ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2498/2015 от 17.07.2015 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Хольшев А.Н.

№ 33-2498/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2015 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Глушенко Н.О.,

судей Стыцюн С.А., Касянчук Е.С.

при секретаре Тихоновой К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 24 апреля 2015 г. по иску ФИО1 к Совету Олонецкого национального муниципального района об обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Касянчук Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что (...) был избран (...) Олонецкого района на постоянной платной основе, в связи с выходом на пенсию (...) решением комиссии по вопросам муниципальной службы Олонецкого района в соответствии со ст. 13 Закона Республики Карелия от (...)(...) "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" ему была установлена доплата к трудовой пенсии. Поскольку Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК утратил силу в связи с принятием Закона Республики Карелия № 1128-ЗРК от 25.10.2007 "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Республики Карелия", ссылаясь на положения его статьи 4, истец просил обязать Совет Олонецкого национального муниципального района установить ему с (...) года ежемесячную доплату в размере (...)% от месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Олонецкого национального муниципального района.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С таким судебным постановлением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает на то, что вступлением в силу Закона Республики Карелия № 1128-ЗРК от 25.10.2007 "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Республики Карелия" Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" признан утратившим силу. Вместе с тем данный закон не содержит норм по отмене ранее установленных доплат к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы. Отказ ответчика произвести соответствующее назначение надбавок к пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим муниципальные должности и вышедшим на пенсию по старости (инвалидности) в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК, создает предпосылки для нарушения прав этой категории граждан. Как следствие, уровень социальной защищенности истца, замещавшего муниципальную должность Олонецкого национального муниципального района и вышедшего на пенсию по старости в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК, снижается. Также истец обращает внимание на то, что при выполнении анализа доказательств по делу, судом во внимание был принят Устав местного самоуправления Олонецкого района в редакции 2014 года, тогда как истец был избран (...) Олонецкого района в (...) году.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик и третье лицо просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержал.

Представитель ответчика и третьего лица ФИО2, предъявившая доверенности, по доводам жалобы возражала, просила об ее отклонении.

Заслушав пояснения участников процесса, проверив материалы дела в пределах, установленных ч.ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что ФИО1 (...) был избран (...) Олонецкого района на постоянной платной основе. С (...) года истец находится на пенсии по старости.

Согласно ст. 13 Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" выборным должностным лицам устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, по инвалидности, получаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". При этом, ежемесячная доплата к трудовой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: при замещении выборной муниципальной должности от одного до трех лет - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов их месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Решением комиссии по вопросам муниципальной службы от (...) ФИО3 с (...) была установлена доплата к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы на выборной должности в Олонецком районе на основании ст. 13 Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК.

12.11.2007 был принят Закон Республики Карелия № 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия", в связи с чем Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК утратил силу.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК для целей настоящего закона к лицам, замещающим муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия, отнесено в том числе выборное должностное лицо местного самоуправления.

Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), в установленном уставом муниципального образования порядке могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Размер ежемесячной доплаты не может превышать при замещении муниципальной должности на постоянной основе от двух до трех лет включительно - 55 процентов, свыше трех лет - 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Ежемесячная доплата не назначается и не выплачивается в период замещения должности муниципальной службы, муниципальной должности на постоянной основе, государственной должности, должности государственной гражданской службы, а также в период сохранения заработной платы в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Республики Карелия в Постановлении от 07.10.2010 по делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия положений абзаца 1 статьи 4 Закона Республики Карелия от 12.11.2007 № 1128-ЗРК "О некоторых гарантиях обеспечения деятельности лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия" в связи с обращением гражданина ФИО1, порядок установления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предписанный абзацем 1 статьи 4 рассматриваемого Закона, в равной мере распространяется только на тех лиц, которые замещали муниципальные должности и вышли на трудовую пенсию по старости (инвалидности) после вступления его в силу.

По методу правового регулирования эта норма является диспозитивной и предписывает муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах законных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению.

При этом утрата силы Законом Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия" не может служить основанием для отмены права на доплату к пенсии для той категории выборных должностных лиц местного самоуправления, которым оно было предоставлено в период действия Закона Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК.

ФИО1 производится соответствующая доплата к трудовой пенсии, установленная в размере, определяемом Законом Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК.

Уставом Олонецкого национального муниципального района доплата к пенсии выборным должностным лицам не предусмотрена.

С учетом установленных обстоятельств, приведенных норм закона, а также приняв во внимание положения ст. ст. 24, 34 Устава, из которых следует, что Совет Олонецкого национального муниципального района является представительным органом, ввиду чего обязанность по установлению истцу ежемесячной доплаты к пенсии его компетенцией не является, суд обоснованно пришел к выводу об отказе ФИО1 в иске.

Положения ст. 42 Устава, на которую ссылается истец, распространяются лишь на муниципальных служащих, деятельность которых регулируется законодательством о муниципальной службе.

При этом, поскольку в силу п. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" лица, замещающие выборные муниципальные должности, не являются муниципальными служащими, на истца, как выборное должностное лицо, действие Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия" распространено быть не может.

При наличии стажа муниципальной службы истец не лишен права обращения в адрес администрации местного самоуправления с заявлением о назначении ему доплаты к пенсии как муниципальному служащему, при этом до настоящего времени такое обращение им не предпринималось, оценка его права на получение такой доплаты в связи со стажем муниципальной службы не производилась и предметом настоящего судебного разбирательства не является.

Поскольку все обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, доказательствам по делу дана надлежащая правовая оценка, а доводы апелляционной жалобы истца фактически сводятся к иному толкованию законодательства и переоценке доказательств, оснований для чего не имеется, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, отмене по доводам жалобы не подлежащим.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 24 апреля 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи