ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2485 от 01.08.2017 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Иванов Д.Н. Дело № 33 - 2485

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 августа 2017 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Шнытко С.М., Коженовой Т.В.

при секретаре Ершовой А.М.

при участии истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя ФСИН России ФИО3, УФСИН России по Смоленской области ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Смоленской области на решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 апреля 2017 года.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя ФСИН России ФИО3, УФСИН России по Смоленской области ФИО4,

истца ФИО1, его представителя ФИО2,

У с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области (далее - УФСИН России), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 21.12.2016г. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

В обоснование требований указал, что проходя службу <данные изъяты>, 06.08.2014г. обратился с заявлением о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Подкомиссией УФСИН России данное заявление и представленный пакет документов были рассмотрены и направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на соответствующий учет. После неоднократных обращений ему была предоставлена выписка из протокола заседания комиссии, из которой следовало, что ему отказали в постановке на учет в связи с непредставлением обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. Считает данный отказ незаконным, поскольку им представлен полный пакет документов, комиссией пропущен установленный срок рассмотрения документов. Просил суд удовлетворить иск.

Представитель УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России ФИО5 иск не признал, полагая решение комиссии правильным, поскольку истцом документы представлены не в полном объеме.

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 апреля 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд постановил:

Признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 21.12.2016г. в части отказа в постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, принять ФИО1 с составом семьи 4 человека на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по дате первоначального обращения 06.08.2014г.

В апелляционной жалобе УФСИН России по Смоленской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч.6 ст.4 этого же Закона).

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п.5 указанных Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленные в указанной статье, или их оригиналы.

На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7 Правил).

Из материалов дела видно, что ФИО1 проходил службу в <данные изъяты>

06.08.2014г. он обратился с рапортом о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии УФСИН России по Смоленской области от 30.09.2014г. документы ФИО1 направлены в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением комиссии ФСИН России от 21.12.2016г. ФИО1 отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369, а также выписки из ЕГРП, содержащую информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что препятствует установлению факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.

Из выписки из протокола №112 от 21.12.2016г. заседания комиссии ФСИН России усматривается, что по адресу ... где заявитель и супруга постоянно зарегистрированы с 28.01.2011 г. по настоящее время представлена копия договора найма специализированного жилого помещения от 01.11.2010, заключенного между заявителем и ФКУ ИК УФСИН-6 УФСИН России по Смоленской области. Копия правоустанавливающего документа на специализированное жилое помещение не представлена. По данному адресу представлены: копии лицевых счетов и абонентская
карточка, согласно которым в жилом помещений зарегистрированы постоянно
3 человека. Не представлена выписка из домовой книги..

Заявитель с 30.07.1997г. по 28.01.2011г. был постоянно зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ... Не представлены выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет и копия правоустанавливающего документа.

Супруга с 13.05.2005 г. и дочь <данные изъяты> с рождения по 28.01.2011г. были постоянно зарегистрированы в жилом помещении по адресу: ... Копия правоустанавливающего документа не представлена.

По данному адресу представлены: выписка из домовой книги, согласно которой в жилом помещении в указанный период были зарегистрированы постоянно 4 человека. Не представлен финансовый лицевой счет.

Представлены выписки из ЕГРП только на имеющиеся объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра. На сына представлена выписка из ЕГРП только по Смоленской области. Справки БТИ не представлены.

Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемых по договорам социального найма на территории Российской Федерации ФИО1 и члены его семьи не имеют.

Ранее ФИО6 социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.

Разрешая спор, суд первой инстанции, сославшись на то, что пп. "з" п. 5 Правил, предусматривающий необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявлении, отметил, что данная норма также допускает предоставление заменяющих их документов.

Суд указал, что назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.

При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.

Сведения о регистрации гражданина по месту пребывания вносятся в поквартирную карточку по форме N 10 (приложение N 7 к Регламенту) или в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту).

Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд, сославшись на то, что истцом на ... предоставлялась абонентская карточка, копии лицевого счета и договор найма специализированного жилого помещения от 01.11.2010г., в отношении жилого помещения по адресу: ... справка комитета ЖКХ Администрации МО «Рославльский район»; в отношении жилого помещения, расположенного в ... - выписка из домовой книги, исходил из того, что представленные документы содержат все необходимые сведения о периодах проживания заявителя и членов его семьи и отвечают всем необходимым требованиям, предъявляемым пп. "з" п.5 Правил. Суд посчитал, что обязанности представлять правоустанавливающие документы на жилое помещение, Правила не содержат.

Также комиссия ФСИН России сослалась на то, что заявителем не представлена
выписка из ЕГРП, содержащая информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, что
препятствует установлению факта ухудшения жилищных условий заявителем и членами его семьи.

Суд указал, что вопреки данному утверждению в материалах учетного дела истца имеется выписка из ЕГРП на имя истца и членов его семьи. Указание в оспариваемом решении на то, что представленная выписка относится только к имеющимся объектам недвижимого имущества, основанием к отказу в постановке на учет не является, поскольку согласно подп. "и" п. 5 Правил к заявлению сотрудник должен приложить документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Суд посчитал, что данное требование Правил истцом было исполнено.

Также суд сослался на то, что п.7.1.1 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 16.10.2014 N 550 комиссиям предоставлено право на проверку представленных сведений, что предполагает наличие права на истребование от заявителя дополнительных документов, а соответственно и обязанность предложить заявителю представить данные документы или самостоятельно запросить недостающие документы в порядке межведомственных запросов в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, если ранее представленных документов недостаточно для принятия решения. Такое решение принимается в 3-месячный срок со дня их подачи заявления и документов, в который возможно провести необходимые проверочные мероприятия. Однако заявителю не предлагалось представить дополнительные документы.

Судебная коллегия считает такие выводы суда ошибочными, основанными на неверном понимании норм материального права.

Так, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник или гражданин должен подать в соответствующую комиссию заявление, и приложить к нему перечень документов, указанный в пункте 5 Правил.

В силу п.п. «з», «и» п.5 вышеуказанных Правил, к заявлению прилагаются, в том числе,

- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.

Кроме того, в силу п.12 Правил комиссия должна иметь возможность проверить факт совершения (или не совершения) сотрудником действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Судебная коллегия отмечает, что истцом не были представлены все предусмотренные данными Правилами документы, что видно из выписки из протокола №8 заседания комиссии Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 сентября 2014г.

Комиссией рассмотрен рапорт ФИО1 от 06.08.2014г. и представленные материалы (копия паспорта <данные изъяты> выданного 11.09.2003г. на имя ФИО1, копия паспорта <данные изъяты> выданного 18.04.2005г. на имя <данные изъяты>, копия свидетельства о рождении <данные изъяты>, копия свидетельства о рождении <данные изъяты>, копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования ФИО1, копия послужного списка ФИО1, копия свидетельства о заключении брака <данные изъяты>, справка с предыдущего места регистрации ФИО1 от 25.07.2014г., копии лицевых счетов от 29.07.2014г. и 30.07.2014г., выписка из домовой книги по месту предыдущего проживания <данные изъяты> и ФИО1 от 24.07.2014г., уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на имя ФИО1 от 25.07.2014г. , уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на имя ФИО7 от 24.07.2014г. , уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на имя ФИО1 от 24.07.2014г. , уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений на имя ФИО8 от 31.07.2014г. , копия договора найма специализированного жилого помещения от 01.11.2010г. справка о не предоставлении выплат ФИО1 от 29.07.2014г. № 238, справка о выслуге лет ФИО1 от 29.07.2014г. №237 (по состоянию на 01.08.2014г.)).

Таким образом, выписка из домовой книги, копия правоустанавливающего документа на специализированное жилое помещение - ..., выписка из домовой книги, финансовый лицевой счет и копия правоустанавливающего документа на жилое помещение - ..., а также копия правоустанавливающего документа и финансовый лицевой счет на жилое помещение - д... не были представлены, как и документы, указывающие на невозможность их получения.

Кроме того, представлены уведомления об отсутствии в ЕГРП сведений только на имеющиеся объекты недвижимого имущества. Ошибочное указание комиссией на то, что на сына представлены сведения по Смоленской области не влияет на тот факт, что документы в комиссию были представлены не в полном объеме.

Учитывая, что ФИО1 не были представлены все документы, предусмотренные Правилами, комиссией правомерно отказано ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При этом вывод суда о том, что представленные документы содержат все необходимые сведения и заменяют их, ошибочны.

Так, справка о регистрации истца по ... не заменяет выписку из домовой книги, так как не содержит соответствующего объема информации (содержание домовой (поквартирной) книги указано в форме №11 Приложения №8 к ранее действовавшему Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденному Приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2013 N 27963).

Иные справки, кроме абонентской карточки и копий лицевых счетов по ..., представлялись истцом уже в суд первой инстанции.

Таким образом, признавая решение ответчика об отказе ФИО1 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права.

Истцом не были представлены в комиссию все необходимые документы, указанные в перечне Правил либо их заменяющие.

Суд не учел, что действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов.

При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет

(Определение Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 87-КГ17-6).
Доводы иска о том, что нарушен срок рассмотрения заявления и сообщения о результатах рассмотрения, установленный п.7 вышеназванных Правил, не влияет на правомерность принятого решения об отказе истцу в удовлетворении его требований.

При таком положении решение суда нельзя признать законным ввиду неверного толкования норм материального права, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Смоленска от 24 апреля 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым ФИО1 в иске к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Смоленской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.

Председательствующий

Судьи: