ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2473/20 от 24.08.2020 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

УИД 68RS0001-01-2019-008769-23

№ 33-2473/2020 (2-467/2020)

Судья Заболотникова О.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2020 года г. Тамбов

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе

председательствующего судьи Кочергиной Н.А.

судей Рожковой Т.В., Александровой Н.А.

с участием прокурора Лесняк Е.Н.

при секретаре Ивановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности выделения бюджетных средств на замену оконных блоков и линолеума в МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова», на модернизацию пришкольного стадиона, на обеспечение обучающихся ростовой мебелью, принятии мер по организации и проведению ремонта пришкольного стадиона

по апелляционным жалобам Комитета образования администрации г. Тамбова и администрации г. Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 4 июня 2020 года.

Заслушав доклад судьи Кочергиной Н.А., судебная коллегия

Установила

Прокурор Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с учетом уточненных исковых требований к администрации г. Тамбова о признании незаконным бездействия по организации работ по замене оконных блоков и линолеума в коридорах № 1,3,4 этажей в корпусе № 2 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», модернизации пришкольного стадиона, по обеспечению обучающихся ростовой мебелью в корпусе № 1 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», о возложении обязанности на администрацию г. Тамбова по выделению бюджетных средств на замену оконных блоков и линолеума в коридорах № 1,3,4 этажей в корпусе № 2 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», на модернизацию пришкольного стадиона, на обеспечение обучающихся ростовой мебелью в корпусе № 1 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», принять меры по организации и проведению ремонта в указанном учебном заведении и пришкольном стадионе, а также по закупке необходимой мебели в МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова».

В обоснование иска указано, что прокуратурой Октябрьского района города Тамбова по результатам проверки исполнения законодательства при подготовке образовательных организаций к новому учебному году в 2017 году в адрес администрации МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского союза Н.А. Кузнецова» было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и санитарно- эпидемиологического законодательства от 24.08.2017 г. № 02-05-05/2017, по результатам которой выявлен факт нарушения целостности внешнего ограждения второго корпуса школы.

Акт прокурорского реагирования администрацией образовательной организации был рассмотрен, удовлетворен, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Согласно ответу МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского союза Н.А. Кузнецова» от 12.09.2017 г. № 1343, подготовленного в рамках исполнения представления прокуратуры района, для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях администрацией МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского союза Н.А. Кузнецова» проведены мероприятия, в том числе направлена заявка в комитет образования администрации г. Тамбова с указанием требуемых сумм для замены оконных блоков в корпусе № 2 и проведения реконструкции спортивной площадки корпуса № 2. Данные мероприятия будут проведены по мере поступления денежных средств.

По информации образовательной организации (письма от 05.03.2019 г. № 58 и от 01.04.2019 г. № 90) произведена замена линолеума на втором этаже, однако ввиду отсутствия денежных средств не представляется возможным произвести замену линолеума в полном объеме (1,3,4 этажи); требуется замена 100 оконных блоков в учебных кабинетах, 30 оконных блоков в рекреациях. Лимиты на реконструкцию стадиона на 2019 год не предусмотрены. Иные нарушения, указанные в представлении об устранении нарушений закона, были устранены администрацией образовательной организации.

Таким образом, организацию работ по устранению нарушений закона должно осуществлять муниципальное образование – администрация г. Тамбова, в том числе путем перечисления бюджетных инвестиций на проведение указанных работ.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 4 июня 2020 года исковые требования удовлетворены, постановлено: признать бездействие администрации г. Тамбова по организации работ по замене оконных блоков и линолеума в коридорах № 1,3,4 этажей в корпусе № 2 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», модернизации пришкольного стадиона, по обеспечению обучающихся ростовой мебелью в корпусе № 1 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова»; обязать администрацию г. Тамбова выделить бюджетные средства на замену оконных блоков и линолеума в коридорах № 1,3,4 этажей в корпусе № 2 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», на модернизацию пришкольного стадиона, на обеспечение обучающихся ростовой мебелью в корпусе № 1 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова», принять меры по организации и проведению ремонта в указанном учебном заведении и пришкольном стадионе, а также по закупке необходимой мебели в МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова».

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Тамбова Четырина М.Н. выражает несогласие с решением суда, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применены положения бюджетного законодательства, как особого закона, действующего в рассматриваемом случае при необходимости расходования бюджетных средств.

Обращает внимание, что объем субсидий на иные цели определяется органом администрации г. Тамбова, в ведении которого находится бюджетное или автономное учреждение, на основании финансово-экономического обоснования, составляемого бюджетным и автономным учреждением. В рассматриваемом случае таким органом является комитет образования администрации г. Тамбова. В связи с чем, считает недопустимым из настоящего дела исключение из числа ответчиков автономное учреждение.

Полагает, что участие администрации г. Тамбова в числе ответчиков не соответствует правовым нормам, а надлежащими ответчиками совместно должны являться: автономное учреждение, муниципальное образование городской округ-г. Тамбов в лице комитета образования и администрация г. Тамбова как исполнительно-распорядительный орган, обладающий полномочием по обеспечению составления бюджета городского округа, подготовке изменений в бюджет г. Тамбова согласно бюджетному законодательству РФ.

В апелляционной жалобе Комитета образования администрации г. Тамбова содержатся аналогичные доводы.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) – это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии с п. 13 ст. 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-Ф3, для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В силу пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации основными задачами противодействия терроризму являются, в том числе, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В соответствии с п.7.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.

Судом установлено, что в результате проверки прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова исполнения законодательства при подготовке образовательных организаций к новому учебному году в 2017 году был выявлен факт нарушения целостности внешнего ограждения второго корпуса школы МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского союза Н.А. Кузнецова», что отрицательно сказывается на комплексной безопасности обучающихся, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных обстоятельств на территории образовательного учреждения, в связи с чем в адрес администрации учреждения было вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства.

Согласно ответа МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского союза Н.А. Кузнецова» от 12.09.2017 №1343, подготовленного в рамках исполнения представления прокуратуры района, для устранения нарушений санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях администрацией направлена заявка в комитет образования администрации г. Тамбова с указанием требуемых сумм для замены оконных блоков в корпусе № 2 и проведения реконструкции спортивной площадки корпуса №2. Данные мероприятия должны были быть проведены по мере поступления денежных средств.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к числу вопросов местного значения городского округа организацию в границах городского округа предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (ст.16 п. 13).

В силу ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 36 Устава города Тамбова к полномочиям администрации города относится управление муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами городской Думы.

В Уставе МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» отражено, что учредителем и собственником имущества автономного учреждения является муниципальное образование городской округ - город Тамбов; функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города Тамбова; что в целях обеспечения уставной деятельности учредитель закрепляет за автономным учреждением на праве оперативного управления имущество, которое является муниципальной собственностью, а к компетенции Учредителя относится обеспечение содержания зданий и сооружений автономного учреждения.

Согласно материалам дела МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» в комитет образования администрации города Тамбова неоднократно направлялись заявки на выделение лимитов бюджетных средств на устранение выявленных нарушений.

Сведений о выделении денежных средств в необходимом размере на организацию необходимых работ по замене оконных блоков и линолеума в коридорах № 1,3,4 этажей в корпусе № 2 МАОУ «Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова», модернизацию пришкольного стадиона, на обеспечение обучающихся ростовой мебелью в корпусе № 1 МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» суду первой инстанции представлено не было.

Судом верно установлено, что до настоящего времени нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 не устранены.

Доводы администрации г. Тамбова об отсутствии надлежащего финансирования не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и вышеназванного Федерального закона.

Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 4 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета образования администрации г. Тамбова и администрации г. Тамбова на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 4 июня 2020 года – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи