Судья: Курилов М.К.
Докладчик: Чунькова Т.Ю. Дело № 33-2492
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2013 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Чуньковой Т.Ю.,
судей: Проценко Е.П., Сорокина А.В.,
при секретаре: Аникиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чуньковой Т.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД РФ по Кемеровской области ФИО1, действующей на основании доверенности № 31/274 от 01.01.2013 г., выданной сроком до 31.12.2013 г., на решение Центрального районного суда города Кемерово от 6 декабря 2012 года
по иску С.Н.Г. к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области о перерасчете выслуги лет,
установила:
С.Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ МВД РФ по Кемеровской области о перерасчете выслуги лет.
Свои требования мотивирует тем, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции России по Кемеровской области на основании приказов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Трудовые отношения с УФСНП России по Кемеровской области возникли и складывались в соответствии Законом РФ от 24.06.1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 г. № 4991-1 (далее - Положение), а также рядом внутриведомственных актов ФСНП России.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она уволена со службы в Федеральных органах налоговой полиции на основании Указа Президента РФ от 11.03.2003 г. № 306. Данными приказам ей определена выслуга лет для назначения пенсии, которая на ДД.ММ.ГГГГ составила: 7 лет 2 месяца 2 дня календарных, 2 года 9 месяцев 24 дня льготных, а всего 9 лет 11 месяцев 26 дней.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на службу в ГУВД по Кемеровской области с 01.07.2003 г. на должность <данные изъяты> отдела документальных проверок и ревизий оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии налоговых преступлений.
Однако ГУ МВД России по Кемеровской области не включает в выслугу лет, дающую право на пенсию, период работы по экономическим специальностям и работу в органах налоговой инспекции, в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 24 дня) <данные изъяты> цеха № 11 Ново-Мариинского леспромхоза, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 4 месяца 11 дней) <данные изъяты> в бухгалтерии, <данные изъяты> в плановом отделе Мариинском торге, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 11 дней) <данные изъяты> Торгового дома «Русь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 1 месяц 29 дней) бухгалтером, старшим бухгалтером Производственного торгового товарищества «Мариинскмебель», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 16 дней) <данные изъяты> в отделе налогообложения юридических лиц, <данные изъяты> в отделе налогообложения юридических лиц в Государственной налоговой инспекции по Мариинскому району,
Таким образом, периоды, которые были ранее зачтены в стаж УСНП (за исключением работы <данные изъяты> цеха № 11 в Ново-Мариинского леспромхоза (1 год 6 месяцев 24 дня), <данные изъяты> в бухгалтерии, <данные изъяты> в плановом отделе Мариинском торге (7 лет 04 месяца 11 дней), <данные изъяты> Торгового дома «Русь» (11 месяцев 11 дней), <данные изъяты>, <данные изъяты> Производственного торгового товарищества «Мариинскмебель» (3 года 1 месяц 29 дней), не зачтены в тот же стаж за периоды работы в ГУ МВД России по Кемеровской области.
С данным исчислением выслуги не согласна.
Полагает, что поскольку в силу положений ст.ст. 13, 17 Закона «О федеральных органах налоговой полиции», п. 50 Положения Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ и п. 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. № 718 (в редакции Указа от 25.07.2000 г. №1358) «Вопросы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам» в выслугу лет включаются «гражданские периоды работы», то в выслугу лет в органах налоговой полиции, дающей право на пенсию, должен быть включен период службы в органах налоговой полиции, а также время работы на экономических должностях 14 лет 3 месяца 1 день, с учетом которых, выслуга лет в органах налоговой полиции на 01.07.2003 г. выслуга составляет 20 лет 2 месяца 15 дней.
Истец просит суд признать незаконным отказ включить в специальный стаж для определения выслуги лет периоды работы по экономическим специальностям, предшествующие работе в УФСНП; обязать произвести перерасчет выслуги лет, включив в него периоды работы на экономических должностях, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев и 24 дня) в должности <данные изъяты> цеха № 11 в «Ново-Мариинский леспромхоз», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 4 месяца 11 дней) <данные изъяты> в бухгалтерии, экономистом планового отдела в Мариинском торге, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 11 дней) <данные изъяты> Торгового Дома «Русь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 1 месяц 29 дней) <данные изъяты>, <данные изъяты> в Производственно-торговом товариществе «Мариинскмебель», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 16 дней) государственным налоговым инспектором отдела налогообложения юридических лиц, <данные изъяты> отдела налогообложения юридических лиц в Государственной налоговой инспекции по Мариинскому району, всего – 14 лет 2 месяца 1 день.
В ходе рассмотрения дела С.Н.Г. отказалась от исковых требований в части признания незаконным отказа включить в специальный стаж для определения выслуги лет периодов работы по экономическим специальностям, предшествующие работе в УФСНП. Определением суда от 06.12.2012г. производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании С.Н.Г. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО1, действующая на основании доверенности № 31/274 от 01.01.2013 г., выданной сроком до 31.12.2013 г., требования не признала, представив письменные возражения.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 6 декабря 2012 года постановлено: «Требования С.Н.Г. удовлетворить.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел по Кемеровской области произвести перерасчет выслуги лет С.Н.Г., включив в него следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 06 месяцев и 24 дня) <данные изъяты> цеха № 11 в «Ново-Мариинский леспромхоз», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (07 лет 04 месяца и 11 дней) <данные изъяты> в бухгалтерии, экономистом планового отдела в «Мариинский торг», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 11 дней) <данные изъяты> торгового Дома «Русь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 01 месяц 29 дней) <данные изъяты>, <данные изъяты> в Производственно-торговом товариществе «Мариинскмебель», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 02 месяца 16 дней) <данные изъяты> отдела налогообложения юридических лиц, <данные изъяты> отдела налогообложения юридических лиц в Государственной налоговой инспекции по Мариинскому району».
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД РФ по Кемеровской области ФИО1, действующая на основании доверенности № 31/274 от 01.01.2013 г., выданной сроком до 31.12.2013 г., просит отменить решение суда как незаконное ввиду неправильного определения судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права указывая, что суд, удовлетворяя заявленные требования, необоснованно руководствовался п. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 г. № 4991-1 и п.6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. № 718 «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам», так как данные нормы не применимы в данном случае, поскольку они не регулируют вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии, а регулируют порядок подсчета выслуги лет влияющей на установление размера надбавки за выслугу лет, выплачиваемую сотрудникам, проходящим службу. Указанные С.Н.Г. периоды работы на гражданских должностях включаются в общий трудовой стаж, а не в период службы в органах внутренних дел.
Заявитель указывает, что в соответствии со ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних де, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрен исчерпывающий перечень периодов работы и службы, не подлежащий расширительному толкованию, включаемых в выслугу лет для назначения пенсии, к которому относится, в том числе служба в органах налоговой полиции РФ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Поскольку спорные периоды работы в гражданских должностях в данный перечень не включены, отсутствуют правовые основания для включения в стаж службы в органах внутренних дел.
Кроме того, судом необоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что Постановление Правительства РФ от 20.02.1995 г. №155, а также Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 были изданы в более поздний период, чем Постановление Правительства РФ от 2.05.1993 г. № 4991-1, в связи с чем, при разрешении заявленных требований необходимо руководствоваться нормами, установленными Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941.
В силу ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» и статей 4,5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» для лиц, несущих военную службу и службу в правоохранительных органах, установлены дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет, поскольку служба в органах внутренних дел относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.
Суд не учел, что пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина, в связи с чем, включение в выслугу лет сотрудников органов внутренних дел периодов работы на гражданских предприятиях, приведет к нарушению принципа социальной справедливости, так как тем самым государственная правоохранительная служба (служба в органах внутренних дел) будет приравнена к работе, не связанной с осуществлением публичных и государственных интересов.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст.ст. 13, 17 Закона РФ «О Федеральных органах налоговой полиции» РФ от 24.06.1993 г. № 5238-1 порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.
Выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитываются указанным лицам в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции.
На сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции.
Пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Материалами дела и судом первой инстанции установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГС.Н.Г. работала в Управлении Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Кемеровской области, была уволена из федеральных органов налоговой полиции приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ с выслугой лет для назначения пенсии: 7 лет 2 месяца 2 дня - календарный, льготный - 2 года 9 месяцев 24 дня, всего - 9 лет 11 месяцев 26 дней.
С ДД.ММ.ГГГГС.Н.Г. принята на службу в органы внутренних дел на должность <данные изъяты> отдела документальных проверок и ревизий оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии налоговых преступлений ГУВД Кемеровской области.
С.Н.Г. проходит службу в ГУ МВД России по Кемеровской области по настоящее время.
Согласно представленным в материалы дела документам в выслугу лет для начисления пенсии засчитан период службы в органах налоговой полиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета 1 месяц за 1,5 месяца.
ГУ МВД России по Кемеровской области не включает в выслугу лет, дающую право на пенсию, периоды работы по экономическим специальностям и работу в органах налоговой инспекции: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 6 месяцев 24 дня) <данные изъяты> цеха № 11 в «Ново-Мариинский леспромхоз», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 лет 4 месяца и 11 дней) <данные изъяты> в бухгалтерии, <данные изъяты> планового отдела в «Мариинский торг», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 11 дней) в должности <данные изъяты> торгового Дома «Русь», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 года 1 месяц 29 дней) <данные изъяты>, <данные изъяты> в Производственно-торговом товариществе «Мариинскмебель», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 16 дней) <данные изъяты> отдела налогообложения юридических лиц, <данные изъяты> отдела налогообложения юридических лиц в Государственной налоговой инспекции по Мариинскому району, всего 14 лет 3 месяца 1 день.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком ГУ МВД России по Кемеровской области необоснованно не включены в подсчет выслуги лет периоды работы С.Н.Г. на экономических специальностях, предшествующие работе в Управлении Федеральной налоговой полиции Кемеровской области.
Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что на момент исключения С.Н.Г. из списков личного состава органов налоговой полиции Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 155 на лиц, проходивших службу федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации».
Кроме указанного Порядка исчисления выслуги лет, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 года, и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов, следует вывод, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
Часть 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4991-1 от 20 мая 1993 г. (в редакции Федерального закона от30.06.2002 г.) предусматривает распространение на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а кроме того прямо указывает на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. № 718 (в редакции Указа от 25.07.2000 г. № 1358) установлено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работником налоговых органов, учитываются периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Исходя из положений ч.5 ст. 54 Федерального закона № 86-ФЗ от 30.06.2003 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 г. № 121-ФЗ), выслуга лет для сотрудников налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. № 4991-1, в указанных органах на момент увольнения засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и не подлежит перерасчету.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно при разрешении спора руководствовался вышеуказанными нормами законодательства, а именно п. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 20.05.1993 г. № 4991-1, и п. 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 г. № 718 «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам», так как данные нормы не регулируют вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии, а регулируют порядок подсчета выслуги лет влияющей на установление размера надбавки за выслугу лет, выплачиваемую сотрудникам, проходящим службу, в связи с чем, спорные периоды работы истицы на гражданских должностях включаются в общий стаж, а не в период службы в органах внутренних дел, является необоснованным по изложенным выше основаниям.
Судом установлено, что С.Н.Г. проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> группы документальных проверок, имела специальное звание – <данные изъяты> налоговой полиции. Должности <данные изъяты> и <данные изъяты>, которые С. занимала до службы в налоговой полиции, относятся к финансово-экономическим специальностям, которые в силу указания закона учитываются при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о включении спорных периодов в специальный стаж для расчета выслуги лет.
Ссылка заявителя жалобы на то, что включение в выслугу лет сотрудникам внутренних дел периодов работы на гражданских предприятиях приведет к нарушению принципа социальной справедливости, никак не влияет на существо решения, поскольку суд исходил из требований закона. То обстоятельство, что ранее спорные периоды не были включены в стаж, не может нарушать права истицы на их включение.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции. Судом правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на законе. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Кемерово от 6 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД РФ по Кемеровской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи