ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2494 от 16.07.2014 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 Судья Рабдаева Н.Г.

 Дело № 33-2494                                  дело поступило 18 мая 2014 г.

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Пащенко Н.В. и судей коллегии Нимаевой О.З., Перовой С.М., при секретаре Бадмажаповой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 16 июля 2014 г. делопо апелляционным жалобам Министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Трифонова Ф.М., представителя Администрации МО «город Северобайкальск» Лебедевой И.А. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 апреля 2014 года, которым постановлено:

 Признать действия (бездействия) государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не вынесению решения об использовании субсидий на предоставление социальной выплаты незаконными.

 Обязать государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты собственнику Дроздовой Ж.А. по Подпрограмме, как собственнику ветхого и аварийного жилья.

 Признать письмо (решение) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 20.11.2013г. №... об отказе в получении социальной выплаты незаконным.

 Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» предоставить социальную выплату по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы собственнику жилого помещения Дроздовой Ж.А. при наличии средств в местном бюджете, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы.

 В остальной части иска отказать.

 Заслушав доклад судьи Пащенко, выслушав представителя истицы Орлова В.В., ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Дроздова обратилась в суд с иском к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» о признании незаконным бездействия Министерства при решении вопроса о принятии решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплате по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 г.г., признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, понуждении вынести решение о разрешении использования субсидии на представление социальной выплаты, предоставить социальную выплату.

 Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора приватизации от 24.01.2013г., истица является собственницей жилого помещения, расположенного по адресу : <...>. В связи с тем, что дом 8 <...> является ветхим, истица обратилась в администрацию МО «г. Северобайкальск» с заявлением о получении социальной выплаты для собственников ветхого и аварийного жилья, предусмотренной Подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы», представив все необходимые документы.

 Письмом Администрации МО «г. Северобайкальск» от 22.11.2013г. Дроздовой отказано в предоставлении социальной выплаты, со ссылкой на письмо Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия от 20.11.2013г. и на то обстоятельство, что приватизация квартиры Дроздовой была произведена с нарушением федерального законодательства, поскольку на момент приватизации жилье истицы уже было признано ветхим и аварийным.

 Обращаясь в суд, Дроздова полагает указанный отказ и действия Министерства незаконными, считает, что она имеет право на получение субсидии, предусмотренной вышеуказанной Подпрограммой, поскольку ее право собственности зарегистрировано в установленном порядке, в Подрограмме переселения из ветхого жилья не говорится о том, что социальная выплата не предоставляется гражданам, приватизировавшим ветхое жилье, договор приватизации не был признан незаконным, учетное дело Дроздовой, направленное в Министерство для решения вопроса о разрешении использования субсидии, соответствовало установленным требованиям, все необходимые документы были представлены.

 В судебном заседании Дроздова исковые требования поддержала, пояснила, что жилое помещение, в котором она проживает, единственное, она исправно платит коммунальные услуги.

 Представитель истицы Орлов также поддержал исковые требования.

 Представитель ответчика Администрации МО «г. Северобайкальск» Лебедева с иском частично согласилась, пояснила, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий (бездействий) Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по не вынесению решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, в части признании незаконным отказа Министерства в предоставлении социальной выплаты, в части возложения обязанности на данного ответчика вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты, так как Дроздова имела право на получение выплаты, ее учетное дело было сформировано Администрацией в соответствии с установленным порядком и направлено в Министерство. При этом, согласно пояснений Лебедевой, Администрация, не имея разрешения Министерства на использование субсидии, не имеет возможности предоставить социальную выплату обратившимся гражданам.

 Лебедева просила отказать истице в части иска о признании решения Администрации МО «город Северобайкальск» об отказе в предоставлении социальной выплаты от 02.12.2013 г. №... незаконным и о возложении обязанности на Администрацию МО«город Северобайкальск» предоставить социальную выплату по подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия", так как отказа Администрации не было, Администрация принимала решение о предоставлении социальной выплаты Дроздовой, письмо Администрации носит для заявителя уведомительный характер, данным письмом Администрация уведомляла граждан о письме Минстроя, в заголовке неправильно указано, что это Решение, это просто уведомление.

 Представитель Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ просил рассмотреть дело без их участия. Согласно представленного отзыва с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.

 Суд постановил указанное решение.

 В апелляционной жалобе Лебедева просит решение отменить в части отказа в возложении на Министерство обязанности предоставить истице субсидию в случае отсутствия в местном бюджете средств на реализацию этих мероприятий и это требование Дроздовой удовлетворить, а также отменить решение в части возложения на Администрацию МО обязанности выплатить истице субсидию, мотивируя теми же доводами, что и в суде, и указывая, что в случае принятия Министерством решения об использовании субсидии на предоставление социальной выплаты истице и предоставления средств на выплату субсидии, Администрацией указанная субсидия была бы выплачена, Администрация зависит от действий Министерства, денежные средства, согласно соглашения о предоставлении субсидии, предоставляются Администрации Министерством. Как указывается в жалобе, невозможно предоставить социальную выплату, без наличия субсидий в местном бюджете, данные субсидии предоставляются из средств федерального и республиканского бюджетов в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период. Автор жалобы полагает, что независимо от того, действует ли указанная Подпрограмма переселения из ветхого жилья, или нет, иск в отношении Министерства может быть удовлетворен.

 В апелляционной жалобе Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия просит отменить решение суда, мотивируя тем, что судом не были учтены доводы о незаконности приватизации истицей ранее признанного аварийным и подлежащим сносу жилого помещения, Администрацией МО «г. Северобайкальск» приватизация жилого помещения Дроздовой осуществлена в нарушение ст. 4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

 Также автор жалобы ссылается на то, что в соответствии с п. 1.334. постановления Правительства Республики Бурятия от 21.01.2014 № 15 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Бурятия и о внесении изменений в отдельные постановления Правительства Республики Бурятия», постановление Правительства Республики Бурятия от 25.04.2011 № 185 «О Республиканской целевой программе «Жилище» Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы» на основании которого Дроздова претендовала на получение субсидии, с 1.01.2014г. утратило силу, Дроздова не может быть наделена правом на получение субсидии в соответствии с не действующим нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия.

 В суде апелляционной инстанции представитель истицы Орлов с доводами жалоб не согласился.

 Выслушав Орлова, проверив материалы дела в пределах доводов жалоб и обсудив их, коллегия полагает, что решение суда подлежит частичной отмене.

 Как следует из материалов дела, на момент обращения Дроздовой 24.10.2013 г. с заявлением к Администрации МО «г. Северобайкальск» и принятием 07.11.2013 г. Администрацией МО «Северобайкальский район» решения о предоставлении субсидии действовал порядок предоставления социальной выплаты, установленный Разделом II Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424, а также Подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы.

 Согласно указанных нормативных актов, для реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного в зоне БАМа на территории Республики Бурятия, из республиканского бюджета местным бюджетам предоставлялись межбюджетные субсидии, предназначенные для производства социальных выплат.

 Установленный порядок предоставления социальных выплат предусматривал их предоставление на основании решений Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об использовании межбюджетных субсидий.

 При этом указанное Министерство формировало единый сводный список собственников жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, расположенных в зоне БАМа на предоставление социальной выплаты, на основании официальных списков, предоставленных муниципальными образованиями зоны БАМа.

 Основанием для включения граждан в указанные списки муниципальных образований являлись заключения о признании жилых помещений непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу и решения жилищной комиссии о предоставлении конкретным гражданам социальной выплаты. Право на получение социальной выплаты удостоверялось свидетельством установленной формы на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

 Коллегия полагает, что решение в части признания незаконными действий Министерства в части непринятия решения об использовании или об отказе в разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты Дроздовой по подпрограмме «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 г.г. и в части признания незаконным письма Министерства от 20.11.2013г. о возвращении учетного дела Дроздовой является обоснованным.

 Ссылки Министерства на незаконность приватизации Дроздовой жилого помещения обоснованно не были приняты во внимание судом и не могут быть приняты во внимание апелляционной инстанцией, поскольку, согласно существовавшего порядка предоставления социальной выплаты, и рассмотрения учетных дел граждан, закрепленного в Подпрограмме "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы, Министерство, получив учетное дело гражданина, включенного в списки получателей субсидии, сформированные Администрацией МО «г.Северобайкальск», не вправе было возвращать учетные дела, в том числе дело Дроздовой без принятия какого-либо решения.

 Довод ответчика о незаконности приватизации Дроздовой квартиры, не свидетельствует о правомерности действий Министерства по не разрешению вопроса Дроздовой, поскольку в отсутствие судебного решения о признании договора приватизации недействительным, Министерство не вправе было делать подобное суждение и отказывать на этом основании в разрешении вопроса об использовании жилищной субсидии. В связи с этим доводы жалобы Министерства в указанной части не могут быть приняты во внимание.

 В то же время коллегия полагает, что решение подлежит отмене в части удовлетворения иска Дроздовой о возложении на Министерство обязанности принять решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты истице согласно Подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 г.г., а также о возложении на Администрацию МО «город Северобайкальск» обязанности предоставить социальную выплату Дроздовой по указанной Подпрограмме, поскольку с 01.01.2014г. она прекратила свое действие.     

 Доводы жалобы Лебедевой о том, что неправомерные действия Министерства по не принятию решения о разрешении использования субсидии в отношении Дроздовой имели место в 2013г., когда Подпрограмма действовала, не свидетельствуют о законности решения суда о возложении на ответчиков обязанности совершить действия, согласно не действующего нормативного акта. Доводы апелляционной жалобы Лебедевой о том, что субсидии выделялись за счет средств федерального и республиканского бюджета и при отсутствии этих средств, в отсутствие решения Министерства выплата Дроздовой субсидии невозможна, как раз и свидетельствуют о невозможности осуществления ответчиками действий, согласно не действующей программы.

 В связи с этим решение в указанной части подлежит отмене.

 Принимая решение в данной части и учитывая прекращение действия Подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015 г.г., коллегия полагает, что в иске Дроздовой о возложении на Министерство и орган местного самоуправления обязанности совершить действия в соответствии с указанной Подпрограммой о принятии необходимых решений для выплаты субсидии и о выплате субсидии истице должно быть отказано.

 Доводы жалобы Лебедевой о незаконности решения суда в части отказа в удовлетворении требования истицы о возложении на Министерство обязанности предоставить субсидию также не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям, поскольку возложение на Министерство указанной обязанности противоречило бы порядку, установленному Подпрограммой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» Республиканской целевой программы «Жилище» Республики Бурятия на 2011-2015г.г. и Республиканской Государственной программе Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424.

 В связи с изложенным, указанное требование Дроздовой не основано на законе, а поэтому обоснованно не было удовлетворено судом.

 Данное решение не является препятствием для обращения Дроздовой     в суд с иными требованиями с целью восстановления нарушенного права.

 Руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 28 апреля 2014 года отменить в части возложения обязанности на государственного заказчика - главного распорядителя бюджетных средств Подпрограммы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия" Республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы в лице Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия вынести решение о разрешении использования субсидии на предоставление социальной выплаты собственнику Дроздовой Ж.А. по Подпрограмме, как собственнику ветхого и аварийного жилья, а также в части возложения на Администрацию МО «город Северобайкальск» обязанности предоставить социальную выплату Дроздовой по указанной Подпрограмме.

 Принять в данной части новое решение по делу : в иске Дроздовой Ж.А. к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о возложении обязанности принять решение о разрешении использования субсидии на предоставление Дроздовой Ж.А. социальной выплаты, предусмотренной Подпрограммой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия", а также о возложении на Администрацию МО «город Северобайкальск» обязанности предоставить указанную социальную выплату Дроздовой отказать.

 Председательствующий:

 Судьи коллегии: