ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2489/2013 от 03.12.2013 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Артемьев В.П.                     Дело № 33-2489/2013

Докладчик Володина Г.Ф.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего      Адушкиной И.В.

судей     Володиной Г.Ф.

ФИО1

при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 03 декабря 2013 года в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

у с т а н о в и л а:

ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Октябрьского района городского округа Саранск Республики Мордовия в выдаче выписки из похозяйственной книги.

В обоснование заявления указала, что 18 декабря 2000 года умер ее отец А., после смерти которого открылось наследство, состоящее из жилого дома находящегося по адресу: <адрес>. Она является наследником по закону первой очереди на данное имущество.

На указанный дом ей выдано свидетельство о праве на наследство от 17.04.2013 и зарегистрировано ее право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2013.

Согласно архивным выпискам №А-154-156 от 24.08.2012, А. 31.07.1953 выделялся земельный участок под строительство - 3 сотки, по состоянию на 1954 год в пользовании хозяйства А. значился земельный участок площадью 0,25 га.

Аналогичные сведения указаны в похозяйственных книгах с. Посоп Посопского сельского Совета Саранского района за 1952-1957 годы, в которых указана площадь земельного участка, находящегося в личном пользовании хозяйства А. для ведения подсобного хозяйства (огород) под картофель и овощи, в размере 0,25 га.

В заявлении от 15.05.2013 она просила орган местного самоуправления - Администрацию Октябрьского района г.Саранска выдать выписку из похозяйственной книги, подтверждающей право наследодателя А. на земельный участок 0,25 га, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства. Наличие выписки необходимо ей для оформления своих наследственных прав на земельный участок.

Ответом № 1893-и от 20.05.2013 в выдаче выписки из похозяйственной книги ей отказано по мотивам отсутствия обязанности у Администрации Октябрьского района г.Саранска вести похозяйственный учет.

Полагала отказ незаконным на основании следующего.

Согласно порядку ведения похозяйственных книг, утвержденного Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 октября 2010 года N345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов»:

1. Ведение похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств (далее - хозяйств) осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления), на территории которых имеются хозяйства;

2. Руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность;

34. Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственней книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

Выписка из книги составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра являются подлинными. Они подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, ответственным за ведение книги (указаны в пункте 2 настоящего Порядка) и заверяются печатью органа местного самоуправления.

Выписка из книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.

При этом заявителю принадлежит право на оформление земельного участка предоставленного наследодателю для ведения личного подсобного хозяйства на основании следующего.

Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено:

9.1. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно статье 25.2. Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

2. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

При этом согласно пункту 7 указанной статьи:

7. Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

На необходимость предоставить выписку из похозяйственной книги на земельный участок указано также государственным регистратором в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 30.04.2013 №01/111/2013-004.

Без получения заверенной копии выписки из похозяйственной книги она (заявитель) лишена возможности реализовать свои наследственные права.

Просила признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа Саранск в выдаче выписки из похозяйственной книги, подтверждающей право А. умершего <данные изъяты> года, на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства и обязать Администрацию Октябрьского района городского округа Саранск выдать ей выписку из похозяйственной книги, подтверждающую право А. умершего <данные изъяты> года, на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства и находящийся по адресу: <адрес>.

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2013 года постановлено: «Заявление ФИО2 к Администрации Октябрьского района городского округа Саранск о признании незаконным отказа в выдаче выписки из похозяйственной книги - оставить без удовлетворения».

В апелляционной жалобе ФИО2 с решением суда не согласна, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявления в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; неприменение закона, подлежащего применению; принятие судом решения об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле. Указала, что Администрация Октябрьского района городского округа Саранск является территориальным органом Администрации городского округа Саранск. Согласно пункту 8 Положения об администрации Октябрьского района городского округа Саранск задачами администрации района являются обеспечение и защита на территории района прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых актах. Обстоятельства того, что заинтересованному лицу не были делегированы полномочия, возложенные на Администрацию городского округа Саранск Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345, не являлись предметом исследования судом первой инстанции. Не исследовались вопросы как в необходимости такого делегирования, так и в отсутствии такового. Позиция Администрации городского округа Саранск, чьим территориальным органом является Администрация Октябрьского района городского округа Саранск, также не выяснялась. При этом, судом не принято во внимание, что Глава Администрации Октябрьского района городского округа Саранск является должностным лицом органа местного самоуправления, который обеспечивает на территории района исполнение решений органов местного самоуправления муниципального образования, а также издает приказы по вопросам организации деятельности администрации района. В связи с этим, необходимости отдельного наделения (делегирования) муниципальным образованием (Администрацией городского округа Саранск) Администрацию Октябрьского района городского округа Саранск на ведение похозяйственного учета на территории Октябрьского района не имелось. Доказательств наличия препятствий в ведении похозяйственного учета на подведомственной территории заинтересованным лицом не представлено. Кроме того, вопреки требованиям статьи 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вопрос о замене ненадлежащего ответчика (заинтересованного лица) надлежащим на обсуждение не ставился. Разрешая заявленные требования и вынося решение по существу, судом определен состав прав и обязанностей Администрации городского округа Саранск, не привлеченного к участию в деле ни в качестве заинтересованного лица, ни в качестве третьего лица.

В судебное заседание заявитель ФИО2, представитель Администрации Октябрьского района городского округа Саранск Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

Представитель Администрации Октябрьского района городского округа Саранск Республики Мордовия ФИО3 в заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.

При таких обстоятельствах и на основании частей третьей, пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными; стороны вправе просить о рассмотрении дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ФИО2 - ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Заслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.

Из материалов дела усматривается, что А. <данные изъяты> года рождения, умер <данные изъяты> года.

Согласно свидетельству о рождении, А. О.В. (в браке ФИО2) является дочерью А.

Архивными справками Республиканской Архивной службы Республики Мордовия от 24.08.2012 подтверждается наличие сведений в похозяйственных книгах с. Посоп за 1952-1957 годы о хозяйстве А., о выделении А. селительного места - 0,03 га, выделении земли – 0,25 га для ведения подсобного хозяйства, о переименовании одинаковых названий улиц бывшего села Посоп, включенному в городскую черту г. Саранска (л.д.10-17).

Уведомлением в адрес ФИО2 от 30 апреля 2013 года № 01/111/2013-004 Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия уведомила ФИО2 о приостановлении государственной регистрации прав собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, на срок до 29 мая 2013 года. Одним из оснований для приостановления такой регистрации указано на не предоставление выдаваемой органами местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) (л.д.18).

Письмом Главы Администрации Октябрьского района городского округа Саранск от 20.05.2013 № 1893-и ФИО2 отказано в выдаче выписки из похозяйственной книги домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на то, что Администрация Октябрьского района городского округа Саранск не осуществляет ведение похозяйственных книг. Похозяйственный учет ведется сельскими администрациями, сельскими муниципальными образованиями, другими местными администрациями на территории сельской местности, администрациями городов, рабочих и дачных поселков, имеющими на управляемой ими территории сельские населенные пункты (л.д.5).

Разрешая дело и отказывая заявителю ФИО2 в удовлетворении требования о признании незаконным отказа Администрации Октябрьского района городского округа Саранск в выдаче выписки из похозяйственной книги, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация городского округа Саранск не наделила Администрацию Октябрьского района городского округа Саранск полномочиями по ведению похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств, следовательно такой учет должен осуществляться в городском округе Саранск.

Данный вывод суда является неубедительным, поскольку не обоснован доказательствами.

Федеральный закон от 07 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

2) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований;

3) заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

4) административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Статьей 6 этого закона предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года N345 утверждены форма и порядок ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов.

Приложением № 2 к данному приказу о порядке ведения похозяйственных книг, предусмотрено:

1. Ведение похозяйственных книг (далее - книг) в целях учета личных подсобных хозяйств (далее - хозяйств) осуществляется органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов (далее - органы местного самоуправления), на территории которых имеются хозяйства.

2. Руководитель органа местного самоуправления обеспечивает организацию ведения книг и в установленном порядке назначает должностных лиц, ответственных за их ведение и сохранность.

При закладке книг необходимо обеспечивать конфиденциальность информации, предоставляемой гражданами, ведущими хозяйство (далее - члены хозяйств), и содержащейся в книгах, их сохранность и защиту в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Любой член хозяйства вправе получить выписку из книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей. Выписка из книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.

Выписка из книги составляется в двух экземплярах. Оба экземпляра являются подлинными. Они подписываются руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом, ответственным за ведение книги (указаны в пункте 2 настоящего Порядка), и заверяются печатью органа местного самоуправления.

Выписка из книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.

Исходя из приведенных норм права, и учитывая, что земельный участок в отношении которого заявителем ФИО2 заявлены требования о выдаче выписки из похозяйственной книги, находится на территории Администрации Октябрьского района городского округа Саранск, судебная коллегия считает необходимым обязать данную Администрацию выдать ФИО2 требуемую выписку из похозяйственной книги, которая необходима заявителю ФИО2 для оформления наследственных прав на земельный участок А.

Отказ в выдаче данного документа нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, гарантируемые Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Без получения заверенной копии выписки из похозяйственной книги заявитель ФИО2 лишена возможности реализовать свои наследственные права.

С выводом суда об отказе в удовлетворении заявления ФИО2 по мотиву отсутствия у Администрации Октябрьского района городского округа Саранск полномочий на ведение похозяйственного учета на этой территории нельзя согласиться.

В соответствии с Положением об администрации Октябрьского района городского округа Саранск, утвержденного Решением Саранского городского Совета депутатов от 23.12.2005 № 18, задачами Администрации района являются обеспечение и защита на территории района прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

Выводы суда о том, что ведение похозяйственных книг по учету личных подсобных хозяйств должно осуществляться в городском округе Саранск, являются голословными, материалами дела не подтверждаются. Соответствующий Административный Регламент Администрации городского округа Саранск по предоставлению муниципальной услуги: «Предоставление выписки из похозяйственной книги», как это предусмотрено Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 07.07.2010 и Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11.10.2010 № 345, в материалах дела отсутствует, и на такой документ суд в решении не ссылался.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда Республики Мордовия от 30 сентября 2013 года отменить, вынести по делу новое решение.

Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа Саранск Республики Мордовия от 20 мая 2013 года в выдаче выписки из похозяйственной книги, подтверждающей право А. умершего <данные изъяты> года, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.

Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа Саранск Республики Мордовия выдать ФИО2 выписку из похозяйственной книги, подтверждающую право А. умершего <данные изъяты> года, на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.

Судья-председательствующий Адушкина И.В.

Судьи Володина Г.Ф.

ФИО1