения такой схемы; б) отсутствия задолженности по действующему договору. На момент окончания срока действия договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от ДД.ММ.ГГГГ г. объект был размещен и эксплуатировался, задолженность по договору отсутствовала. С ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Костромы от 20 марта 2020 г. № 13 «О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории г. Костромы» в г. Костроме введен режим повышенной готовности с целью недопущения завоза новой коронавирусной инфекции, в связи с чем личный прием граждан с 27 марта 2020 г. временно ограничен, о чем свидетельствует объявление, размещенное 26 марта 2020 г. на официальном сайте Администрации г. Костромы. С 1 апреля 2020 г. Распоряжением Губернатора Костромской области от 31 марта 2020 г. № 162-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Костромской области от 17 марта 2020 г. № 128-р» на территории Костромской области и г. Костромы введен режим обязательной самоизоляции, который обязывал граждан не покидать места проживания (пребывания), кроме исключительных случаев. Указанные требования истец соблюдал, в связи с чем был лишен возможности обратиться в Администрацию г. Костромы для заключения нового договора, хотя неоднократно звонил им по телефону. 23 марта 2021 г. в адрес Управления экономики Администрации г. Костромы истцом направлено заявление с просьбой продлить договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог от ДД.ММ.ГГГГ а ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления муниципальных инспекций Администрации г. Костромы передано письмо с информацией о процедуре продления договора. В настоящее время Администрация г. Костромы намерена демонтировать принадлежащий ему, истцу, объект - торговый павильон остановочного комплекса, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, о чем истец уведомлен сотрудниками Администрации г. Костромы. На основании изложенного истец просит обязать Администрацию г. Костромы восстановить пропущенный срок заключения договора о присоединении нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона; признать незаконным и отменить распоряжение Администрации г. Костромы о демонтаже нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию г. Костромы заключить с Рубцовым А.А. договор о присоединении нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес> к элементам обустройства муниципальных дорог без аукциона.

В соответствии с определением от 31 августа 2021 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, установленным ГПК РФ.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе Рубцов А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. Повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, указывает, что судом первой инстанции необоснованно не признано в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения с заявлением о заключении договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона на новый срок его отсутствие по месту регистрации. Полагает, что он, Рубцов А.А., был лишен возможности обратиться в Администрацию г. Костромы для заключения нового договора в связи с наличием на территории Костромской области мер и ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. Кроме того, ссылаясь на положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 « О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», указывает на то, что у него, Рубцова А.А., имелись обстоятельства непреодолимой силы, которые привели к объективной невозможности исполнения обязательства по заключению договора.

В возражениях представитель Администрации г. Костромы Нахмуров С.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу видно, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Костромы в лице Управления экономики Администрации г. Костромы и Рубцовым А.А. заключен договор о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог . По условиям договора Рубцову А.А. предоставлено право на присоединение к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес><адрес>. Договор заключен сроком на пять лет и действует с момента подписания до 2 марта 2020 г.

Согласно приложению к договору от ДД.ММ.ГГГГ нестационарный объект представляет собой остановочный комплекс в составе с торговым павильоном.

Место для размещения объекта передано Рубцову А.А. на основании акта приема-передачи места для размещения нестационарного объекта от ДД.ММ.ГГГГ

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы утверждена постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации г. Костромы от 29 декабря 2014 г. № 3584 в схему в п. 289 включен объект киоск в составе остановочного комплекса по <адрес><адрес>, занимаемая площадь земельного участка 22,88 кв. м, специализация - продовольственные и непродовольственные товары.

Решением Думы г. Костромы от 24 апреля 2015 г. № 76 статья 11.1 указанного Положения признана утратившей силу, утверждены Правила предоставления органами местного самоуправления г. Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы.

Согласно материалам дела ДД.ММ.ГГГГ Управлением экономики Администрации г. Костромы в адрес ФИО1 направлено уведомление о прекращении договора от ДД.ММ.ГГГГ а также уведомление о необходимости письменного извещения Управления экономики Администрации г. Костромы о принятом решении о предстоящем освобождении места размещения нестационарного объекта либо о желании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта.

Указанное уведомление получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Срок действия договора между Администрацией г. Костромы и ФИО1 истек ДД.ММ.ГГГГ, однако в установленный срок для заключения нового договора ФИО1 с заявлением в Администрацию г. Костромы не обратился, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Костромы в адрес ФИО1 направлена претензия с требованием демонтажа нестационарного торгового объекта в связи с истечением сроков действия договора, которая ФИО1 не была получена.

Постановлением Администрации г. Костромы от 31 августа 2020 г. № 1624 принадлежащий ФИО1 нестационарный объект исключен из Схемы размещении нестационарных объектов не территории г. Костромы.

8 февраля 2021 г. в адрес ФИО1 направлена повторная претензия с требованием демонтажа нестационарного торгового объекта и внесении платы за пользование земельным участком, однако указанная претензия также не была получена ФИО1

Управлением экономики Администрации г. Костромы ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления муниципальных инспекций Администрации г. Костромы направлено обращение о принятии мер по демонтажу незаконно размещенного нестационарного объекта, расположенного по адресу: <адрес>.

Администрацией г. Костромы принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении сноса незаконно размещенного объекта некапитального характера (металлический киоск, присоединенный к остановочному комплексу), расположенного по адресу: <адрес>, которое опубликовано в Официальном вестнике г. Костромы № 34 от 27 августа 2021 г.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление экономики Администрации г. Костромы с заявлением о продлении названного выше договора, в котором указал, что год назад обращался в Управление, однако в связи с карантинными мерами на прием к специалисту попасть не смог.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления ФИО1 о продлении срока договора отказано.

Названные обстоятельства явились основанием для обращения ФИО1 в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 421, 422, 453 ГК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Костромы, утвержденного Решением Думы г. Костромы от 12 апреля 2012 г. № 26, Решения Думы г. Костромы от 24 апреля 2015 г. № 76, Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы, утвержденного Решением Думы г. Костромы от 26 ноября 2020 г. № 205, пришел к выводу, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат. При этом суд исходил из того, что действия ответчика по отказу в заключении с истцом договора на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог на новый срок являются обоснованными, поскольку истцом пропущен срок обращения с соответствующим заявлением в отсутствие уважительных причин. Оснований к восстановлению данного срока не имеется. Постановление о сносе нестационарного объекта является обоснованным, поскольку объект размещен за земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, в отсутствие правовых оснований, и вынесено с соблюдением установленного порядка.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, установленных по делу обстоятельствах и верной оценке представленных сторонами доказательств.

Доводы апелляционной жалобы по своей сути сводятся к несогласию с решением суда об отказе в восстановлении пропущенного срока для заключения договора о присоединении нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных дорог без проведения аукциона на новый срок.

Однако указанные доводы судебная коллегия находит неубедительными.

Как было указано выше, на момент заключения спорного договора от ДД.ММ.ГГГГ действовало Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности г. Костромы, утвержденное Решением Думы г. Костромы от 12 апреля 2012 г. № 26.

Согласно ст. 11.1 данного Положения, присоединение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов, используемых для оказания услуг потребителям, к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Костромы (местам отдыха, остановочным пунктам, стоянкам (парковкам) транспортных средств и иным аналогичным сооружениям), осуществляется на основании договора, заключаемого Администрацией г. Костромы в порядке, установленном настоящей статьей. Места присоединения и назначение объектов определяются схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов, используемых для оказания услуг потребителям, утверждаемыми Администрацией города Костромы (ч. 1). Заключение договора о присоединении осуществляется по результатам аукциона, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». В случае если схемами размещения, указанными в ч. 1 настоящей статьи, предусмотрено присоединение к элементам обустройства автомобильных дорог нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, участниками аукциона являются эти субъекты. Лоты аукциона, состав цены и иные существенные условия договора о присоединении по каждому лоту определяются комиссией по проведению аукциона, которая формируется организатором аукциона, определяемым Администрацией города Костромы. В состав комиссии включаются депутаты Думы города Костромы, направленные решением Думы города Костромы (ч. 2). Существенными условиями договора о присоединении являются: 1) место присоединения, размеры и назначение нестационарного объекта; 2) технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцем нестационарного объекта при установке и эксплуатации нестационарного объекта и указанного в договоре элемента обустройства автомобильных дорог. Данные требования и условия должны обеспечивать соответствие данных объектов документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности; 2) обязанности владельца нестационарного объекта по его содержанию; 3) срок действия договора о присоединении, который составляет 5 лет (ч. 3).

Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы утверждена постановлением Администрации г. Костромы от 26 мая 2011 г. № 1219.

Постановлением Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ в схему в п. 289 включен объект киоск в составе остановочного комплекса по <адрес>, занимаемая площадь земельного участка 22,88 кв. м, специализация - продовольственные и непродовольственные товары.

Решением Думы г. Костромы от 24 апреля 2015 г. № 76 ст. 11.1 указанного Положения признана утратившей силу, утверждены Правила предоставления органами местного самоуправления г. Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы.

В силу п. 2 указанного Решения заключенные до дня вступления в силу настоящего решения договоры о присоединении нестационарных торговых объектов к элементам обустройства автомобильных дорог, относящихся к муниципальной собственности города Костромы, а также договоры, предусматривающие размещение нестационарных торговых объектов, функционирующих на принципах развозной и разносной торговли, действуют до истечения срока, на который они были заключены. Все условия указанных договоров сохраняют свою силу.

Правила, утвержденные Решением Думы г. Костромы от 24 апреля 2015 г. № 76, регулируют отношения между органами местного самоуправления г. Костромы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанные с предоставлением права на размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы, утвержденной Администрацией г. Костромы, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности г. Костромы, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах г. Костромы (п. 1 ст. 1).

Настоящие Правила не регулируют отношения между органами местного самоуправления г. Костромы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями: 1) связанные с размещением нестационарных торговых объектов: а) в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в государственной и частной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, осуществляются без включения в схему размещения нестационарных торговых объектов при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного вида использования земельного участка (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов); б) при проведении ярмарок, выставок-ярмарок, выставок-продаж; в) при проведении массовых просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, рекламных, иных массовых мероприятий и фейерверков; 2) связанные с размещением уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга на территориях общего пользования в г. Костроме (п. 2 ст. 1).

В целях настоящих Правил: 1) понятие «нестационарные торговые объекты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»; 2) к нестационарным торговым объектам относятся временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком, в том числе платежные терминалы для оказания услуг по проведению денежных расчетов с потребителями, транспортные средства и передвижные сооружения, используемые для продажи товаров, оказания услуг общественного питания и бытовых услуг, а также предназначенные и используемые для демонстрации продукции и услуг, обслуживания потребителей (ст. 2).

Право на размещение нестационарного торгового объекта на землях и земельных участках на территории г. Костромы возникает на основании договора о размещении, заключаемого Администрацией г. Костромы: с победителем аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта; без проведения аукциона с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим на территории г. Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление земельного участка для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта, либо действующего договора о присоединении к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог при условии: а) размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы либо в случае, если эксплуатация объекта была начата до утверждения такой схемы; б) отсутствия задолженности по действующему договору (ч. 1 ст. 3).

Договор на размещение нестационарного торгового объекта с лицами, указанными в п. 4 ч. 1 настоящей статьи, заключается на основании письменного уведомления владельца нестационарного торгового объекта о желании заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта, поданного в уполномоченный орган Администрации: в любое время до окончания срока действия договора аренды земельного участка, или если договор аренды земельного участка заключен (возобновлен) на неопределенный срок; не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия заключенного договора о присоединении к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог (ч. 4.2 ст. 3).

Согласно ст. 4 Правил места размещения и специализация нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности г. Костромы, определяются схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемой Администрацией г. Костромы, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ. Использование земель и земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании договоров, указанных в ч. 1 ст. 3 настоящих Правил (ч. 1).

Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусматриваются места для установки нестационарных объектов стабильного территориального размещения, а также объектов развозной торговли. Виды нестационарных торговых объектов, относящихся к объектам стабильного территориального размещения и объектам развозной торговли, устанавливаются Администрацией г. Костромы (ч. 2).

Упорядочивание размещения нестационарных торговых объектов, объектов развозной торговли на территории города Костромы осуществляется по согласованию со специально созданной городской межведомственной комиссией. Состав, полномочия и порядок деятельности данной комиссии утверждаются постановлением Администрации г. Костромы (ч. 3).

Включение нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4).

Согласно ст. 6 Правил, существенными условиями договора о размещении нестационарного торгового объекта являются, в том числе, срок действия договора о размещении нестационарного торгового объекта, который составляет: а) 7 лет - при установке нестационарного объекта стабильного территориального размещения; б) 5 лет - при размещении объекта развозной торговли; основания одностороннего отказа Администрации г. Костромы от договора о размещении нестационарного торгового объекта; право Администрации города Костромы на демонтаж нестационарного торгового объекта при прекращении (расторжении) договора о размещении нестационарного торгового объекта и при неисполнении владельцем нестационарного торгового объекта обязанности по его демонтажу в установленный таким договором срок.

Согласно ст. 8 Правил владелец нестационарного торгового объекта, указанный в п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 3, надлежащим образом исполнявший свои обязанности либо допустивший одно нарушение, которое по первому требованию уполномоченного органа Администрации было устранено, по истечении срока договора имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок, указанный в п. 4 ст. 6 настоящих Правил, на тех же условиях (сохранение вида, специализации и площади объекта, место размещение объекта, индексация цены). Владелец нестационарного торгового объекта обязан письменно уведомить уполномоченный орган Администрации о желании заключить такой договор не позднее трех месяцев до дня окончания срока действия договора (ч. 1).

Уполномоченный орган Администрации в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направляет владельцу нестационарного торгового объекта сообщение о согласии на заключение договора на новый срок или об отказе в заключении договора на новый срок (ч. 2).

Уполномоченный орган Администрации отказывает в заключении договора на новый срок, если владелец нестационарного торгового объекта: 1) ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по договору (два и более раз допустил нарушение условий договора); 2) подал уведомление о желании заключить договор на новый срок с нарушением срока, установленного ч. 1 настоящей статьи (ч. 3).

Владелец нестационарного торгового объекта, указанный в пунктах 1 и 4 ч. 1 ст. 3, в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения уполномоченного органа Администрации о согласии на заключение договора на новый срок с указанием цены договора, увеличенной с учетом индекса потребительских цен, уплачивает указанную цену и представляет копию платежного документа в уполномоченный орган Администрации. Уполномоченный орган Администрации в течение 5 рабочих дней со дня получения копии платежного документа передает владельцу такого объекта проект договора, который подписывается им в пятидневный срок и представляется в уполномоченный орган Администрации. Владелец нестационарного торгового объекта утрачивает преимущественное право на заключение договора на новый срок в случае неисполнения обязанностей, установленных настоящей частью (ч. 4).

Решением Думы г. Костромы от 26 ноября 2020 г. № 205 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы, признано утратившим силу решение Думы г. Костромы от 24 апреля 2015 г. № 76.

В соответствии с Решением от 26 ноября 2020 г. № 205, заключенные до дня вступления в силу настоящего решения договоры о размещении нестационарных торговых объектов действуют до истечения срока, на который они были заключены, с сохранением закрепленных в этих договорах условий и обязанностей сторон. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2021 г.

Согласно ст. 1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы, настоящий Порядок регулирует отношения между органами местного самоуправления г. Костромы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Костромы, утвержденной Администрацией г. Костромы, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности г. Костромы, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах г. Костромы (ч. 1).

Настоящий Порядок не регулирует отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, связанные с: 1) размещением нестационарных торговых объектов: а) в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в государственной или частной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, осуществляется без включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного вида использования земельного участка (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов); б) при проведении ярмарок, выставок-ярмарок, выставок-продаж; в) при проведении массовых просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, иных массовых мероприятий и фейерверков; 2) размещением уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга на территориях общего пользования в городе Костроме (ч. 2).

Согласно ст. 2 Порядка в целях настоящего Порядка используются основные термины и понятия, значения которых определены Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

В силу ст. 3 Порядка право на размещение нестационарного торгового объекта на землях и земельных участках на территории г. Костромы возникает на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта на территории города Костромы, заключаемого Администрацией: 1) с победителем аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта; 2) без проведения аукциона: а) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок, эксплуатирующим на территории г. Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора о размещении нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности либо допустившим одно нарушение, которое было устранено по первому требованию уполномоченного постановлением Администрации отраслевого (функционального) органа Администрации. Преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок подлежит реализации при отсутствии задолженности по действующему договору о размещении нестационарного торгового объекта; б) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обладающим правом перехода с договора аренды земельного участка на договор о размещении, эксплуатирующим на территории г. Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление земельного участка для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта, при условии, что нестационарный торговый объект размещен в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов либо эксплуатация нестационарного торгового объекта была начата до утверждения указанной схемы, а также при отсутствии задолженности по действующему договору аренды земельного участка (ч. 1).

Право на размещение нестационарного торгового объекта в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, возникает на основании договора аренды, заключаемого в соответствии с Положением о предоставлении в аренду и безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности г. Костромы, утвержденным решением Думы г. Костромы (ч. 2).

В соответствии со ст. 4 Порядка место и срок размещения, вид, специализация, количество и площадь нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности г. Костромы, а также на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, определяются Схемой размещения нестационарных торговых объектов (ч. 1)

Использование земель и земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании договоров о размещении, указанных в ч.1 ст. 3 настоящего Порядка (ч. 2)

Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусматриваются места для установки нестационарных торговых объектов стабильного территориального размещения, а также объектов развозной торговли. Виды нестационарных торговых объектов, относящихся к объектам стабильного территориального размещения и объектам развозной торговли, устанавливаются постановлением Администрации (ч. 3).

Упорядочивание размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы осуществляется по согласованию со специально созданной городской межведомственной комиссией, состав, полномочия и порядок деятельности которой утверждаются постановлением Администрации (ч. 4).

До окончания срока действия договора о размещении не допускается изменение специализации, вида, площади, а также места размещения (за исключением перемещения нестационарного торгового объекта в случаях, предусмотренных ст. 7 настоящего Порядка) эксплуатируемых на основании такого договора нестационарных торговых объектов (ч. 5).

Согласно ст. 9 Порядка хозяйствующий субъект, указанный в пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 3 настоящего Порядка по истечении срока действия договора о размещении имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора о размещении без проведения аукциона на новый срок, указанный в п. 2 ст. 6 настоящего Порядка, на тех же условиях (сохранение вида, специализации, площади объекта, места размещения, индексация цены) (ч. 1).

Хозяйствующий субъект, указанный в ч. 1 настоящей статьи, обязан письменно уведомить уполномоченный орган Администрации о желании воспользоваться преимущественным правом на заключение договора о размещении на новый срок не позднее чем за три месяца до дня окончания срока действия договора о размещении (ч. 2).

Уполномоченный орган Администрации в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного в части 2 настоящей статьи уведомления направляет хозяйствующему субъекту сообщение о согласии на заключение договора о размещении на новый срок или об отказе в заключении договора о размещении на новый срок (ч. 3)

Уполномоченный орган Администрации отказывает в заключении договора на новый срок, если хозяйствующий субъект: 1) ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по договору о размещении (два и более раз допустил нарушение условий договора о размещении либо допустил одно нарушение условий договора о размещении и не устранил его по первому требованию уполномоченного органа Администрации); 2) подал уведомление о желании заключить договор на новый срок с нарушением срока, установленного частью 2 настоящей статьи (ч. 4).

Хозяйствующий субъект в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения уполномоченного органа Администрации о согласии на заключение договора о размещении на новый срок с указанием размера годовой платы по договору, увеличенной с учетом индекса потребительских цен, уплачивает указанную цену и представляет копию платежного документа в уполномоченный орган Администрации. Уполномоченный орган Администрации в течение 5 рабочих дней со дня получения копии платежного документа передает хозяйствующему субъекту подписанный со своей стороны проект договора о размещении, который подписывается хозяйствующим субъектом в пятидневный срок и представляется в уполномоченный орган Администрации (ч. 5).

Хозяйствующий субъект утрачивает преимущественное право на заключение договора о размещении на новый срок в случае неисполнения обязанностей, установленных настоящей статьей (ч. 6).

Как следует из материалов дела, что 23 марта 2021 г. ФИО1 направил по почте в Управление экономики Администрации г. Костромы заявление о продлении договора на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении указал, что год назад обращался в Управление, но в связи с карантинными мерами на прием к специалисту попасть не смог.

Согласно ответу Управления экономики Администрации г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ г. в удовлетворении заявления ФИО1 о продлении срока договора отказано.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ ответчика в заключении с истцом договора на присоединение нестационарного объекта к элементам обустройства муниципальных автомобильных дорог на новый срок является обоснованным, поскольку ФИО1 пропущен срок обращения с соответствующим заявлением в отсутствие уважительных причин. Оснований к восстановлению данного срока не имеется.

Как правильно указал суд первой инстанции, введение ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, имело место после истечения срока подачи заявления и утраты истцом преимущественного права на заключение договора, в связи с чем правового значение по делу не имеет.

Сам по себе факт отсутствия ФИО1 по месту регистрации в момент истечения срока договора не является основанием для восстановления пропущенного срока, поскольку уведомление о необходимости заключения нового договора о размещении нестационарного торгового объекта с указанием сроков и соответствующих процедур было получено ФИО1 заблаговременно, каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии непреодолимой силы, препятствующей возможности своевременного обращения ФИО1 в уполномоченный орган, материалы дела не содержат.

В суде апелляционной инстанции ФИО1 сослался на то, что в момент, установленный для подачи документов, он находился в <адрес>, по просьбе сестры сидел с племянниками, которые его заразили коронавирусом.

Однако данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о невозможности направления ФИО1 заявления в Администрацию г.Костромы о своем намерении продлить договор, что им и было сделано ДД.ММ.ГГГГ

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, а также повторяют изложенную заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 31 августа 2021 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 ФИО10 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трёх месяцев с момента вынесения во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 8 декабря 2021 г.