Судья <.....> Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 07 августа 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Сорокиной О.А., Хаировой Д.Р..
при секретаре Боковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" по заявлению ФИО1 о признании незаконным постановления избирательной комиссии муниципального образования «<.....>» <.....> района Астраханской области № от "Дата" «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на главу муниципального образования «<.....>», выдвинутого избирательным объединением «<.....>» в Астраханской области»,
установила:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления избирательной комиссии муниципального образования «<.....>» № от "Дата" «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на главу МО «<.....>» выдвинутого избирательным объединением «<.....>», указав, что "Дата" на основании решения Совета местного отделения политической партии «<.....>» в <.....> районе Астраханской области ФИО1 выдвинут в качестве кандидата для участия в выборах главы муниципального образования «<.....>», назначенных на "Дата". "Дата" ФИО1 представил в избирательную комиссию муниципального образования «<.....>» необходимые документы для его регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования «<.....>». Постановлением избирательной комиссии МО «<.....>» № от "Дата" ФИО1 отказано в регистрации в качестве кандидата на должность главы МО «<......>». С указанным постановлением ФИО1 не согласен, просил признать его незаконным и отменить, поскольку ему, как кандидату, не понятно какие конкретно действия совершенные им и (или) избирательным объединением, а также сданные для выдвижения и (или) регистрации документы были признаны избирательной комиссией как противоречащие требованиям избирательного законодательства РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО1, его представители ФИО2, ФИО3 заявление поддержали, обжалуемое постановление просили отменить.
Председатель избирательной комиссии МО «<.....>» ФИО4, представители ФИО5, ФИО6 с заявлением не согласились, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель избирательной комиссии Астраханской области ФИО7 в удовлетворении заявления просил отказать.
Решением <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным постановления избирательной комиссии муниципального образования «<.....>» <.....> района Астраханской области № от "Дата" «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на главу муниципального образования «<.....>», выдвинутого избирательным объединением «<.....>» в Астраханской области», отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права, неправильного толкования закона, указывая, что избирательной комиссией муниципальной образования «<.....>» следовало предоставить полный перечень доказательств, указывающий на соблюдение ею норм права, регулирующих порядок принятия документа, и наличие именно в его действиях умысла или неосторожности в процессе сдачи документов для выдвижения и регистрации, на не предоставление полного комплекта документов. Основной комплект документов для выдвижения в соответствии положением статьи 31 Закона Астраханской области был сдан заявителем и уполномоченным представителем избирательного объединения "Дата". Избирательной комиссией муниципального образования «<.....>» не представлено достоверных фактов, указывающих на соблюдение требований закона, регламентирующих порядок приема документов на выдвижение и (или) регистрацию кандидата, выдвинутого избирательным объединением, и соответственно отсутствуют основания полагать, что уполномоченным представителем избирательного объединения в действительности не было представлено решения о создании местного отделения политической партии «<.....>».
Заслушав докладчика, выслушав заявителя ФИО1, его представителей ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, председателя избирательной комиссии МО «<.....>» ФИО4, представителей ФИО5, ФИО6, представителя избирательной комиссии Астраханской области ФИО7, возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора, полагавшего доводы жалобы необоснованными, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.
Статьей 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии частью 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 35 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В силу п.п. «а», «б», «в» части 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2011 №95-ФЗ «О Политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны:
соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из материалов дела следует, что постановлением избирательной комиссии Астраханской области № от "Дата" сформирована территориальная избирательная комиссия <.....> района Астраханской области.
Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от "Дата" № председателем территориальной избирательной комиссии <.....> района Астраханской области назначен ФИО4
Постановлением избирательной комиссии Астраханской области от "Дата" № полномочия избирательной комиссии муниципального образования «<.....>» возложены на территориальную избирательную комиссию <.....> района Астраханской области.
Решением Совета муниципального образования «<.....>» № от "Дата" назначены выборы главы муниципального образования «<.....>» на "Дата".
"Дата" в избирательную комиссию МО «<.....>» поступили документы по выдвижению кандидатуры ФИО1 на должность главы муниципального образования «<.....>».
"Дата" избирательной комиссией МО «<.....>» вынесено постановление № от "Дата" «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом на главу МО «<.....>», выдвинутого избирательным объединением «<.....>» в Астраханской области» по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3,4 части 6 статьи 47 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области от "Дата" №, п.п. «б», «в», «в.1», «в.2», п.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от "Дата" №- ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что у избирательной комиссии МО «<.....>» отсутствовала возможность определения правомочности субъекта по принятию решения о выдвижении кандидата на выборную должность, поскольку справка, предоставленная ФИО8 в подтверждение того, что он является выдвинутым кандидатом на выборную должность, выдана местным отделением политической партии «<.....>» в г. <.....> района Астраханской области, тогда как решением Бюро Президиума Центрального Совета политической партии «<.....>» № БПР от "Дата" прекращена деятельность местного отделения политической партии «<.....>» в г. <.....> <.....> района Астраханской области, а создано местное отделение политической партии «<.....>» в <.....> районе Астраханской области в составе регионального отделения партии в Астраханской области. Решение о создании местного отделения политической партии «<.....>» в <.....> районе Астраханской области в избирательную комиссию муниципального образования «<.....>» не представлено, в связи с чем в случае регистрации избирательной комиссией ФИО1 кандидатом на должность главы МО «<.....>» при отсутствии среди документов, представленных для регистрации необходимых для этого документов, был бы нарушен принцип равенства кандидатов, установленный статьей 39 вышеуказанного Закона.
Оснований не согласиться с указанным выводом у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены, в частности следующие основания для отказа в регистрации кандидата:
- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт «б»);
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт « в.1»);
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата перечислены в подпунктах 2, 3 пункта 6 статьи 47 Закона Астраханской области от 02.03.2009г. №9/2009-03 «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».
Согласно статье 32 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» от 02 марта 2009 года № 9/209-ОЗ избирательным объединением признается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законодательством право участвовать в выборах; региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии в Астраханской области, имеющее в соответствии с федеральным законодательством и уставом политической партии право участвовать в выборах.
В соответствии со статьей 41 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» одновременно с решением, списками, указанными в частях 1-3 настоящей статьи, уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы: нотариально удостоверенную копию документа государственной регистрации, избирательного объединения, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Согласно части 5 статьи 34 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» от 02 марта 2009 года № 9/209-ОЗ уполномоченные представители назначаются решением соответственно съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения либо решением органа (должностного лица), уполномоченного на то соответственно решением съезда политической партии, конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии, иного структурного подразделения политической партии, съезда (конференции, общего собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения.
В соответствующем решении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес, места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого уполномоченного представителя, а также объем его полномочий. Для уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам указывается также, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов.
В силу статьи 46 Закона Астраханской области N 9/2009-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области" соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям настоящего Закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования (окружная избирательная комиссия) не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3-6 статьи 38, частями 8, 9, 14, 15 статьи 41 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Закона.
В судебном заседании установлено, что в избирательную комиссию МО «<.....>» представлены документы, из которых следует, что избирательным объединением, выдвинувшим ФИО1 кандидатом на выборы главы муниципального образования «<.....>», является местное отделение без образования юридического лица политической партии «<.....)» <.....> района Астраханской области.
Из подтверждения о получении документов, представляемых при выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования «<.....>» избирательным объединением, следует, что "Дата" избирательной комиссией МО «<.....>» от ФИО1 приняты документы, предусмотренные пунктами №, а именно нотариально заверенная копия свидетельства, выданного Министерством юстиции Российской Федерации по Астраханской области о государственной регистрации некоммерческой организации - Регионального отделения политической партии <.....> Россия в Астраханской области, протокол № заседания Совета регионального отделения политической партии «<.....>» в Астраханской области от "Дата" (на 4 листах); решение Совета местного отделения Политической партии «<.....>» от "Дата" «О выдвижении кандидата на выборы главы МО «<.....>» (на 2 листах); протокол заседания Совета местного отделения политической партии «<.....>» <.....> района Астраханской области от "Дата" (на 2 листах) - общее количество документов составило 8 листов; заявление ФИО1 о его согласии баллотироваться кандидатом на должность главы МО «<.....>» (на 1 листе), и копии страниц паспорта кандидата ФИО1 заверенные уполномоченным представителем (на 3 листах), справка от "Дата" местного отделения политической партии «<.....>» в г. <.....> <.....> района Астраханской области о том, что ФИО1 действительно является членом политической партии «<.....>» в Астраханской области и состоит на учете в местном отделении партии в г. <.....>, <.....> района Астраханской области (на 1 листе); копия партийного билета ФИО1 (на 1 листе) - общее количество документов составило 2 листа; сведения о доходах (на 1 листе); уведомление о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (на 1 листе); свидетельство о государственной регистрации права (на 1 листе); копия почтового отправления (конверта) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (на 1 листе) - общее количество документов составило 4 листа; копия диплома об образовании (на 3 листах); копия трудовой книжки (на 14 листах), а также список уполномоченных представителей избирательного объединения (на 1 листе); заявление уполномоченного представителя о согласии осуществлять указанную деятельность (на 1 листе).
Согласно частям 1, 2 статьи 42 Устава политической партии «<.....>» местным отделением партии является структурное подразделение партии, созданное и осуществляющее свою деятельность, как правило, на территории одного или нескольких районов, городов, иных населенных пунктов и (или) их части (частей) одного субъекта Российской Федерации, границы которой определены решением Президиума или Бюро Президиума Центрального совета, Совета или Бюро Совета регионального отделения, в пределах территории деятельности одного регионального отделения.
Местное отделение с правами юридического лица создается по решению Президиума. Местное отделение без образования юридического лица создается по решению Президиума или Бюро Президиума, Совета или Бюро Совета соответствующего регионального отделения (по предварительному согласованию с Президиумом или Бюро Президиума).
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, статьи 38 Федерального закона и пункта 3 части 6 статьи 47 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что избирательной комиссией муниципального образования «<.....>» не представлено достоверных фактов, указывающих на соблюдение требований закона, регламентирующих порядок приема документов на выдвижение и (или) регистрацию кандидата, выдвинутого избирательным объединением, несостоятельны.
Судом установлено, что ФИО1 в избирательную комиссию МО «<.....>» представлена справка от "Дата" о принадлежности кандидата к политической партии.
Согласно указанной справке, выданной местным отделением политической партии «<.....>» в г. <.....> <.....> района Астраханской области, ФИО1 является членом политической партии «<.....>» в Астраханской области и состоит на учете в местном отделении партии в г. <.....> <......> района Астраханской области.
Вместе с тем, согласно решению Бюро Президиума Центрального Совета Политической партии «<.....>» № БПР от "Дата" прекращена деятельность местного отделения политической партии «<.....>» в г. <.....> <.....> района. Пунктом 2 данного решения постановлено согласиться с предложением Бюро Совета регионального отделения партии в Астраханской области о создании местного отделения политической партии «<.....>» в <.....> районе Астраханской области в составе регионального отделения партии в Астраханской области.
Вышеуказанная справка выдана местным отделением политической партии «<.....>» в г. <.....>, деятельность которой прекращена в 2011 году.
В представленных в избирательную комиссию МО «<.....>» документах имеется нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации регионального отделения политической партии «<.....>» в Астраханской области, которое не является субъектом выдвижения (избирательным объединением) кандидата ФИО1
Решение о создании местного отделения политической партии «<.....>» <.....> района Астраханской области в избирательную комиссию муниципального образования «<.....>» не поступало.
При таких обстоятельствах у избирательной комиссии МО «<.....>» в связи с не представлением документа о создании местного отделения партии, о принадлежности к которой указал кандидат ФИО1 в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы муниципального образования, имелись основания для отказа в регистрации данного кандидата в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, пунктом 3 части 6 статьи 47 Закона Астраханской области «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>».
Доводы ФИО1 о невыполнении избирательной комиссией требований закона об извещении кандидата в случае выявления ею недостатков в оформлении представленных для выдвижения и регистрации документов судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку законом предусмотрена обязанность избирательной комиссии по принятию решения об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов только при выявлении избирательной комиссией неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных кандидатом, избирательным объединением (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение <.....> районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.