ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2489/2016 от 29.11.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Шулуу Л.К. Дело № 33-2489/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 29 ноября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.,

судей Кочергиной Е.Ю., Ховалыга Ш.А.,

при секретаре Байыр-оол М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по иску прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Тыва, Территориальному объединению «Федерация профсоюзов Республики Тыва», объединению работодателей Республики Тыва о признании пункта регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Тыва незаконным и отмене, обязании устранить нарушение по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 августа 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Республики Тыва, Территориальному объединению «Федерация профсоюзов Республики Тыва», объединению работодателей Республики Тыва о признании пункта регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Тыва незаконным и отмене, обязании устранить нарушение. В обоснование иска указано на то, что 27 января 2016 года трехсторонней комиссией в составе Правительства Республики Тыва, Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва», объединения работодателей Республики Тыва заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва (далее по тексту – Региональное соглашение), в котором выявлены нарушения федерального законодательства о минимальном размере оплаты труда. Подпунктами 1.1.1 и 1.1.2 пункта 1 раздела 1 Регионального соглашения на территории Республики Тыва с 01 января 2016 года для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), для учреждений бюджетной сферы установлена минимальная заработная плата в сумме 6 204 рублей в месяц, а для организаций внебюджетного сектора экономики – не ниже 6 300 рублей в месяц. Пунктом 1.2 раздела 1 Регионального соглашения предусмотрено, что в минимальный размер оплаты труда, установленный подпунктами 1.1.1 и 1.1.2 Регионального соглашения, включаются размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях. Текст Регионального соглашения должен быть опубликован в печати одновременно с предложением работодателям соответствующего субъекта Российской Федерации присоединиться к Региональному соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования такого предложения не предоставят в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня его официального опубликования и подлежит исполнению. Региональное соглашение опубликовано в газете «Тувинская правда» от 06 февраля 2016 года № 12. Из информации Министерства труда и социальной политики Республики Тыва следует, что мотивированные письменные отказы от работодателей присоединиться к данному соглашению не поступали и не регистрировались. Пункт 1.2 раздела 1 Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Тыва от 27 января 2016 года не может применяться в Республике Тыва к данным правоотношениям, поскольку противоречит Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда» и нормам трудового законодательства, что нарушает гарантированные Конституцией РФ права и интересы граждан, неопределенного круга лиц. Просил признать пункт 1.2 раздела 1 Регионального соглашения незаконным и отменить, приостановить действие данного пункта до вступления решения суда в законную силу, обязать ответчиков рассмотреть вопрос об установлении минимальной заработной платы без включения в ее размер доплаты (выплаты) за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 августа 2016 года иск прокурора Республики Тыва удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Правительства Республики Тыва подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не определены обстоятельства, имеющие значение для гражданского дела. До настоящего времени федеральный закон, устанавливающий порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, не принят, соответственно, положения ч. 1 ст. 133 ТК РФ не подлежат применению. Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» исключено определение минимального размера оплаты труда и признана утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ, согласно которой размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда. Статья 133.1 ТК РФ не устанавливает требования об определении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации как минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Республика Тыва входит в перечень субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 % объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением, определен с учетом социально-экономической обстановки и положения бюджета Республики Тыва. Таким образом, п. 1.2 раздела 1 Соглашения не противоречит законодательству Российской Федерации.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Республики Тыва – М. апелляционную жалобу поддержала.

Представители ответчика объединения работодателей Республики Тыва, третьего лица Министерства труда и социальной политики Республики Тыва – соответственно ДЮ. просили удовлетворить апелляционную жалобу.

Представитель истца Ч. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель ответчика Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании Федерального закона от 14 декабря 2015 года № 376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года установлен в сумме 6 204 руб. в месяц.

27 января 2016 года трехсторонней комиссией в составе Правительства Республики Тыва, Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва», объединения работодателей Республики Тыва заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Республике Тыва.

Согласно п. 1 раздела 1 Регионального соглашения, с 01 января 2016 года на территории Республики Тыва установлена минимальная заработная плата для работников, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности), размер которой определен в соответствии с подпунктами 1.1.1 и 1.1.2 для учреждений бюджетной сферы в сумме 6 204 рублей в месяц, организаций внебюджетного сектора экономики – не ниже 6 300 рублей в месяц.

В соответствии с п. 1.2 раздела 1 Регионального соглашения стороны договорились, что в размер минимальной заработной платы, установленный подпунктами 1.1.1 и 1.1.2 данного соглашения, включаются размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, стимулирующие выплаты и компенсационные выплаты, в том числе выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями.

Разрешая спор и удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с федеральным законодательством в размер минимальной заработной платы, установленный Региональным соглашением, не могут быть включены выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, поскольку сумма заработной платы без начисления данных выплат должна быть не ниже минимального размера оплаты труда.

С таким выводом судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 45 Трудового кодекса РФ, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Требования к содержанию, структуре соглашения, порядку разработки проекта соглашения и заключения соглашения предусмотрены ст. ст. 46 и 47 Трудового кодекса РФ.

Как следует из ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Как следует из ст. ст. 316 и 317 Трудового кодекса РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

Ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер месячной заработной платы без начисления выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

При указанных выше обстоятельствах оснований для признания пункта 1.2 раздела 1 Регионального соглашения противоречащим федеральному законодательству, незаконным не имеется.

Приведенный истцом довод о несоблюдении ответчиками порядка разработки проекта Регионального соглашения не может являться в силу действующего законодательства причиной для признания оспариваемого пункта незаконным.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела.

Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении названных исковых требований прокурора Республики Тыва.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 23 августа 2016 года отменить и принять по делу новое решение следующего содержания:

«В удовлетворении иска прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Тыва, Территориальному объединению «Федерация профсоюзов Республики Тыва», объединению работодателей Республики Тыва о признании пункта регионального соглашения о минимальной заработной плате в Республике Тыва незаконным и отмене, обязании устранить нарушение отказать».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 ноября 2016 года.

Председательствующий

Судьи