ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу №...
08 декабря 2016 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Жерненко Е.В.
ФИО3
при секретаре Медведевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ПАО «Аэрофлот» на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 июня 2016 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО1 к Публичному акционерному обществу «Аэрофлот» о защите прав потребителя - - удовлетворить частично.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Аэрофлот» в пользу ФИО2:
штраф за просрочку доставки багажа в размере ... рублей, убытки в размере ... рублей, компенсацию морального вреда в размере ... рублей, возмещение расходов по оплате услуг представителя в размере ... рублей,
- в остальной части требований отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества «Аэрофлот» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ....
Заслушав доклад судьи Жерненко Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО4 обратился в суд с иском к ПАО «Аэрофлот» о защите прав потребителя. В обоснование иска истец указал, что он приобрел электронный билет ... на ... по маршруту Уфа - Москва (аэропорт Шереметьево) и электронный билет ... по маршруту Москва - Иркутск на ... г. Стоимость авиабилетов была оплачена в полном объеме. Истец сдал перевозчику в багаж чемодан темно - коричневого цвета, что подтверждается багажной биркой .... Однако, перевозчиком обязательства исполнены не были - багаж в пункт назначения - аэропорт г. Иркутск не доставлен. В подтверждение неисполнения обязательств, авиаперевозчиком ему была выдана справка о неприбытии багажа и составлен коммерческий акт б/н от дата. Данный багаж истцом был получен лишь дата. Просрочка доставки багажа составила 22 часа. Истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу штраф за просрочку доставки багажа в размере ... рублей, убытки, понесенные, в связи с просрочкой доставки багажа в размере ... рублей. Данные убытки связанны им с необходимостью приобретения делового костюма стоимостью ... рублей, обуви стоимостью ... рублей, туалетной водой стоимостью ... рублей, средств личной гигиены общей стоимостью ... рублей, поскольку являясь директором ООО ИПП «Новые Технологии» он направлялся на переговоры с генеральным директором ООО «Таас-Юрях Нефтегаздобыча». Также истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... рублей, расходы на услуги представителя в размере ... рублей.
Судом вынесено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик ПАО «Аэрофлот» просит решение суда отменить, считает его незаконным и необоснованным, указал, что свои обязательства по оплате штрафа в связи с задержкой багажа ответчиком были исполнены в полном объеме и в добровольном порядке. Кроме того, истцом не представлено доказательств о необходимости приобретения обуви именно за ... рублей, а напротив представлены квитанции о приобретении дорогостоящих вещей, необходимость в которых отсутствовала, в связи с чем, оснований для удовлетворении требований истца у суда не имелось.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ПАО «Аэрофлот» ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с положениями ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
В силу части 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст. 116 Воздушного кодекса перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ВК РФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки - пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта.
Согласно требованиям ст. 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Пунктом 146 Приказа Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82 Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" перевозчик обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.
Из материалов дела следует, что ФИО4 был приобретен электронный билет ... на рейс ... по маршруту Уфа – Москва (аэропорт Шереметьево) и электронный билет ... по маршруту Москва - Иркутск на дата.
Стоимость авиабилетов была оплачена истцом в полном объеме.
Истец ФИО4 сдал перевозчику в багаж чемодан темно – коричневого цвета, что подтверждается багажной биркой ...
Согласно справке о неприбытии багажа от ... и коммерческого акта б/н от дата багаж в пункт назначения - Аэропорт г.Иркутск, обусловленный договором перевозки - не прибыл, и был получен истцом только ... в 06.30 часов, что подтверждается коммерческим актом б/н от дата. Просрочка доставки багажа составила 22 часа, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца штраф за просрочку доставки багажа в размере ... рублей, исходя из расчета 25% * 100 * 22 часа.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что штраф за просрочку доставки багажа ими был выплачен истцу в добровольном порядке ничем не подтвержден, в связи с чем, не может быть принят во внимание.
Также судебная коллегия соглашается с решением суда в части взыскания с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО4 расходов на покупку средств личной гигиены в размере ... рублей, компенсации морального вреда в размере ... рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части взыскания с ПАО «Аэрофлот» в пользу истца расходов на приобретение обуви в размере ... рублей на основании следующего
Истцом представлен товарный чек дата о покупки туфлей за ... в салоне итальянской обуви.
Однако, доказательств нуждаемости приобретения дорогостоящей обуви истцом не представлено. Кроме того, приобретение истцом данной обуви за ... рублей является волей истца, а не вынужденной мерой в связи с задержкой доставки багажа.
Таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов на приобретение обуви за ... рублей у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение суда в части взыскания ПАО «Аэрофлот» в пользу истца расходов на приобретение обуви в размере ... рублей подлежит отмене с вынесением данной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
В связи с отменой решения суда в части взыскания расходов на приобретение обуви, решение суда также подлежит отмене в части взыскания с ПАО «Аэрофлот» государственной пошлины в доход местного бюджета в размере ....
На основании ст. 103 ГПК РФ с ПАО «Аэрофлот» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере ... рублей.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 июня 2016 года отменить в части взыскания с ПАО «Аэрофлот» в пользу ФИО4 расходов на приобретение обуви в размере ... рублей, а также в части взыскания с ПАО «Аэрофлот» государственной пошлины в доход местного бюджета.
В отмененной части принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ПАО «Аэрофлот» в пользу истца расходов на приобретение обуви - отказать.
Взыскать с ПАО «Аэрофлот» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере ... рублей
В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 06 июня 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий: Железнов О.Ф.
Судьи: Жерненко Е.В.
ФИО3
Справка: судья Шарифуллина Р.Х.