ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2490/18 от 23.08.2018 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Артемова Г.С. Дело № 33-2490/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2018 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Ариничева С.Н.,

судей Рыжих Е.В. и Силаевой Т.Г.,

при секретаре Лёзиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Рыжих Е.В. дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 23 апреля 2018 года по делу по иску ФИО1 к Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» о возложении обязанности обеспечить земельный участок объектами газоснабжения и электроснабжения, осуществить деятельность по проектированию строительства автомобильной дороги и строительство автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛА:

2 февраля 2018 года ФИО1 в лице своего представителя ФИО2 обратилась в суд с иском к Малоярославецкой районной администрации МР «Малоярославецкий район», просила в срок не позднее 24 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером <215>, расположенный по адресу: <адрес>, необходимой инженерной и социальной инфраструктурой, в том числе объектами электроэнергетики и газоснабжения; в срок не позднее 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу осуществить деятельность по проектированию и строительству автомобильной дороги, обеспечивающей возможность транспортного сообщения с дер. Татарское Малоярославецкого района Калужской области, также просила взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы по оформлению доверенности в размере 1 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что истице как многодетной матери был предоставлен вышеуказанный земельный участок. Земельный участок в нарушение действующего законодательства не обеспечен необходимой инженерно-технической и социальной инфраструктурой и не имеет транспортной доступности. Полагает, что обязанность по устранению нарушений должна быть возложена на ответчика.

Истица ФИО1 в суд не явилась.

Представители ответчика Малоярославецкой районной администрации МР «Малоярославецкий район» ФИО3 с заявленными исковыми требованиями не согласилась.

Представители привлеченных судом к участию в деле третьих лиц министерства строительства и ЖКХ Калужской области, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» в лице филиала «Калугаэнерго», администрации СП «Село Головтеево» в суд не явились.

Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области от 23 апреля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Выслушав представителя ФИО1ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав дополнительные доказательства, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно пунктам 4,5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из дела видно, что ФИО1 принадлежит земельный участок с кадастровым номером <215> площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем 3, предназначенные для проживания одной семьи, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21 февраля 2018 года.

Указанный земельный участок истице был предоставлен на основании постановления главы Малоярославецкой районной администрации МР «Малоярославецкий район» № 1698 от 14 октября 2014 года в соответствии с Законом Калужской области «О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года, было предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичный порядок предусмотрен и подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в настоящее время.

Случаи и порядок бесплатного предоставления в Калужской области гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, их предельные (максимальные и минимальные) размеры, основания для отказа в данном предоставлении, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с указанного учета установлены Законом Калужской области от 26 апреля 2012 года № 275-ОЗ «О случаях и порядке бесплатного предоставления в Калужской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».

Критерии, которым должен отвечать предоставляемый земельный участок, указаны в статьях 5, 6 Закона Калужской области от 26 апреля 2012 года № 275-ОЗ: земельные участки предоставляются гражданину на территории муниципального района, городского округа по месту его жительства либо в случае заключения соглашения, предусмотренного абзацем 3 пункта 1 статьи 4 указанного Закона, на территории иного муниципального района, городского округа. Предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляет 0,1 га. Предельный максимальный размер земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляет 0,25 га.

Из дела видно, что предоставленный в собственность ФИО1 земельный участок требованиям Закона Калужской области от 26 апреля 2012 года № 275-ОЗ соответствует.

Излагавшиеся в исковом заявлении доводы о несоответствии земельного участка требованиям, изложенным в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденных приказом Минрегиона России от 09.09.2013 № 372, поскольку к земельному участку не подведены объекты инфраструктуры, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований.

Пунктом 4 Методических рекомендаций предусмотрено, что положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 1.1 статьи 14 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» неосновательна. Сведений о том, что при предоставлении истице земельного участка имел место случай передачи осуществления предусмотренных пунктами 7.4 и 7.5 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также, что имело место предоставление органом государственной власти субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не имеется.

Кроме того, из дела видно, что в настоящее время органами государственной власти и местного самоуправления предпринимаются меры по обеспечению земельных участков, предоставленных многодетным семьям для жилищного строительства, объектами инфраструктуры

Постановлением Правительства Калужской области от 31 декабря 2013 года № 772 (ред. от 21.06.2018) утверждена государственная программа Калужской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения Калужской области», в которую входит подпрограмма «Расширение сети газопроводов и строительство объектов газификации на территории Калужской области (газификация Калужской области), в задачу которой ставится решение вопроса о доведении уровня газификации на начало 2021 года в целом по области до 83%, в том числе до 69% в сельской местности, и повышению уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных, сельскохозяйственных и иных организаций.

Постановлением Главы Малоярославецкой районной администрации от 21 ноября 2016 года № 1228 утверждена муниципальная программа «Развитие газификации в муниципальном районе «Малоярославецкий район. Срок реализации программы установлен с 2017 по 2020 года. Механизм реализации программы включает: определение технологической последовательности строительства газопровода, определение в соответствии с законодательством организации по проектированию, строительству и реконструкции объектов, указанных в подпрограмме, поэтапную разработку проектно-сметной документации и её экспертизу, контроль за ходом строительства объектов газификации; содействие к подготовке к вводу и ввод в эксплуатацию объектов газификации и газоснабжения.

Из сообщения министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Калужской области от 19 марта 2018 года видно, что администрацией МР «Малоярославецкий район» внесено предложение в министерство строительства и ЖКХ Калужской области о включении территории дер. Татарское (для многодетных семей) в подпрограмму газификации Калужской области. В то же время источником газоснабжения дер. Татарское является автоматическая газораспределительная станция «Неделино», которая в настоящее время достигла проектной производительности, вследствие чего выдача технических условий по газификации новых объектов от её газораспределительной сети прекращена. В соответствии с планом-графиком синхронизации первоочередных мероприятий по разгрузке газораспределительных станций на территории Калужской области, разработанным Министерством строительства и ЖКХ Калужской области совместно с ООО «Газпром трансгаз Москва», в 2020-2022 годах планируется реконструкция данной АГРС. Сроки газификации дер. Татарское будут рассмотрены Министерством строительства и ЖКХ Калужской области после проведения работ по завершении реконструкции АГРС «Неделино» при формировании перечня проектирования объектов газификации с учетом достаточного количества потребителей природного газа и финансирования, выделенного на данные цели.

Решением Сельской Думы СП «Село Головтеево» № 38 от 30 октября 2014 года утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры на территории сельского поселения «Село Головтеево» на 2014-2024 годы», которой предусмотрены реконструкция существующих трансформаторных подстанций и сетей электроснабжения, строительство новых трансформаторных подстанций, распределительных пунктов, линий электропередач со сроками реализации 2015-2022 годы.

Из письма главы администрации СП «Село Головтеево» от 23 апреля 2018 года № 331 видно, что в дер. Татарское имеется трансформаторная подстанция, вдоль автодороги М-3-д.Подполково проходит линия электропередач мощностью 10 кВт. Согласно генеральному плану муниципального образования сельского поселения «Село Головтеево» предусмотрено строительство (2022г.) трансформаторных подстанций, строительство новых распределительных пунктов, монтаж линий электропередач, требуемых для перераспределения нагрузок между существующими потребителями, а также подключения новых потребителей и иных объектов.

Отказывая истице в удовлетворении заявленных требований, суд обосновано исходил из того, что проектирование и строительство инженерных коммуникаций сетей газоснабжения, электроснабжения должно осуществляться не произвольно, а в соответствии с программой, разработанной на основании генерального плана муниципального образования и обеспечивающей согласование ее положений с соответствующими положениями федерального, межрегионального и регионального уровня.

Также в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Судом установлено, что по деревне Татарское проходит автомобильная дорога № 29 223 ОП МР-020 М-3 «Украина»-Максимовка-Подполково-Самсыкино общей протяженностью 1,450 км, покрытие дороги – цементобетонное протяженностью 0,85 км и грунтовое протяженностью 0,600 км. Собственником данной дороги является МР «Малоярославецкий район».

При таких обстоятельствах судом обоснованно сделан вывод о том, что возможность для проезда автотранспорта в деревню Татарское имеется, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности по проектированию и строительству другой автомобильной дороги не имеется.

Приведенные стороной истца доводы о том, что существующая дорога находится в неудовлетворительном состоянии, не являются основанием для удовлетворения исковых требований в этой части.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Малоярославецкого районного суда Калужской области от 23 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: