ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2492 от 11.07.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 33-2492 судья Петров В.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Назарова В.В.,

судей Колотовкиной Л.И., Чернецовой Н.А.,

при секретаре Шевяковой Л.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Щёкинского районного суда Тульской области от 07 мая 2019 года по иску ФИО1 к АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» об обязании выполнять договор на отпуск воды и прием сточных вод.

Заслушав доклад судьи Колотовкиной Л.И., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» об обязании выполнять договор на отпуск воды и прием сточных вод, указав в обоснование требований, что является проживает и является собственником дома <адрес>

26 января 2006 г. между МП «Щекинский водоканал» (исполнитель) и ФИО1 (потребитель) был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод, в соответствии с которым исполнитель оказывает потребителю услуги по холодному водоснабжению и по приему сточных вод (водоснабжение, канализация) в отношении указанного жилого помещения, а потребитель использует услуги водоснабжения и водоотведения на хозяйственно - бытовые нужды и оплачивает полученные услуги.

АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» является правопреемником МП «Щекинский водоканал».

Оплата данных коммунальных услуг осуществлялась ФИО1 на основании получаемых им платежных документов.

Однако, с января 2019 г. АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» включает в направляемые ФИО1 платежные документы для внесения платы за предоставление коммунальных услуг плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (эта услуга оказывается иным лицом).

Просил признать данные действия ответчика незаконными, обязать АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» не включать в квитанции на оплату за отпуск воды и прием стоков оплату за обращение с ТКО (другого исполнителя коммунальной услуги), взыскать судебные расходы.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Хартия», АО «Областной Единый Информационно - Расчетный Центр».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1, сославшись на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.

Представители третьих лиц - ООО «Хартия», АО «Областной Единый Информационно - Расчетный Центр» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Решением Щёкинского районного суда Тульской области от 07.05.2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» отказано.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, сославшись на основания, ранее приведённые им в исковом заявлении.

Представителем ответчика АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» по доверенности ФИО2 представлены возражения на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Cогласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Судом первой инстанции было установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником и проживает в доме <адрес>.

26 января 2006г. между МП «Щекинский водоканал» (исполнитель) и ФИО1 (потребитель) был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод, в соответствии с которым исполнитель оказывает потребителю услуги по холодному водоснабжению и по приему сточных вод (водоснабжение, канализация) в отношении вышеуказанного жилого помещения, а потребитель использует услуги водоснабжения и водоотведения на хозяйственно - бытовые нужды и оплачивает полученные услуги.

АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» является правопреемником МП «Щекинский водоканал». Оплата указанных выше коммунальных услуг осуществлялась ФИО1 на основании получаемых платежных документов для внесения оплаты за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг.

С января 2019 г. в направляемые истцу платежные документы для внесения платы за предоставление коммунальных услуг включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами. Данные обстоятельства сторонами в суде первой и апелляционной инстанции не оспариваются.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, созданным на территории Щекинского района является ООО «Хартия» согласно соглашению от 28 апреля 2018 года, заключенному между ООО «Хартия» и министерством природных ресурсов и экологии Тульской области.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а также ч.4 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной услугой.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155(ред. от 30.06.2018).

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018, с изм. от 19.07.2019) "Об отходах производства и потребления" операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Единый тариф на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 31.10.2017 N 93 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области" (вместе с приложением "Нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Тульской области с применением расчетного метода для объектов общественного назначения, многоквартирных и индивидуальных жилых домов").

Обязательства по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возникают у собственника твердых коммунальных отходов с 01 января 2019г.

В соответствии с разделом I1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, определён порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, а также форма типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Разрешая возникший спор, судом установлено, что 24 декабря 2013 года между ОАО (АО) «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» (принципал) и ОАО «Областной Единый Информационно - Расчетный Центр» (агент) заключен агентский договор , по условиям которого (п.1.2., п.1.3., п.2.2.1) агент обязуется совершать следующие действия: ведение аналитического учета операций по расчетам за коммунальные услуги (начисление, учет, обработка) с собственниками, нанимателями жилых помещений, заключающегося в составлении и хранении первичных и сводных учетных документов, осуществлении расчетных функций при составлении указанных документов, изготовление и доставка платежного документа для внесения платы за предоставление коммунальных услуг; прием от плательщиков платежей за коммунальные услуги в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед принципалом. Данный договор действует на территории Щекинского района в отношении жилых домов, по которым ОАО (АО) «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» принципал оказывает услуги. Услуги по водоснабжению и водоотведению также входят в перечень коммунальных услуг агентского договора.

По делу также установлено, что 29 ноября 2018 года между ООО «Хартия» (принципал) и АО «Областной Единый Информационно - Расчетный Центр» (агент) был заключен агентский договор , по условиям которого (п.1.2) агент в том числе обязуется совершать следующие действия: формирование единых платежных документов с включением в них строки для оплаты коммунальных услуг, предоставляемых принципалом плательщикам по обращению с твердыми коммунальными отходами; начисление размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, представляемую принципалом, ведение, поддержание актуальности баз данных потребителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами; ведение аналитического учета операций по расчетам за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую принципалом, заключающегося в составлении и хранении первичных и сводных учетных документов, осуществлении расчетных функций при составлении указанных документов; прием от плательщиков платежей за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, представляемую принципалом, в целях исполнения денежных обязательств перед принципалом.

Также отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Пункт 6 указанных Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

Согласно п. 63 выше указанных Правил плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Таким образом, платежный документ, направляемый ФИО1, на основании которого он согласно требованиям ст. ст. 153, 154 ЖК РФ обязан оплачивать потребляемые коммунальные услуги, включая плату за холодную воду, за отведение сточных вод, за обращение с твердыми коммунальными отходами, на основании вышеназванных агентских договоров формирует АО «Областной Единый Информационно - Расчетный Центр», доказательств их недействительности в материалах дела не имеется.

Разрешая заявленные требования, суд, обоснованно исходя из положений ст. 309, п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 422, п. 1 ст. 425, п. 1 ст. 1005 ГК РФ, ч. ч. 3, 5 ст. 30, ч. ч. 1, 2 ст. 153, ч. 4 ст. 154, ч. ч. 1, 2 ст. 155 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 (ред. от 30.06.2018) "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов", на основании представленных письменных материалов дела установил обстоятельства, сделал правильный вывод о том, что АО «Щекинское жилищно - коммунальное хозяйство» надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ФИО1 не оказывает, плату за эту услугу ему не начисляет и с него не взимает, отношения к договору от 26 января 2006 г. № 2363 на отпуск воды и прием сточных вод не имеет.

Иных оснований заявленных требований и доказательств в их обоснование истцом не предъявлено.

С учётом изложенного, доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат, которые правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.

Доказательств обратного, ФИО1 суду апелляционной инстанции в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представил.

Нарушений, являющихся основанием к отмене судебного решения в силу положений ст. 330 ГПК РФ, по делу не установлено.

Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Щёкинского районного суда Тульской области от 07 мая 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий