ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-24937/21 от 16.08.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Колмакова И.Н. Дело 33-24937/21

Уникальный идентификатор дела

50RS0048-01-2020-007574-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в

составе председательствующего судьи Цуркан Л.С.,

судей Рыбкина М.В., Игнатьева Д.Б.,

при секретаре судебного заседания Болоновой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2021 года апелляционные жалобы Г.В.Ю., Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года и дополнительное решение от 19 мая 2021 года по делу по иску Г.В.Ю. к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании незаконными отказов в предоставлении меры социальной поддержки, об обязании предоставить меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Г.В.Ю. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными отказов в предоставлении меры социальной поддержки, об обязании предоставить меру социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что с <данные изъяты> он является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, которое с осени 2019 года является его фактическим местом проживания.

Свои требования мотивировал тем, что 14.07.2020 года и 08.08.2020 года истец обратился в Одинцовское управление социальной поддержки населения с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь квартиры и стоимости коммунальных услуг, как инвалиду III группы,

Решениями от 20.07.2020 года № 215958 и от 19.08.2020 года № 280815 ему было отказано в предоставлении государственной услуги по основанию отсутствия регистрации по месту жительства в г. Одинцово Московской области.

Не согласившись с данными отказами ответчика, истец просил суд признать отказ ответчика от 20.07.2020 года в назначении ежемесячной денежной компенсации за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты> незаконным, а решение Одинцовского управления социальной защиты населения от 20.07.2020 года № 215958 недействительным; признать отказ ответчика от 19.08.2020 года в назначении ежемесячной денежной компенсации за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, п. Новый городок, д. 34, кв. 47 незаконным, а решение Одинцовского управления социальной защиты населения от <данные изъяты>; возложить на ответчика обязанность по назначению с 01.07.2020 г. и выплате компенсации в размере 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, а именно: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме, платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета; в случае мотивированного признания требований, содержащихся в п. 3, необоснованными, возложить на ответчика обязанность по назначению с 01.08.2020 и выплате компенсации в размере 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, а именно: платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме, платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета; взыскать с ответчика компенсацию в счет возмещения морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Решением Одинцовского городского суда от 09.12.2020 г. исковые требования истца удовлетворены частично.

Суд первой инстанции обязал Министерство социального развития Московской области предоставить Г.В.Ю. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 % стоимости коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> даты вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований Г.В.Ю. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными отказов в предоставлении меры социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда отказал.

Дополнительным решением от 19.05.2021 года в удовлетворении исковых требований Г.В.Ю. к Министерству социального развития Московской области о предоставлении меры социальной поддержки по оплате содержания жилого помещения, по оплате коммунальных услуг и содержания жилого помещения за предыдущий период, то есть с 01.07.2020 года отказал.

Не согласившись с решением суда, Министерство социального развития Московской области, Г.В.Ю. подали апелляционные жалобы на решение, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного, необоснованного.

В судебном заседании апелляционной инстанции истец, представитель ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда отменить.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Г.В.Ю. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.

С 19.06.2020 года Г.В.Ю. является инвалидом III группы, что подтверждено справкой серии МСЭ-2018 № 0250247 от 26.06.2020 года.

Истцу на праве собственности принадлежит 2-х комнатная квартира по адресу <данные изъяты>, <данные изъяты>., <данные изъяты>., в которой он проживает.

Обратившись с иском в суд к Министерству социального развития в лице Одинцовского управления социальной защиты населения, за предоставлением государственной услуги в виде предоставления льготы на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, получил отказ в связи с отсутствием у него регистрации по месту жительства в <данные изъяты>.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные истцом требования, суд, пришел к выводу о том, что Г.В.Ю. является инвалидом третьей группы, имеет право на получение меры социальной поддержки виде предоставления льготы на получение компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов по месту его фактического проживания.

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается, при этом исходит из следующего.

В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Согласно абзацу 2 вводной части Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1), в числе основных понятий закреплены, в том числе: регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Согласно ст. 3 названного выше Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 года № 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка компенсация назначается территориальным структурным подразделениями Министерства социального развития Московской области по месту жительства получателя.

Пунктом 5 указанного Порядка определен перечень документов, которые необходимо предоставить получателю компенсации, при этом указано, что предоставляется документ, подтверждающий место жительства получателя в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 2).

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;

- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован и проживает в квартире по месту пребывания по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, (л.д.34).

Согласно справке об оплате коммунальных услуг от 06.07.2020, выданной МФЦ района Коптево, следует, что Г.В.Ю., зарегистрированный по адресу: <данные изъяты>, на 01.07.2020 не пользуется льготами по оплате коммунальных услуг по указанному адресу.

В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).

Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.

Поскольку истец проживает в принадлежащем ему на праве собственности квартире, зарегистрирован по указанному выше адресу в данном субъекте РФ по месту пребывания, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту жительства в г. Москве не пользуется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право на реализацию указанных мер социальной поддержки истцу должно быть гарантировано по месту его пребывания, т.е. на территории Московской области.

То обстоятельство, что Г.В.Ю. не имеет постоянной регистрации по месту жительства в Одинцовском районе Московской области, не может служить основанием для ограничения прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.

Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части предоставления Г.В.Ю. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации в размере 50 % стоимости коммунальных услуг с даты вступления решения в законную силу.

Согласно Постановлению Правительства Московской области от 19.12.2017 N 1082/46 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области.

В соответствии с п. 19 указанного Порядка компенсация назначается получателю с первого числа месяца, в котором поступило заявление со всеми необходимыми документами.

Как усматривается из материалов дела, истец впервые обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 14.07.2020 года. Решением от 20.07.2020 года № 215958 Г.В.Ю. было отказано в предоставлении государственной услуги.

При таких обстоятельствах, вывод суда о назначении меры социальной поддержки с момента вступления решения суда в законную силу является ошибочным, на Министерство социальной защиты населения Московской области должна быть возложена обязанность предоставить Г.В.Ю. меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с момента первого числа месяца, когда истец обратился с таким заявлением.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Моральный вред возмещается при наличии вины причинителя вреда. Независимо от вины в силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, в иных случаях, предусмотренных законом.

Оснований для взыскания компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает, поскольку доказательств, подтверждающих причинение такого вреда, истцом не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Химкинского городского суда Московской области от 9 декабря 2020 года изменить.

Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Г.В.Ю. меры социальной поддержки в соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 1 июля 2020 года.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда оставить без изменения.

Дополнительное решение Химкинского городского суда Московской области от 19 мая 2021 года отменить.

Апелляционную жалобу Г.В.Ю. удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <данные изъяты>