ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-248/2017 от 10.01.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33- 248/2017 ( 33- 6581/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 10 января 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Баркаловой Т.И.,

судей Харебиной Г.А., Мухортовой Л.И.,

при секретаре Разночинцевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к УПФ РФ (государственное учреждение) в Яковлевском районе Белгородской области о признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии и обязании назначения ежемесячной доплаты к пенсии

по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области

на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 24 октября 2016 г.

Заслушав доклад судьи Баркаловой Т.И., объяснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области ФИО2, поддержавшего приведенные в апелляционной жалобе доводы, возражения ФИО1 и его представителя ФИО3, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 с 01.10.2003 является получателем пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с работой с вредными условиями труда по Списку № 1. В период с 28.05.1977 по 21.06.1979 он проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР. После окончания военной службы работал горнорабочим 3 разряда подземного участка по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования с полным рабочим днем в шахте ПО «Воркутауголь».

Вступившим в законную силу решением Яковлевского районного суда от 03.04.2014 возложена обязанность на УПФ РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области включить в льготный стаж ФИО1 указанный период службы в Советской Армии на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и произвести ему с 01.10.2003 перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента, исчисленного из трудового стажа с включением периода службы в Армии.

ФИО1 обратился в УПФ РФ (ГУ) в Яковлевском районе с заявлением о назначении доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом N 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», в чем ему было отказано согласно письменному сообщению от 27.06.2016.

Дело инициировано иском ФИО1, который просил обязать ответчика включить с 01.01.2010 период прохождения службы в Армии с 28.05.1977 по 21.06.1979 в стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп.11 п.1 ст. 30 ФЗ-400 «О страховых пенсиях в РФ» с целью валоризации его пенсионных прав, включить с 22.10.2015 период прохождения службы в Армии в стаж для получения ежемесячной доплаты к пенсии на основании Федерального закона от 10.05.2010 № 84 ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением суда иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Яковлевском районе Белгородской области содержится просьба об отмене данного судебного акта по мотиву его незаконности и принятии нового об отказе в иске.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно предписаниям ч. ч. 1 и 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Оснований для выхода за пределы доводов, изложенных в апелляционных жалобах, у суда не имеется.

Статьей 1 Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Аналогичные положения предусмотрены п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015.

Из п. 2 ст. 27 вышеуказанного Федерального закона № 173-ФЗ следует, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, предусмотренные названным пп. 11 п. 1 ст. 27, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которыми урегулированы общие вопросы исчисления стажа, дающего право на трудовые пенсии в соответствии с вышеназванными статьями.

Пунктом 5 данных Правил установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, выполнявшейся постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу п. 15 Правил при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;

каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - за 9 месяцев.

Подпунктом «е» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что при досрочном назначении пенсии работникам, указанным в пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001, применяется список, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481.

Порядок применения данного списка содержится в разъяснении Министерства труда РФ от 15.07.1992 № 2 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным статьей 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», и порядке применения списка работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет».

Пунктом 3 указанного разъяснения установлен механизм исчисления стажа работникам, занятым на подземных работах, аналогичный п. 15 Правил от 11.07.2002 № 516.

Постановлением Правительства РФ от 02.05.2006 № 266 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» также был установлен аналогичный порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ, который действовал для определенной категории шахтеров до принятия Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.

Такой порядок подсчета стажа на соответствующих видах работ касается только тех рабочих из числа предусмотренных пп. 11 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001, кто занят только на подземных работах. Данный порядок исчисления специального трудового стажа применяется только для определения права работника на пенсию независимо от возраста. Для определения размера пенсии по старости, специальный стаж исчисляется календарно.

Подпункт «к» п. 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на льготную пенсию, не должен превышать имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался пп. «к» п. 109 Положения от 03.08.1972 № 590 и с учетом положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ исходил из преюдициального значения вступившего в законную силу решения Яковлевского районного суда от 03.04.2014 о зачете в льготный стаж спорного периода службы в Армии продолжительностью 2 года 23 дня, которым установлено, что истец является получателем трудовой пенсии на основании пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Между тем, судом не принято во внимание, что указанным судебным решением не был установлен факт получения истцом трудовой пенсии на основании пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период военной службы в Армии не был приравнен к работе, следовавшей за окончанием военной службы, а был включен в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, фактически истец является получателем пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17. 12.2001 по Списку № 1 на льготных условиях и в льготных размерах со снижением пенсионного возраста, а не по под. 11 п. 1 ст. 27 указанного закона по Списку № 481 независимо от возраста.

Более того, службы в Армии может быть приравнена только к неведущей профессии, поскольку после ее окончания следовала работа в качестве горного рабочего подземного участка по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования, не относящаяся к ведущей профессии. Истцу назначена пенсия по Списку № 1 с учетом ведущих профессий ( 23 года). Однако истец просит приравнять службу в Армии – 2 года 23 дня к льготному подземному стажу по ведущим профессиям для применения при валоризации максимального стажевого коэффициента 0,75%. У истца имеется льготный стаж по неведущим профессиям 5 лет, который с учетом службы в Армии не достигает требуемого - 25 лет. Должности горный рабочий по монтажу, демонтажу и ремонту оборудования (неведущая профессия) и горный рабочий очистного забоя (ведущая профессия) не являются тождественными.

Предусмотренный п. 15 Правил механизм суммирования ведущих и неведущих профессий при подсчете подземного стажа в данном случае не применим, поскольку у истца имеется достаточный стаж по ведущим профессиям - более 20 лет, а по неведущим не достиг минимального - 10 лет.

В оспариваемом решении суд первой инстанции не указал к какому именно стажу подземной работы приравнена истцу служба в Армии (по ведущим либо неведущим профессиям). Между тем, по под. 11 п. 1 ст. 27 названного закона льготная пенсия назначается при наличии 25 лет работы по неведущим профессиям либо 20 лет - по ведущим профессиям.

Кроме того, произведенный истцу размер пенсия по пп. 1 п. 1 ст. 27 вышеуказанного закона является наиболее выгодным для него вариантом по сравнению с пенсией по пп. 11 п. 1 ст. 27 названного закона.

С учетом изложенного отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца о включении в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 30 ФЗ «О Страховых пенсиях» с целью валоризации его пенсионных прав и для права на доплату по Федеральному закону № 84-ФЗ от 10.05.2010 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности периода службы в Армии с 14.11.1975 по 31.07.1979.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 24 октября 2016 г. по делу по иску ФИО1 к УПФ РФ (государственное учреждение) в Яковлевском районе Белгородской области о признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии и обязании назначения ежемесячной доплаты к пенсии отменить. По делу принять новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Председательствующий

Судьи