Судья – < Ф.И.О. >3 Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<...><...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >10,
судей: < Ф.И.О. >9, < Ф.И.О. >12
по докладу судьи < Ф.И.О. >9
при секретаре < Ф.И.О. >5,
с участием прокурора < Ф.И.О. >6
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации города < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >7 на решение Центрального районного суда города < Ф.И.О. >2 от <...>.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
<...> г. < Ф.И.О. >2 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города < Ф.И.О. >2 об обязании осуществить в срок до <...> мероприятия по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2, обеспечить непрерывную работу подъемного устройства; при ширине лестнице на входе в здание 4,0 м. и более предусмотреть разделительный поручень; установить тактильный наземный указатель за 80 см. перед лестницей вверху и внизу; разместить информацию о назначении помещения внутри здания рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1.3 до 1,4 м., дублированную рельефными знаками и шрифтом Брайля; обозначить пути движения МГН в зону оказания услуг; высота порогов, дверей и перепад высот не должен превышать 1,4 см.; ступени внутренней лестницы: продублировать съездом/заездом для инвалидов колясочников; внутреннюю лестницу оборудовать поручнями с обеих сторон, установить тактильный напольный указатель за 60 см. перед лестницей вверху и внизу; предусмотреть места для зрителей на креслах-колясках; оборудовать санитарно-гигиеническое помещение в соответствии со СНиП 35-01-2001, предусмотреть комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания, всех категорий инвалидов и на путях их движения, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги в соответствии с требованиями < Ф.И.О. >11 51671, < Ф.И.О. >11 51264, а также требований СП 1,13130.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о физической культуре и спорте, с привлечением специалистов УСЗН в Центральном внутригородском районе г. < Ф.И.О. >2, установлено, что здание и территория МОАУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа №9» г.< Ф.И.О. >2 (далее по тексту МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г.< Ф.И.О. >2), расположенное по <...>,г.< Ф.И.О. >2 не доступно для маломобильных групп граждан.
А именно, не обеспечена непрерывная работа подъемного устройства; при ширине лестнице на входе в здание 4,0 м. и более не предусмотрен разделительный поручень; не установлен тактильный наземный указатель за 80 см. перед лестницей вверху и внизу; отсутствует информация о назначении помещения внутри здания рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,3 до 1,4 м., дублированная рельефными знаками и шрифтом Брайля; не обозначены пути движения МГН в зону оказания услуг; высота порогов, дверей, и перепад высот превышают 1,4 см.; ступени внутренней лестницы не продублированы съездом/заездом: для инвалидов колясочников; внутренняя лестница не оборудована поручнями с обеих сторон, отсутствует тактильный напольный указатель за 60 см. перед лестницей вверху и внизу; не предусмотрены места для зрителей на креслах-колясках; санитарно-гигиеническое помещение не оборудовано в соответствии со СНиП 35-01-2001; отсутствуют комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги в соответствии с требованиями < Ф.И.О. >11 51671, < Ф.И.О. >11 51264, а также требований СП 1.13130.
Согласно уставу МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2, учредителем учреждения является администрация города < Ф.И.О. >2.
Собственником здания, в котором расположено МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г.< Ф.И.О. >2 по адресу: г. < Ф.И.О. >2, <...>, является администрация города < Ф.И.О. >2. МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2 находится в указанном здании на основании договора от <...> о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города < Ф.И.О. >2 и закрепленного за МОБУ СОШ. N 20 г. < Ф.И.О. >2 на праве оперативного управления.
Неосуществление администрацией города < Ф.И.О. >2 действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
Решением Центрального районного суда города < Ф.И.О. >2 от <...> заявленные требования прокурора <...> г. < Ф.И.О. >2 - удовлетворены.
Суд обязал администрацию города < Ф.И.О. >2 осуществить в срок до <...>г. мероприятия по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения и на территорию МБУ ФКиС «ДЮФСЦ по теннису» г. < Ф.И.О. >2 по адресу: г.< Ф.И.О. >2, ул. 60 лет ВЛКСМ, <...> «А»:
- обеспечить непрерывную работу подъемного устройства;
- при ширине лестнице на входе в здание 4,0 м. и более предусмотреть разделительный поручень;
- установить тактильный наземный указатель за 80 см. перед лестницей вверху и внизу;
- разместить информацию о назначении помещения внутри здания рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте 1,3 до 1,4 м, дублированную рельефными знаками и шрифтом Брайля;
- обозначить пути движения МГН в зону оказания услуг;
- высота порогов, дверей и перепад высот не должен превышать 1,4 см.;
- ступени внутренней лестницы продублировать съездом/заездом для инвалидов колясочников;
- внутреннюю лестницу оборудовать поручнями с обеих сторон,
установить тактильный напольный указатель за 60 см. перед лестницей вверху и внизу;
- предусмотреть места для зрителей на креслах-колясках;
-оборудовать санитарно-гигиеническое помещение в соответствии со СНиП 35-01-2001. В остальной части иска отказать.
Не согласившись с решением, представителем администрации города < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >7 подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд, просит решение Центрального районного суда города < Ф.И.О. >2 от <...> отменить и принять по делу иное решение, отказав в удовлетворении искового заявления прокурора <...> г. < Ф.И.О. >2.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной и возражения на нее, выслушав прокурора < Ф.И.О. >6, представителя МОАУ ДОД ДЮСШ <...> города < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >8, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию правовым, социальным государством, которое гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего в том числе обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ч. 1 ст. 1, ст.7, ст. 18; ч. 1,2 ст. 19; ч. 1 ст. 21).
Согласно ст. 17 Конституции в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с Конституцией РФ. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 43 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на образование.
Статьей 3 Федерального закона от <...> N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования, основываются на обеспечение права каждого человека на образование. Согласно ст. 5 указанного выше закона, в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от <...> № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Аналогичные положения закреплены в п. 6.1. Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры г. < Ф.И.О. >2, утвержденного решением < Ф.И.О. >1 от <...> № 192.
Согласно п.4 Положения, к объектам < Ф.И.О. >1 инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся в том числе объекты социальной инфраструктуры и бытового обслуживания.
Требования, обязательные для соблюдения при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений с учетом интересов маломобильных групп населения содержатся также в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от <...> № 73
В соответствии со ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со ст. ст. 4, 6, 46 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 36, 46 Федерального закона РФ <...> от <...> «О техническом регулировании» Строительные Нормы и Правила являются обязательными к применению.
Несоблюдение данных требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан, закрепленных ст.ст. 18, 19, 27, 41, 45 Конституции РФ.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от <...> №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» установлено, что объекты социальной инфраструктуры должны обустраиваться и оснащаться санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках.
Согласно ст.5 Закона Краснодарского края, организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверки соблюдения законодательства о физической культуре и спорте, с привлечением специалистов УСЗН в Центральном: внутригородском районе г. < Ф.И.О. >2, установлено, что здание и территория МОАУ ДОД «Детско - юношеская спортивная школа №9» г. < Ф.И.О. >2 (далее по тексту МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2), расположенное по <...>,г. < Ф.И.О. >2 не доступно для маломобильных групп граждан.
А именно, при входе на территорию не обеспечена непрерывная работа подъемного устройства; при ширине лестнице на входе в здание 4,0 м. и более не предусмотрен разделительный поручень; не установлен тактильный наземный указатель за 80 см. перед лестницей вверху и внизу; отсутствует информация о назначении помещения внутри здания рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте. 1,3 до 1,4 м., дублированная рельефными знаками и шрифтом Брайля; не обозначены пути движения МГН в зону оказания услуг; высота порогов, дверей: и перепад высот превышают 1,4 см.; ступени внутренней лестницы не продублированы: съездом/заездом: для инвалидов колясочников; внутренняя лестница не оборудована поручнями с обеих сторон, отсутствует тактильный напольный указатель за 60 см. перед лестницей вверху и: внизу; не предусмотрены места для зрителей на креслах-колясках; санитарно-гигиеническое помещение не оборудовано в соответствии со СНиП 35-01-2001; отсутствуют комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, предусматривающие визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги в соответствии с требованиями < Ф.И.О. >11 51671, < Ф.И.О. >11 51264, а также требований СП 1.13130.
Согласно уставу МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2, учредителем учреждения является администрация города < Ф.И.О. >2.
В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование.
Муниципальные учреждения образования не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов.
На основании Закона Краснодарского края от 01.04.2004г. № 679-КЗ «Об установлении границ муниципального образования города-курорта < Ф.И.О. >2 и наделении его статусом < Ф.И.О. >1 округа» муниципальное образование город-курорт < Ф.И.О. >2 наделено статусом < Ф.И.О. >1 округа.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от <...> №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопроса местного значения < Ф.И.О. >1 округа относится организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно уставу МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г, < Ф.И.О. >2, учреждение создано в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей в интересах личности, общества, государства.
Кроме того, необходимо учитывать, что родители детей, обучающихся в МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2, если они относятся к маломобильным группам граждан не могут беспрепятственно посетить образовательную организацию, в которой обучаются их дети, чем им создаются препятствия в исполнении родительских обязанностей, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации.
Названные обстоятельства подтверждаются паспортом доступности для инвалидов МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2 от 23.04.2015года, составленным должностными лицами департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
Собственником здания и территорий расположено МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2 по адресу: г. < Ф.И.О. >2, <...>, является администрация города < Ф.И.О. >2. МОАУ ДОД ДЮСШ <...> г. < Ф.И.О. >2 находится в указанном здании на основании договора от <...> о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города < Ф.И.О. >2 и закрепленного за МОБУ СОШ <...> г. < Ф.И.О. >2 на праве оперативного управления.
МОБУ СОШ <...> г. < Ф.И.О. >2, распоряжается указанным выше зданием на праве оперативного управления, коммерческой организацией не является.
В соответствии со ст. ст. 209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федеральный закон от <...> N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», государственная политика в интересах детей является приоритетной. Одним из принципов на которых основана государственная политика в интересах детей является принцип ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В соответствии со ст. 9 указанного выше закона, при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Неосуществление администрацией города < Ф.И.О. >2 действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права неопределенного круга лиц: как инвалидов, которые получили уже этот статус, так и тех граждан, кто может получить его в будущем, как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто зарегистрируется в будущем, т.е. неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
Поскольку судом установлено нарушение собственником объекта предусмотренной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по обеспечению доступности здания школы для инвалидов, что является нарушением прав неограниченного круга лиц из числа инвалидов, суд считает требование прокурора в части возложения на ответчика обязанности по осуществлению мероприятий по адаптации объекта для беспрепятственного доступа инвалидов законными и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Статьями 2 и 20 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования прокурора <...> города < Ф.И.О. >2.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Центрального районного суда города < Ф.И.О. >2 от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации города < Ф.И.О. >2 по доверенности < Ф.И.О. >7 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: