судья Данилова Е.С. дело № 33-2488/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 21 апреля 2015
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Переверзевой В.А.,
судей краевого суда: Мекеровой С.Р., Муратовой Н.И.,
при секретаре: Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2015 года,
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО1,
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года по гражданскому делу исковому заявлению прокурора Степновского района Ставропольского края, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
установила:
Прокурор Степновского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2, обратился в суд с исковым заявлением, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено следующее. ФИО2 остался без попечения родителей, мать ФИО3 умерла 01.06.2005 г. отец ФИО4 отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии особого режима. 01.01.2010 ФИО2 на основании постановления главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края № 2043 от 24.12.2009 г. определен в приемную семью ФИО5 01.03.2010 г. ФИО2, на основании Постановления № 24 от 01.03.2010 «Об упорядочении очередности граждан, стоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий в администрации муниципального образования Степновского сельсовета» признан нуждающимся в жилом помещении и имеющим право на первоочередное получение жилья. Таким образом, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 31.17.2014 отделом опеки, попечительства администрации Степновского муниципального района в министерство образования Ставропольского края представлены сведения о включении ФИО2 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году, в который был включен ФИО2 Названный список направлен в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договоров найма жилых помещений. 30.06.2014 ФИО2 окончил ГБОУ «Невинномысский химический колледж». 21.10.2014 г. ФИО2 обратился министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края должно быть предоставлено ФИО2 по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени соответствующее жилое помещение не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона.
Истец просит суд обязать ответчик предоставить ФИО2 по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года исковые требования прокурора Степновского района Ставропольского края, в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО2 к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма удовлетворены.
Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить ФИО2 по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда, представителем ответчика министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой, со ссылкой на ст. 330 ГПК РФ она ставит вопрос о его отмене ввиду нарушения судом норм материального и процессуального права. Доводы жалобы мотивированы тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разработан Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013г. № 240-п.
Согласно пункту 3, указанного Порядка основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако суд не принял во внимание то обстоятельство, что ФИО2, обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края лишь 21 октября 2014 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 1024. Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до ФИО2, Считает, что суд не в полном объеме исследовал нормы, предусмотренные законодательством относительно возникших правоотношений, в связи с чем, просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Степновского района Ставропольского края, действующего в интересах ФИО2, отказать в полном объеме.
Прокурором Степновского района Ставропольского края Барановой В.И. на апелляционную жалобу принесены письменные возражения, в которых она указала на законность и обоснованность обжалуемого решения, просит решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
В судебное заседание явились: ФИО2, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Дремова М.Д.
Иные лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав ФИО2, возражавшего по доводам апелляционной жалобы, прокурора Дремову М.Д., считавшую решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО2, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Согласно информации Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 31.07.2014г. № 186/22 дсп, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2014 году.
21.10.2014 г. ФИО2 в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края подано письменное заявление о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, зарегистрированное в журнале под № 1024. Однако, в нарушение федерального законодательства ФИО2 жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.
Проанализировав вышеуказанные нормы закона и установленные фактические обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК предоставить ФИО2 по договору найма специализированное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры), благоустроенного применительно к условиям Степновского района, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Так в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ).
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 года N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. постановлений Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 N 330-п, от 03.06.2011 N 213-п, от 21.09.2011 N 362-п, от 29.06.2012 N 220-п).
На основании ст. 6 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций (в ред. Законов Ставропольского края от 08.02.2006 N 5-кз, от 20.06.2006 N 37-кз, от 01.03.2007 N 1-кз, от 26.12.2007 N 82-кз, от 11.11.2008 N 79-кз, от 02.06.2009 N 30-кз, от 28.07.2010 N 73-кз, от 04.03.2011 N 17-кз, от 14.03.2013 N 15-кз, от 10.12.2013 N 118-кз).
Согласно приложениями 3, 5 Закона Ставропольского края от 27.12.2011 N 95-кз "О бюджете Ставропольского края на 2012 год", Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края входит в состав главных администраторов доходов краевого и местных бюджетов.
В соответствии с приложением 9 к указанному закону министерству строительства и архитектуры Ставропольского края выделены денежные средства на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Исходя из того, что процессу предоставления субсидии для покупки либо строительства жилья предшествуют: во-первых, направление заявки органом местного самоуправления в уполномоченный орган исполнительной власти для получения денежных средств и, во-вторых, выделение денежных средств уполномоченным органом, в связи, с чем Министерство строительства и архитектуры является надлежащим ответчиком по иску прокурора.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 27 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи