ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2490/2022 от 10.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-2490/2022 председательствующий судья суда первой инстанции Пронин Е.С.

91RS0017-01-2021-001739-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи И.И. Мотиной

судей Т.С. Готовкиной, Н.Н. Заболотной

при секретаре М.С. Андрейченко

рассмотрела 10 марта 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тюрмарезовой Елены Дмитриевны к МКУ Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат» о признании незаконным отказа в назначении меры социальной поддержки, о назначении меры социальной поддержки,

по апелляционной жалобе представителя МКУ Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Тюрмарезова Е.Д. обратилась в суд с иском к МКУ Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения от 29.05.2021 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, о возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет.

В обоснование иска истец указала, что обжалуемым решением ей отказано в выплате ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, со ссылкой на то, что у заявителя имеются в собственности земельные участки, суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, установленную норму. Полагая указанное решение ответчика незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2021 года иск Тюрмарезовой Е.Д. удовлетворен частично.

Суд признал незаконным и отменил решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым» от 29.05.2021 года, обязал Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым» назначить Тюрмарезовой Е.Д. меру социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет с 22 мая 2021 года. В удовлетворении ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††������������������������������������������остальной части иска, отказано. Не согласившись с указанным решением суда, представитель МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Ростальной части иска, отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым» подал апелляционную жалобу об отмене решения суда. Указывает на то, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании истец Тюрмарезова Е.Д. участия не принимала, была уведомлена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика– МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополя Республики Крым», ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республики Крым» в судебном заседании участия не принимали? были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - в судебном заседании участия не принимал? был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заслушав доклад судьи, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 установлены с 1 января 2020 г. ежемесячные денежные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемые нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. N 384 утверждены "Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении".

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 384 высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации № 384).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 и Постановления Правительства Российской Федерации № 384 в Республике Крым разработаны нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

Указанными нормативными правовыми актами являются Закон Республики Крым от 06.04.2020 № 53-3PK/2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года № 253 «Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения».

Право на ежемесячную выплату согласно п. 2 Порядка № 253 имеет один из родителей (законный представитель ребенка) (далее - заявитель) на каждого совместно проживающего с ним ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, являющегося гражданином Российской Федерации, при условии, что среднедушевой доход семьи таких лиц не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Крым на дату обращения за назначением указанной выплаты.

Согласно абз. 7 пп. 4 и. 17 Порядка основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара или 1,0 гектара для территории сельских поселений или межселенных территорий (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Судом установлено, что Тюрмарезова Е.Д. является матерью ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 8).

Согласно уведомлению от 23 июля 2020 года № 6954, МКУ Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Симферополь Республики Крым назначил Тюрмарезовой Е.Д. ежемесячную денежную выплата на ребенка на период с 01 января 2020 года по 21 мая 2021 года (л.д. 22).

Поскольку данная ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев, Тюрмарезова Е.Д. 17 мая 2021 года вновь обратилась в Департамент с заявлением о назначении денежной выплаты на ребенка на 2021 год.

Уведомлением от 29 июня 2021 года МКУ Департамент труда и социальной защиты населения г. Симферополь Республики Крым (далее Департамент) отказал Тюрмарезовой Е.Д. в назначении денежной выплаты на ребенка на 2021 год, обосновав это наличием в собственности заявителя земельного участка площадью более 0,6 га (л.д.13-14).

Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции о признании незаконным решения Департамента об отказе в назначении меры социальной поддержки в виде ежемесячной выплаты на ребенка на 2021год, по следующим основаниям.

В соответствии с пп.4 п. 17 Порядка определения состава среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплатой на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условия ее назначения, осуществления и прекращения, основанием для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты, в редакции закона, действующей на момент обращения Тюрмарезовой Е.Д. в Департамент, являлось, в том числе, наличие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков, суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара или 1,0 гектара для территории сельских поселений или межселенных территорий (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом Республики Крым или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно выписке из ЕГРН в собственности Тюрмарезовой Е.Д. имеется земельный участок площадью 2250,0 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок площадью 1500,0 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Указанные земельные участки расположены в административно-территориальных границах сельского поселения <адрес> Республики ФИО3. В связи с этим, для предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка, площадь земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, не должна превышать 1,0 гектара.

<адрес> земельных участков, принадлежащих Тюрмарезовой Е.Д., составляет 3750,0 кв.м. (2250,0 кв.м + 1500,0 кв.м.), что не превышает 1,0 га. и не препятствует назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка, следовательно, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа истцу в назначении указанной меры социальной поддержки.

Доводы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым со ссылкой письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 27-4/10/В-7554, о том, что предел площади земельных участков следует определять не по их месту нахождения (город или сельские поселения), а по месту жительства или регистрации заявителя, судебная коллегия отклоняет, так как письма Министерства труда и разъяснения не являются источником права в правовой системе Российской Федерации и суд при разрешении спора руководствуется видами нормативных правовых актов, указанными в статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральные нормативные акты, такие как Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199, Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, так и региональные нормативные правовые акты Республики Крым - Закон Республики Крым от 06.04.2020 № 53-3PK/2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и постановление Совета министров Республики Крым от 30 апреля 2020 года № 253 «Об утверждении Порядка определения состава и среднедушевого дохода семьи, обратившейся за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, условий ее назначения, осуществления и прекращения», не содержат нормы, указывающей на порядок определения предела площади земельных участков в зависимости от места жительства или регистрации заявителя.

Кроме того, в данном Письме указано, что в соответствии с п.2 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, ежемесячная выплата является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и предоставляется ими в соответствии с региональными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и условия назначения и предоставления соответствующей выплаты, в том числе, при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.

Принимая региональные нормативные акты Республики Крым, требования к имущественной обеспеченности семей для установления нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты, определены исходя из площади земельных участков, предел которых зависит от их места нахождения (город или сельские поселения), независимо от места жительства или регистрации заявителя. В региональные нормативные акты Республики Крым не вносились изменения в части, которую разъяснило Министерство труда и социальной защиты РФ посредством рекомендаций, изложенных в вышеуказанном письме.

Устанавливая дату, с которой необходимо производить ежемесячную денежную выплату, суд первой инстанции обоснованно исходил из даты обращения и даты окончания выплаты по предыдущему обращению, что соответствует п.8 Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 384.

Учитывая, что с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка Тюрмарезова Е.Д. обратилась 17.05.2021 года, а ежемесячная выплата по предыдущему обращению осуществлялась по 21.05.2021 года, суд первой инстанции обоснованно обязал МКУ Департамент труда и социальной защиты населения г. Симферополя назначить истцу выплату на очередной год с 22.05.2021 года.

Судебная коллегия также соглашается с решением суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований к ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республики Крым».

Исходя из полномочий Департамента, в его обязанности входит, в том числе, назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

Согласно Уставу ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республики Крым», данное учреждение осуществляет функции получателя средств бюджета, предоставленных на содержание казенного учреждения и реализацию возложенных на него функций. Данное казенное учреждение предоставляет государственные услуги в части перечисления социальных выплат гражданам.

Из указанного следует, что ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республики Крым» осуществляет лишь выплату назначенных пособий, компенсаций, ежемесячных выплат. В тоже время правом на назначение таких выплат соответчик не наделен.

В связи с этим суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных к ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республики Крым».

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в апелляционной жалобе таких доводов не приведено.

Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе по существу рассмотренного спора, являлись предметом исследования в суде первой инстанции, получили правовую оценку с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Симферополя Республики Крым, без удовлетворения.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи Т.С. Готовкина

Н.Н. Заболотная