ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2486 от 11.05.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Онищук Т.С. № 33-2486

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Ефимовой И.В.,

судей Песковой Ж.А., Перовой Т.А.,

при секретаре Кляндине А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области о признании незаконным решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении, по апелляционной жалобе администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области на решение Татищевского районного суда Саратовской области от 30.01.2017 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, объяснения ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском, просил признать незаконным решение межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области от 30.09.2016 года № 8 о снятии его с учета в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда и возложить на ответчика обязать восстановить его на учете в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда с 25.06.2015 года.

В обоснование заявленных требований указал, что является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в поселке Светлый Татищевского района Саратовской области. С 25.06.2015 года он состоял на учете в администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области на получение служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы. 30.09.2016 года решением межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области он был снят с указанного учета по причине сохранения права пользования жилым помещением своих родителей, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>. Полагает данное решение незаконном, нарушающим его жилищные права, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Решением Татищевского районного суда Саратовской области от 30.01.2017 года решение межведомственной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области от 30.09.2016 года № 8 о снятии
ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении признано неправомерным. ФИО1 восстановлен в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда, по первоначальной дате постановки на учет.

Администрация городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что на момент постановки истца на учет на получение служебного жилого помещения за ним сохранялось право пользования квартирой <адрес> до 23.07.2015 года. Кроме этого, супруга истца на момент принятия истца на учет являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

На основании части 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с частью 2.1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Решением муниципального Собрания городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области Светлый от 27.02.2010 года № 12 утверждено Положение о предоставлении жилых помещений на территории городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 6 которого служебные жилые помещения на территории городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области в виде отдельной квартиры предоставляются, в том числе гражданам, в связи с прохождением военной службы на территории городского округа.

Служебные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Положением основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в закрытом административно-территориальном образовании Светлый Саратовской области.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории поселка Светлый Татищевского района Саратовской области.

С 04.08.2012 года ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, от которого имеет несовершеннолетнего сына М. Я.А. <дата> года рождения.

25.06.2015 года ФИО1 составом семьи из трех человек был принят на учет для обеспечения служебным жилым помещением на территории закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области.

Решением межведомственной жилищной комиссии при администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области от 30.09.2016 года № 8 ФИО1 и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности указанного решения и необходимости восстановлении истца на учете нуждающихся в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда.

Так, из письма администрации городского округа городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области от 30.09.2016 года, направленного в адрес истца, следует, что основанием для снятия ФИО1 с учета нуждающихся в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда послужило наличие у истца, как члена семьи собственника, бессрочного права пользования приватизированным жилым помещением своих родителей, расположенным по адресу: <адрес>. В качестве правового основания указана статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 19 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Вместе с тем из объяснений представителя администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области ФИО2, данных суду апелляционной инстанции, и выписки из протокола заседания межведомственной комиссии по жилищным вопросам от 30.09.2016 года № 8, приобщенной к материалам дела судебной коллегией в качестве дополнительного доказательства, следует, что ФИО1 снят с учета по причине сохранения за ним права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и занимаемым им до поступления на военную службу, то есть вплоть до 23.07.2015 года без каких-либо ограничений, в соответствии с абзацем 11 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», намеренным ухудшением своих жилищных условий, связанным со снятием с регистрационного учета по указанному адресу в 2014 году.

Других оснований (в том числе и тех, на которые имеется ссылка в письме администрации городского округа городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области от 30.09.2016 года) для снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда оспариваемое решение уполномоченного органа не содержит.

При этом установлено, что в квартире <адрес> ФИО1 значился зарегистрированным по месту жительства с 24.09.2002 года по 21.10.2014 года. С 27.12.2009 года жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности по договору приватизации от 10.12.2009 года родителям истца М. Р.Б. и М. С.А.

ФИО1 от участия в приватизации указанной квартиры отказался.

Супруга истца ФИО4 с 08.05.1998 года по 30.10.2014 года была зарегистрирована по месту жительства в квартире <адрес>, принадлежащей ей на праве общей долевой собственности (? доля) на основании договора на приватизацию жилого помещения от 24.12.2007 года.

С 15.10.2015 года право собственности ФИО4 на указанную квартиру прекращено в связи с заключением договора купли-продажи от 13.09.2015 года.

С 01.08.2005 года по 19.06.2010 года ФИО1 являлся курсантом <данные изъяты>, с 11.05.2011 года проходит военную службу в войсковой части в <адрес>.

На момент постановки на учет нуждающихся в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда (на 25.06.2015 года) с 14.01.2015 года и по настоящее время ФИО1 значится зарегистрированным по месту жительства и проживает со своей семьей по адресу: <адрес>.

По сведениям регистрирующего органа указанное жилое помещение с 08.07.2014 года находится в собственности ФИО1 на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств и средств целевого жилищного займа от 01.07.2014 года.

Как указано выше, жилищная комиссия приняла решение о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда исходя лишь из положений абзаца 11 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно указанной норме за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Содержание названной нормы указывает на то, что за такими военнослужащими на первые пять лет военной службы по контракту сохраняются те жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения. Такие военнослужащие не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том случае, если они до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения находились на жилищном учете.

С учетом изложенного, добровольный выезд истца из квартиры <адрес> в другое место жительства и снятие его с регистрационного учета в данном жилом помещении не свидетельствует о совершении им действий, связанных с намеренным ухудшением своих жилищных условий.

Кроме этого, судом первой инстанции установлено, что после вступления в брак истец в качестве члена семьи собственников жилого помещения своими родителями не вселялся, общего хозяйства с ними не вел, коммунальные услуги не оплачивал, после снятия с регистрационного учета 14.01.2015 года в квартире <адрес> перестал быть членом семьи собственников данного жилого помещения.

Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку ФИО1 с 14.01.2015 года утратил статус члена семьи собственников жилого помещения по причинам, не связанным с ухудшением своих жилищных условий, и не приобрел этот статус в последующем, оснований утверждать о наличии у него права бессрочного пользования жилым помещением его родителей в силу положений статьи 19 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» также не имеется.

Таким образом, так как на момент постановки на учет нуждающихся в служебном жилом помещении муниципального жилищного фонда ФИО1 проходил военную службу в закрытом административно-территориальном образовании Светлый Саратовской области, в котором не был обеспечен жилым помещением, решение суда первой инстанции о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области от 30.09.2016 года № 8 о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении и восстановлении истца в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда, следует признать законным и обоснованным.

Ссылка автора жалобы на неправомерность постановки истца на учет в качестве нуждающегося в служебном жилом помещении в связи с тем, что его супруга на тот момент являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не может быть принята во внимание.

По смыслу части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать основания и обязательную ссылку на случай, послуживший основанием для снятия с учета.

Вопреки указанным требованиям закона названное обстоятельство не являлось основанием для снятия истца с жилищного учета.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые указывали бы на наличие предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. По существу доводы жалобы сводятся к неправильному толкованию норм права и иной оценке доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.

С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Татищевского районного суда Саратовской области от 30.01.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа закрытого административно-территориального образования Светлый Саратовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: