89RS0004-01-2020-004441-20
Ап.дело № 33-249/2021
Судья Долматова Н.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 февраля 2021 года г.Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Долматова М.В.,
судей коллегии Нех Т.М., Кайгородовой И.В.,
при ведении протокола помощником судьи Харламповой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года, которым постановлено:
Иск прокурора города Новый Уренгой удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 12» обязанность обеспечить условия доступности образовательных услуг в здании: «Средняя школа № 12», расположенном по адресу: г.Новый Уренгой, мкр. Советский, дом 10/2, а именно:
- обеспечить по наружному периметру дверных проемов входной группы школы и помещений первого этажа, в которых предоставляются образовательные услуги инвалидам, помещении санузла для инвалидов наличие желтой контрастной ленты в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 и п. 10.2.11 СП 136.13330.2012;
- обеспечить при входе в здание школы и кабинеты предоставления услуг инвалидам, помещении санузла для инвалидов наличие световых маяков в соответствии с п. 10.2.9. СП 136.13330.2012;
- обеспечить при входе в здание школы наличие информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, а также наличие при входе во внутренние помещения, в которых оказываются услуги инвалидам, помещение санузла для инвалидов тактильных табличек с указанием номера и назначения помещения в соответствии с п. 6.5.9 СНиП 35-01 - 2001;
- обеспечить наличие в помещении санузла для инвалидов системы вызова помощи в соответствии с п. 6.5.8 СП 59.13330.2016;
- обеспечить в помещении санузла для инвалидов наличие раковины и зеркала, соответствующих требованиям СП 136.13330.2012;
- обеспечить доступность инвалидам-колясочникам самостоятельного передвижения входной группы в МБОУ «СШ № 12».
Возложить на Муниципальное образование город Новый Уренгой в лице Администрации города Новый Уренгой обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя школа № 12» нарушений условий доступности образовательных услуг для инвалидов.
Установить срок выполнения указанных мероприятий до 01 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Нех Т.М., пояснения прокурораПисаревой О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению,судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор г.Новый Уренгой обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 12» г.Новый Уренгой о возложении обязанности по обеспечению информационными знаками в срок до 31 декабря 2020 года.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Новый Уренгой в феврале 2020 года проведена проверка исполнения МБОУ «Средняя школа № 12» законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения: по наружному периметру дверных проемов входной группы школы и помещений первого этажа, в которых предоставляются образовательные услуги инвалидам, помещении санузла для инвалидов отсутствует желтая контрастная лента, а на самих дверях отсутствуют желтые контрастные круги в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 и п. 10.2.11 СП 136.13330.2012; при входе в здание школы и кабинеты предоставления услуг инвалидам, помещении санузла для инвалидов отсутствуют световые маяки в соответствии с п. 10.2.9. СП 136.13330.2012; при входе в здание школы отсутствует информирующая тактильная табличка для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, а также при входе во внутренние помещения, в которых оказываются услуги инвалидам, помещение санузла для инвалидов отсутствуют тактильные таблички с указанием номера и назначения помещения в соответствии с п. 6.5.9 СНиП 35-01-2001; в помещении санузла для инвалидов отсутствует система вызова помощи в соответствии с п. 6.5.8 СП 59.13330.2016; в помещении санузла для инвалидов отсутствует раковина и зеркало, соответствующих требованиям СП 136.13330.2012; не обеспечена доступность инвалидам-колясочникам входной группы в МБОУ «Средняя школа № 12».
Определением судьи к участию в деле привлечены: в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципальное казённое учреждение «Управление муниципального хозяйства», в качестве соответчика - Администрация города Новый Уренгой.
После изменения предмета иска, прокурор г.Новый Уренгой просил возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 12» обязанность обеспечить в срок не позднее 31 декабря 2020 года по наружному периметру дверных проемов входной группы школы и помещений первого этажа, в которых предоставляются образовательные услуги инвалидам, помещении санузла для инвалидов наличие желтой контрастной ленты, а на самих дверях - наличие желтых контрастных кругов в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 и п. 10.2.11 СП 136.13330.2012; обеспечить при входе в здание школы и кабинеты предоставления услуг инвалидам, помещении санузла для инвалидов наличие световых маяков в соответствии с п. 10.2.9. СП 136.13330.2012; обеспечить при входе в здание школы наличие информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, а также наличие при входе во внутренние помещения, в которых оказываются услуги инвалидам, помещение санузла для инвалидов тактильных табличек с указанием номера и назначения помещения в соответствии с п. 6,5.9 СНиП 35-01-2001; обеспечить наличие в помещении санузла для инвалидов системы вызова помощи в соответствии с п. 6.5.8 СП 59.13330.2016; обеспечить в помещении санузла для инвалидов наличие раковины и зеркала, соответствующих требованиям СП 136.13330.2012; обеспечить доступность инвалидам-колясочникам входной группы в МБОУ «Средняя школа № 12». Возложить на Муниципальное образование г.Новый Уренгой в лице Администрации г.Новый Уренгой обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя школа № 12» нарушений условий доступности для инвалидов.
После уточнения исковых требований прокурор просил обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить условия доступности образовательных услуг в здании «Средняя школа № 12», расположенном по адресу: г.Новый Уренгой, мкр. Советский, дом 10/2, а именно:
возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 12» обязанности:
- обеспечить по наружному периметру дверных проемов входной группы школы и помещения первого этажа, в которых предоставляются образовательные услуги инвалидам, помещений санузла для инвалидов наличие желтой контрастной ленты в соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 и п. 10.2.11 СП 136.13330.2012;
- обеспечить при входе в здание школы и кабинеты предоставления услуг инвалидам, помещении санузла для инвалидов наличие световых маяков в соответствии с п. 10.2.9. СП 136.13330.2012;
- обеспечить при входе в здание школы наличие информирующей тактильной таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, а также наличие при входе во внутренние помещения, в которых оказываются услуги инвалидам, помещение санузла для инвалидов тактильных табличек с указанием номера и назначения помещения в соответствии с п. 6.5.9 СНиП 35-01 - 2001;
- обеспечить наличие в помещении санузла для инвалидов системы вызова помощи в соответствии с п. 6.5.8 СП 59.13330.2016;
- обеспечить в помещении санузла для инвалидов наличие раковины и зеркала, соответствующих требованиям СП 136.13330.2012;
- обеспечить доступность инвалидам-колясочникам самостоятельного передвижения входной группы в МБОУ «СШ № 12»;
возложить на Муниципальное образование г.Новый Уренгой в лице Администрации г.Новый Уренгой обязанность по финансированию мероприятий, направленных на устранение Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя школа № 12» нарушений условий доступности образовательных услуг для инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора г.Новый Уренгой ФИО1 настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований.
Представитель ответчика Администрации г.Новый Уренгой в судебное заседание не явился, о месте и времени разбирательства дела извещёны, в письменном возражении на иск ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, также указав о несогласии с исковыми требованиями. В случае удовлетворения требований прокурора просили установить срок исполнения решения суда два года с момента его вынесения.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа № 12» - директор школы ФИО2, действующая на основании приказа Департамента образования Администрации г.Новый Уренгой, заявленные прокурором требования признала, изложенные в исковом заявлении обстоятельства подтвердила. Просила установить срок устранения нарушений до 01 сентября 2023 года.
Представитель третьего лица Департамента образования Администрации г.Новый Уренгой ФИО3, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования прокурора города Новый Уренгой подлежащими удовлетворению. Указал, что все нарушения будут устранены в ходе капитального ремонта здания школы по мере выделения денежных средств.
Представитель третьего лица - Муниципального казённого учреждения «Управление муниципального хозяйства» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, просили о слушании дела в их отсутствие и о предоставлении отсрочки по исполнению требований прокурора до 01 сентября 2021 года.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Новый Уренгой просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование доводов жалобы ссылается на «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в соответствии с которым разработаны и утверждены планы действий организаций по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг («дорожная карта») на период до 2030 года. Целью «дорожной карты» является поэтапное повышение уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей. В целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг образовательные учреждения должны провести обследование, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалида объекта и услуг. Таким образом, учреждения в 2020 году продолжают реализацию ранее утвержденных «дорожных карт», обеспечивая доступность своих услуг для инвалидов.
В силу положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 01 июля 2016 года закреплены условия обеспечения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов и средств. При невозможности полностью приспособить объекты градостроительства с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Работы по обеспечению маломобильных групп населения объекта МБОУ «Средняя школа № 12» были выполнены в 2014 году на основании проектной документации, разработанной в 2012 году согласно действующей в то время нормативной базы. При этом образовательным учреждением были предприняты все необходимые меры для устранения нарушений, а в целях устранения нарушений, требующих дополнительных финансовых расходов, предприняты меры по включению соответствующих мероприятий в план реновации образовательной организации. Было проведено обследование здания школы, в настоящее время разрабатывается проект по капитальному ремонту (реновации) школы, в котором будут учтены все мероприятия по обеспечению доступности объекта для маломобильных групп населения. Проведение капитального ремонта запланировано на 2021-2015 г.г.
Ссылаясь на бюджетное законодательство, на правила и порядок финансирования расходов, в том числе, по исполнению судебного решения, полагает, что расходные обязательства по приведению объекта в соответствие с действующим сводом правил следует считать среднесрочными, срок исполнения которых составляет от одного до пяти лет включительно, поскольку выполнение данных обязательств сопряжено со значительными денежными и временными затратами и этому предшествует проведение соответствующих мероприятий по изысканию денежных средств, утверждению смет и определению исполнителя работ, по заключению контракта. В связи с чем, полагая установленный судебным решением срок недостаточным, просит установить его в пять лет.
В возражениях прокурор г.Новый Уренгой полагает решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание явился прокурор Писарева О.В., иные участвующие по делу лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё по правилам ст. 327.1 ГПК РФ в пределах изложенных в ней доводов, заслушав доводы прокурора Писаревой О.В, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ организации независимо от их организационно-правовых обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В пункте 6 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что организациями должны быть обеспечены условия по дублированию необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля.
Требования стандарта к средствам отображения информации знаковых для инвалидов установлены ГОСТ Р 52131-2003, принятым постановлением Госстандарта России от 04.11.2003 № 309-ст,
Согласно п. 4.1 ГОСТ Р 52131-2003 с помощью знаковых средств отображения информации инвалидам должна быть предоставлена необходимая и достаточная визуальная информация, способствующая уверенной ориентации, безопасности и эффективной жизнедеятельности при нахождении в инфраструктуре городов, микрорайонов, поселков и других населенных пунктов, в том числе на дорогах, улицах, в зданиях, общественном пассажирском транспорте, и при пользовании приборами, оборудованием, элементами объектов среды жизнедеятельности.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр.
В соответствии с п. 6.5.9 СНиП 35-01-2001 информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м:
- перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов);
- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.
Согласно п. 10.2.9. СП 136.13330.2012 «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности маломобильных групп населения» рекомендуется световые маяки предупреждающей сигнализации выполнять в виде сигнальных светильников с цветными фильтрами, излучающими импульсы света небольшой яркости.
Рекомендуется размещать световые маяки по оси полосы движения в помещениях на высоте не менее 2,0 м или сбоку от пути на стенах на высоте от 1,5 до 2,1 м, или на расстоянии 0,15 м от потолка любой высоты.
Вводная часть СП 136.13330.2012 содержит указание на применение данного свода правил совместно с СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
В соответствии с п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 и п. 10.2.11 СП 136.13330.2012 по наружному периметру дверного проема должна быть нанесена желтая контрастная лента, а на самой двери желтые контрастные круги.
Согласно п. 6.5.8 СП 59.13330.2016 замкнутые пространства зданий, где инвалид может остаться один, должны быть оборудованы системой двусторонней связи для оказания ему помощи.
Как установлено судом и следует из материалов дела, находящееся в муниципальной собственности здание, назначение нежилое, общей площадью 6 620,8 кв.м., инв. № 1 507, адрес (местонахождение) объекта: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 10, корп. 2 передано в оперативное управление муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 12» на основании договора о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления от 20 сентября 2010 года № 51, заключённого между Департаментом недвижимости муниципального образования город Новый Уренгой и МОУ СШ № 12.
Согласно разделу 2 устава МКУ «УМХ» обеспечивает контроль по выполнению работ по текущему ремонту и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности социально-культурного назначения, жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, благоустройства.
Судом установлено, что в нарушение положений п. 5.1.12 СП 59.13330.2016 и п. 10.2.11 СП 136.13330.2012 в здании средней школы № 12 г. Новый Уренгой по наружному периметру дверных проемов входной группы и помещений первого этажа, в которых предоставляются образовательные услуги, помещении санузла для инвалидов отсутствует желтая контрастная лента.
В нарушение п. 10.2.9. СП 136.13330.2012 при входе в здание школы и кабинеты предоставления услуг инвалидам, помещении санузла для инвалидов отсутствуют световые маяки.
В нарушение п. 6.5.9 СНиП 35-01-2001 при входе в здание школы отсутствует информирующая тактильная табличка для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля, при входе во внутренние помещения, в которых оказываются услуги инвалидам, помещении санузла для инвалидов отсутствуют тактильные таблички с указанием номера и назначения помещения.
В нарушение п. 6.5.8 СП 59.13330.2016 в помещении санузла для инвалидов отсутствует система вызова помощи, раковина и зеркало для инвалидов в санузле не соответствуют требованиям СП 136.13330.2012.
В нарушение п. 6.4.2 СП 59.13330.2016 не обеспечена доступность инвалидам-колясочникам входной группы в МБОУ «СШ № 12».
Как верно указано судом наличие указанных нарушений представителем МБОУ «СШ № 12» не оспаривалось и свидетельствует о необеспечении условий доступности для инвалидов образовательного учреждения.
Отсутствие надлежащего обустройства данных объектов может повлечь возникновение негативных последствий для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе детей.
Вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора и определении срока выполнения мероприятий, указанных в иске, с учетом объема и характера выявленных нарушений, исполнения решения в разумные сроки, с его установлением ответчику до 1 октября 2021 года обоснован, с ним соглашается судебная коллегия.
При этом, судебная коллегия также принимает во внимание, что мероприятия, которые необходимо осуществить ответчику для исполнения настоящего решения являются необходимыми и не требуют больше временных затрат, чем срок, установленный судом, не являются трудоемкими, не связаны с реконструкцией, перепланировкой МБОУ «Средняя школа № 12», не связаны с какими либо капитальными работами и значительными финансовыми затратами.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы со ссылкой ответчика на бюджетное законодательство, на правила и порядок финансирования расходов, с указанием на то, что расходные обязательства по приведению объекта в соответствие с действующим сводом правил следует считать среднесрочными, с установлением срока исполнения в пять лет, не принимаются судебной коллегией, как необоснованные.
Кроме того, ответчик не лишен возможности просить об отсрочке исполнения решения суда, в случае, если в силу определенных уважительных причин предоставленный судом для исполнения решения срок, окажется недостаточным.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, изложенные в решении суда выводы подробными и мотивированными, постановленными на правильном толковании закона, оснований для иных выводов по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: