Судья – Слука В.А. Дело № 33-24890/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2013 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Палянчук Т.А., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре Сидоренко О.А.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя отдела правовой защиты по Центральному району правового управления администрации города Сочи по доверенности ФИО1 и представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО2 и возражением на них ФИО3 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 03 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 обратился в суд признании его имеющим право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
В обоснование своих требований суду указали, что Постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 13.02.1992г. № 45 заявитель был включён в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Центральному району города Сочи, с составом семьи один человек. Постановлением администрации города Сочи от 16.08.2012г. № <...> в состав семьи заявителя включены супруга ФИО4 и её сын ФИО5 на основании решения Центрального районного суда города Сочи от 16.03.2012г. Согласно уведомлению департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 20.08.2012г. № 358 порядковый номер заявителя в общем списке - 6908, в списке «Граждане, уволенные с военной службы» -21.
Заявитель проходил перерегистрацию очерёдности в 2010г. и 2011г. 13 августа 2012г. заявителем было получено письмо департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 08.08.2012г. № <...>. В письме сообщается, что согласно перечню документов, установленных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011г. № 1246, подтверждающих право гражданина, уволенного с военной службы (службы), на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, одним из документов, подтверждающих право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, является справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) (в случае если такое жилое помещение предоставлялось). В письме указано, что в учётном деле заявителя № <...> указанная справка отсутствует, в связи с чем у заявителя отсутствуют законные основания для признания его имеющим право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета.
Письмо департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 08.08.2012г. № <...> затрагивает жилищные права заявителя, так как имеет статус заключения уполномоченного органа по учёту граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведётся уполномоченными органами по учёту в муниципальных районах и городских округах - по отдельным спискам по каждой категории граждан, указанной в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий», и категории граждан, указанной в Законе Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - отдельные списки), в случае наделения отдельными полномочиями по учёту граждан отдельных категорий. Согласно ч. 12 ст. 10 Закона решения главы местной администрации (главы муниципального образования) по жилищным вопросам граждан принимаются с учётом заключений, составленных уполномоченным органом по учёту.
Заявитель на удовлетворении своих требований настаивал.
Представитель администрации г. Сочи просила в удовлетворении заявления отказать.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 03 сентября 2013 года, суд удовлетворил Заявление ФИО3 о признании его имеющим право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Признал ФИО3 имеющим право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
С указанным решением суда представитель отдела правовой защиты по Центральному району правового управления администрации города Сочи по доверенности ФИО1 и представитель администрации города Сочи по доверенности ФИО2 не согласились и подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В своем возражении ФИО3, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО3, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела: Постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от 13.02.1992г. № 45 заявитель был включён в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Центральному району города Сочи, с составом семьи один человек. Постановлением администрации города Сочи от 16.08.2012г. № <...> в состав семьи заявителя включены супруга ФИО4 и её сын ФИО5 на основании решения Центрального районного суда города Сочи от 16.03.2012г. Согласно уведомлению департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 20.08.2012г. № 358 порядковый номер заявителя в общем списке -6908, в списке «Граждане, уволенные с военной службы» -21.
Заявитель проходил перерегистрацию очерёдности в 2010г. и 2011г.
13 августа 2012г. заявителем было получено письмо департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 08.08.2012г. № <...>. В письме сообщается, что согласно перечню документов, установленных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011г. № 1246, подтверждающих право гражданина, уволенного с военной службы (службы), на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета, одним из документов, подтверждающих право граждан быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, является справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) (в случае если такое жилое помещение предоставлялось). В письме указано, что в учётном деле заявителя № 91-1054 указанная справка отсутствует, в связи с чем, у заявителя отсутствуют законные основания для признания его имеющим право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета.
Письмо департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 08.08.2012г. № <...> затрагивает жилищные права заявителя, так как имеет статус заключения уполномоченного органа по учёту граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона Краснодарского края от 29.12.2008г. № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведётся уполномоченными органами по учёту в муниципальных районах и городских округах - по отдельным спискам по каждой категории граждан, указанной в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильём граждан отдельных категорий», и категории граждан, указанной в Законе Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - отдельные списки), в случае наделения отдельными полномочиями по учёту граждан отдельных категорий. Согласно ч. 12 ст. 10 Закона решения главы местной администрации (главы муниципального образования) по жилищным вопросам граждан принимаются с учётом заключений, составленных уполномоченным органом по учёту.
Согласно ч. 5 ст. 13 вышеназванного Закона решения о снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях и решения об исключении граждан из списка принимаются главой местной администрации (главой муниципального образования) не позднее чем через тридцать дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия таких решений. Эти решения должны содержать основания снятия с такого учёта или исключения из списка. Решения о снятии граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях обязательно должны содержать ссылку на обстоятельства, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации или частью 3 настоящей статьи.
Письмо департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 08.08.2012г. № <...> является незаконным и необоснованным на основании нижеследующего.
Право заявителя на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета основано на положениях п. 2.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона Российской Федерации от 8.12.2010 г., № 342-ФЗ, согласно которому жилые помещения за счёт средств федерального бюджета предоставляются гражданам, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составила более 10 лет и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Под отсутствующей в учётном деле заявителя справкой квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы понимается справка установленной формы, выданная заявителю 1 марта 1991г. за номером 25 квартирно-эксплуатационной частью (КЭЧ) села Барабаш Хасанского района Приморского края (по месту расположения в/ч 28652, в которой заявитель служил перед увольнением в запас в 1991 году). Этой справкой удостоверялся факт отсутствия у заявителя жилого помещения на момент увольнения в запас из Вооруженных Сил СССР в 1991 году. На основании этой справки и иных документов заявитель был принят на учёт нуждающихся в жилом помещении в администрации Центрального района г. Сочи в 1992 году. Обстоятельства получения заявителем справки Барабашской КЭЧ от 1.03.1991г. № 25, постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении в 1992 году были установлены решением Центрального районного суда города Сочи от 04.10.2011г. Названным решением суд постановил установить факт отсутствия у заявителя жилого помещения на момент увольнения в запас из Вооруженных Сил СССР в 1991 году, о чём свидетельствовала справка № 25 от 01.03.1991г., выданная заявителю Барабашской КЭЧ.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Центрального районного суда города Сочи от 04.10.2011г. заявителю было отказано в части признания за ним права на получение отдельной квартиры со всеми коммунальными удобствами в г. Сочи за счёт средств федерального бюджета без предоставления справки о сдаче жилья по последнему месту военной службы на том основании, что на момент вынесения судебного решения указанное право заявителя не было нарушено.
В письме департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 08.08.2012г. № <...> в качестве правового обоснования отсутствия законного основания для признания заявителя имеющим право на обеспечение жилым помещением за счёт средств федерального бюджета названо постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011г. № 1246. Такая ссылка не является обоснованной. Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011г. № 1246 утверждён Порядок предоставления отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счёт средств федерального бюджета. В этом Порядке установлены правила предоставления указанной единовременной денежной выплаты. Однако заявитель не подавал заявления на получение такой выплаты, поэтому применение названного нормативного правового акта в отношении заявителя недопустимо.
Кроме того, органом местного управления не учтено, что согласно подп. 4.2.2.10 п. 4.2 документом, подтверждающим право граждан на получение единовременной выплаты, является справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) (в случае если такое помещение предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина, уволенного с военной службы (службы), и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания (для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания). Документом, подтверждающим отсутствие у заявителя жилого помещения для постоянного проживания на момент увольнения с военной службы в ВС СССР в 1991 году, является решение Центрального районного суда города Сочи от 04.10.2011г.
Из вышеизложенного следует, что факт отсутствия в учётном деле заявителя № 91-1054 справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) (в случае если такое жилое помещение предоставлялось) не влечёт за собой утрату заявителем права на признание его имеющим право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Представленные доказательства по делу объективно свидетельствуют о том, что заявителем в соответствии со ст. ст. 56, 60 ГПК РФ представлены в совокупности доказательства, подтверждающие состоятельность его требований, заявленные требования материалами дела не опровергнуты.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований ФИО3 о признании его имеющим право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.
В этой связи, судебная коллегия считает, что суд вынес по делу законное и обоснованное решение.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрение настоящего иска не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя отдела правовой защиты по Центральному району правового управления администрации города Сочи по доверенности ФИО1 и представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО2– без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: