Судья Аврамова Н.В. Дело 33 – 2484/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Богдановой О.Н., Клепчи С.Н.,
с участием прокурора Кабаковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 августа 2013 года гражданское дело по заявлению Администрации города Кургана об изменении способа исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 11 декабря 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора города Кургана в интересах ФИО1 к Администрации города Кургана о предоставлении жилья
по частной жалобе Администрации города Кургана на определение Курганского городского суда Курганской области от 8 мая 2013 года, которым постановлено:
«Администрации города Кургана в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 11.12.2012 года по гражданскому делу по иску прокурора г. Кургана в интересах ФИО1 к Администрации г. Кургана о предоставлении жилья, а также в удовлетворении заявления о приостановлении исполнительного производства до вступления в законную силу настоящего определения отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора Кабаковой О.В., полагавшей частную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Администрация города Кургана обратилась в Курганский городской суд Курганской области с заявлением об изменении способа исполнения решения суда от 11 декабря 2012 г. по гражданскому делу по иску прокурора города Кургана в интересах ФИО1 к Администрации города Кургана о предоставлении жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Курганского городского суда Курганской области от 11 декабря 2012 г. удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана, предъявленные в интересах ФИО1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации относительно обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», с 1 января 2013 г., детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного закона в случае, если дети – сироты и лица из числа данной категории граждан не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления закона в силу.
Администрация города Кургана полагала, что под реализацией права на обеспечение жильем следует понимать фактическое предоставление жилья, исполнение судебного решения. При этом судебное решение от 11 декабря 2012 г. о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, не исполнено. Законом Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» предусмотрены дополнительные виды социальной поддержки проживающих на территории Курганской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и предусматриваются законом Курганской области об областном бюджете. В соответствии с Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в бюджете предусмотрены денежные средства для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений. Денежные средства для предоставления жилья предусмотрены в областном бюджете, их использование является целевым.
Просила изменить способ исполнения решения Курганского городского суда Курганской области от 11 декабря 2012 г., обязав Администрацию города Кургана предоставить ФИО1 отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на состав семьи 1 человек площадью не менее 15 кв. м, соответствующее санитарно-техническим нормам.
Представитель заявителя Администрации города Кургана ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, дала пояснения в соответствии с доводами заявления.
Прокурор, заинтересованное лицо ФИО1, представители заинтересованных лиц Правительства Курганской области, Управления ФССП России по Курганской области, в судебном заседании не участвовали, о причинах неявки суд не уведомили.
Курганским городским судом Курганской области 8 мая 2013 г. постановлено вышеприведенное определение, об отмене которого просит в частной жалобе Администрация города Кургана, считая его незаконным, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушением норм материального и процессуального права.
Полагает, что судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 15-ФЗ, с 1 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом в силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие статьи 8 вышеуказанного федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления закона в силу в том случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на получение жилья до 1 января 2014 г.
Настаивает, что под реализацией права на обеспечение жильем следует понимать фактическое предоставление жилого помещения, исполнение судебного решения. При этом отмечает, что судебное решение от 11 декабря 2012 г. о предоставлении ФИО1 жилого помещения до настоящего времени не исполнено.
Считает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что согласно Закону Курганской области от 31 декабря 2004 г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» дополнительные виды социальной поддержки проживающих на территории Курганской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и предусматриваются законом Курганской области об областном бюджете. В соответствии с Законом Курганской области от 5 декабря 2012 г. «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», в бюджете предусмотрены денежные средства для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений. Денежные средства для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в бюджете Курганской области не предусмотрены, при том, что согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств запрещено.
Просит определение Курганского городского суда Курганской области от 8 мая 2013 г. отменить, требования заявления Администрации города Кургана удовлетворить.
Согласно статье 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба, представление прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определение о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
В силу пункта 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что решением Курганского городского суда Курганской области от 11 декабря 2012 г. удовлетворены исковые требования прокурора города Кургана в интересах ФИО1 о предоставлении жилья, на Администрацию города Кургана возложена обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение, расположенное в границах <адрес>, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м (л.д. 48-49).
Решение вступило в законную силу, 16 апреля 2013 г. в адрес Управления ФССП России по Курганской области направлен исполнительный лист (л.д. 46).
На момент рассмотрения Курганским городским судом Курганской области требований Администрации города Кургана об изменении способа исполнения судебного решения от 11 декабря 2012 г., жилое помещение ФИО1 не предоставлено, решение суда не исполнено.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в редакции от 5 апреля 2013 г. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 9 мая 2013 г.) «Об исполнительном производстве», взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
По смыслу правовых норм, регламентирующих порядок изменения способа исполнения решения суда, под изменением способа и порядка исполнения судебного решения понимается замена одного вида исполнения другим, без изменения существа принятого решения. Несмотря на то, что законодатель не установил четкий перечень оснований для изменения способа и порядка исполнения судебных решений, указанные нормы права определяют критерий определения таких оснований, которым являются исключительные обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного решения, либо затрудняющие его исполнение и являющиеся существенным препятствием к исполнению судебного решения. В каждом конкретном случае суду предоставлено право решать вопрос о наличии таких оснований с учетом всех фактических обстоятельств дела, с учетом прав и интересов всех участников исполнительного производства.
В качестве основания для изменения способа исполнения судебного решения от 11 декабря 2012 г. о предоставлении ФИО1 жилого помещения, Администрация города Кургана указывает на изменения, внесенные в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым с 1 января 2013 г. предоставление жилых помещений лицам, из числа детей сирот осуществляется из специализированного жилищного фонда по договорам специализированного найма, а не социального найма жилых помещений.
По мнению судебной коллегии, данные доводы являются несостоятельными, основанными на субъективном, ошибочном толковании норм права со стороны заявителя, без взаимосвязи с другими нормами права, регламентирующими спорные правоотношения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении заявления об изменении способа исполнения судебного решения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своего требования, не могут свидетельствовать о невозможности исполнения решения суда в силу каких-либо объективных причин.
При вынесении решения о предоставлении ФИО1 жилого помещения, судом разрешался вопрос о предоставлении жилья по договору социального найма, который также являлся предметом спора, и по которому состоялось судебное решение, вступившее в законную силу. С учетом указанного обстоятельства, изменение способа исполнения решения путем предоставления жилого помещения по договору специализированного найма будет свидетельствовать об изменении существа решения суда от 11 декабря 2012 г.
Законодательно предусмотренная статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возможность изменения способа и порядка исполнения решения, не предполагает, что таким образом может быть изменено существо самого решения.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии достаточных правовых оснований для удовлетворения заявления Администрации города Кургана является обоснованным, поскольку при его удовлетворении будет, по сути, изменено содержание вступившего в законную силу судебного решения, что противоречит закону.
Довод частной жалобы о том, что решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения по договору социального найма еще не исполнено и право на предоставление жилья еще не реализовано, судебная коллегия также полагает необоснованным, поскольку ФИО1, являясь лицом, имеющим право на дополнительные гарантии по предоставлению мер социальной поддержки и обеспечению жильем, реализовал свое право на предоставление таких гарантий, путем обращения в суд за защитой своих прав.
Таким образом, спор разрешен судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением процессуального порядка. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно, выводы суда об отказе в удовлетворении заявленных требований основаны на установленных судом обстоятельствах, не противоречат действующему законодательству, регулирующему порядок предоставления жилых помещений лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в частной жалобе не приведено. Оснований считать такие выводы ошибочными не имеется. Определение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах. Выводы суда требованиям действующего законодательства не противоречат и доводами частной жалобы не опровергаются.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 320.1, ст. 329, п. 1 ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
определение Курганского городского суда Курганской области от 8 мая 2013 года оставить без изменения, частную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи: