Дело № 33-25 (№ 33-4723/2015) Судья Богданова М.В. 2016 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре Галушкиной О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
19 января 2016 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт»
на решение Заволжского районного суда города Твери
от 21 сентября 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Заволжского района города Твери в интересах неопределенного круга удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Акционерного общества «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов городского округа г. Тверь, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за исключением случаев принятия решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организациии.
Запретить Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в дальнейшем производить действия по начислению нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов городского округа г. Тверь, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, за исключением случаев принятия решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организациии.
В удовлетворении остальных требований Прокурора Заволжского района города Твери в интересах неопределенного круга - отказать».
Судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Заволжского района города Твери, на территории которого осуществляет деятельность обособленное подразделение «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт», в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Акционерному обществу «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий ответчика по начислению гражданам, проживающим в многоквартирных домах на территории города Твери, платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества, запрещении в дальнейшем производить действия по начислению гражданам, проживающим в многоквартирных домах на территории города Твери, платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества.
Требования прокурор мотивировал тем, что АО «АтомЭнергоСбыт», которому с 01 декабря 2014 года в соответствии с приказом Минэнерго России от 19 марта 2014 года № 116 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности филиала ОАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго», в том числе и на территории города Твери, в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» выставляет непосредственно гражданам, проживающим в многоквартирных домах на территории города Твери, счета на оплату электроэнергии, потребленной при использовании общего имущества, создавая условия для повторного взимания платы за данную электроэнергию. Между тем, в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем она не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме. Жилищным законодательством возможность внесения жителями многоквартирных домов платы за коммунальные услуги при выборе способа управления домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом непосредственно ресурсоснабжающей организации не поставлена в зависимость от наличия или отсутствия договора электроснабжения, заключенного управляющей организацией с гарантирующим поставщиком. Начисление АО «АтомЭнерноСбыт» гражданам, проживающим в многоквартирных домах на территории города Твери, платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества, является неправомерным. При этом круг лиц, проживающих в многоквартирных жилых домах на территории города Твери, а также членов их семей, которые непосредственно использую электрическую энергию для собственных нужд и обязаны производить ее оплату, определить невозможно.
Прокурор просил: признать действия АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению гражданам, проживающим в многоквартирных домах на территории города Твери, платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества незаконными; запретить АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в дальнейшем производить действия по начислению гражданам, проживающим в многоквартирных домах на территории города Твери, платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества.
В судебном заседании заместитель прокурора Заволжского района города Твери Афанасьев С.М. и старший помощник прокурора Заволжского района города Твери Маклаков А.В. требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» Безымянный Д.Ю. и ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признали и просили в иске отказать. Свои возражения мотивировали доводами, изложенными в письменном отзыве и дополнительных пояснениях по делу. Полагали, что установленный ранее в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией. На данный момент данная оговорка из положения статьи исключена. Считают, что они имеют права выставлять плату за электроэнергию, используемую на общедомовые нужды, в случаях, когда между ними и управляющей компанией не заключен договор энергоснабжения. Просили также учесть, что удовлетворение исковых требований прокурора нарушит право ресурсоснабжающей организации на поставку коммунального ресурса и взимание платы за данный ресурс с собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах – в которых выбран непосредственный способ управления.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что на момент, когда ответчик стал гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Тверской области, большинство управляющих компаний уже приступило к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирных домах в соответствии с ранее заключенными договорами, в том числе с предыдущим гарантирующим поставщиком электроэнергии. В Твери большинством собственников многоквартирных домов избран способ управления многоквартирными домами, в основном это управляющие компании, ТСЖ и жилищные кооперативы. Есть, но очень немного домов, где принято решение о непосредственном управлении и оплате ресурсоснабжающим организациям.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт», ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ответчик ссылается на доводы, аналогичные тем, которые приведены в возражениях на исковые требования. Ответчик полагает, что в отсутствие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора поставки соответствующего коммунального ресурса, действия гарантирующего поставщика как ресурсоснабжающей организации по выставлению квитанций на оплату электроэнергии, содержащих начисление платы за электрическую энергию, поставленную на общедомовые нужды потребителям, владеющим и (или) пользующимся помещениями, расположенными в многоквартирных домах, находящихся на территории города Твери, являются законными и обоснованными.
В дополнении к апелляционной жалобе АО «АтомЭнергоСбыт» указывает на то, что в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, на обязанность граждан по внесению такой платы не влияет то обстоятельство, кем будет взиматься плата за предоставленные услуги – ресурсоснабжающей организацией либо управляющей компанией. Доказательств двойного начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, материалы дела не содержат. В жалобе обращается внимание на судебную практику, разъяснения исполнительных органов государственной власти, в которых излагается позиция по вопросам взимания платы за электроэнергию, используемую на общедомовые нужда, аналогичная позиции подателя жалобы.
Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления. В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив дело, заслушав объяснения представителей
АО «АтомЭнергоСбыт», ФИО3, ФИО1, ФИО4, ФИО5, поддержавших требования апелляционной жалобы, дополнительной апелляционной жалобы по указанным в них основаниям, объяснения прокурора Полещук Р.С., полагавшей решение суда подлежащим изменению, с дополнением резолютивной части решения суда указанием на то, что действия АО «АтомЭнергоСбыт» являются незаконными в случае начисления ответчиком нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов городского округа г. Тверь, управление которыми осуществляется управляющими организациями, или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в случае наличия заключенного договора между управляющей и ресурсоснабжающей организацией, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, и, оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в части.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа Министерства энергетики РФ от 19 марта 2014 года АО «АтомЭнергоСбыт» с 01 апреля 2014 года является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Тверской области за исключением второй зоны деятельности ОАО «МРСК Центра» и зоны деятельности ОАО «Оборонэнергосбыт».
Поводом для обращения прокурора в суд явились многочисленные жалобы граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах г. Твери, находящихся в управлении различных управляющих компаний, по фактам выставления АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» (ресурсоснабжающая организация), находящегося на территории Заволжского района города Твери, квитанций на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.
Судом установлено, что ресурсоснабжающая организация АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» производит расчет и выставляет непосредственно гражданам, собственникам и нанимателям помещений в многоквартирных домах городского округа г.Тверь, в которых избран способ управления управляющей организацией, товариществом собственников жилья, иными специализированными потребительскими кооперативами, квитанции на оплату за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.
Данные обстоятельства, подтверждаются заявлениями, копиями квитанций и не оспаривается ответчиком.
Признавая указанные действия АО «АтомЭнергоСбыт» незаконными, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая непосредственного управления таким домом собственниками помещений дома, в связи с чем признал действия ОАО «АтомЭнергоСбыт» по начислению платы за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды незаконными.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям.
При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент обращения прокурора в суд, было предусмотрено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 5, 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1-5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Таким образом, законом однозначно установлено право и обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей помещений в таком доме по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, в случае осуществления управления домом управляющей организацией, вносить плату за коммунальные услуги управляющей организации, а также исключения из данного общего правила, к которым относятся случаи, предусмотренные частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что плата за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при указанных способах управления домом, может вноситься на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом право изменять установленный законом порядок оплаты коммунальных услуг решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не касается коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ, установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В пункте 8 указанных Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с
пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, условия предоставления коммунальных услуг зависят от выбранного способа управления многоквартирным домом, и при управлении управляющей организацией определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
При этом действующее до 30 июня 2015 года, то есть в период спорных правоотношений, жилищное законодательство не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом
(часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Об этом же свидетельствуют положения Правил от 06 мая 2011 года
№ 354, определяющие порядок исчисления, оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
Пунктом 44 Правил установлено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.
Как правильно указал суд первой инстанции, из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме.
В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установил суд, проведенная прокуратурой Заволжского района города Твери проверка показала, что большая часть многоквартирных домов на территории городского округа город Тверь находится в управлении управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК, выступающих в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутри домовых электрических сетей.
При этом случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирных домов решений о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации - АО АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.
Доказательств принятия таких решений АО «АтомЭнергоСбыт» не представлено. Из объяснений представителей ответчика следует, что решения о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации не принимались.
Давая оценку представленной ответчиком копии протокола собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ суд правильно указал на то, что она не содержит решения о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение, используемое на общедомовые нужды» непосредственно ресурсоснабжающей организации - АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт».
Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Доводы АО «АтомЭнергоСбыт» о том, что установленный в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение, что в случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и АО «АтомЭнергоСбыт» как ресурсоснабжающей организацией, последнее не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг, и при исполнении указанных обязанностей ответчик в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, вправе требовать и получать от потребителей оплату предоставленных коммунальных услуг были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно им отвергнуты.
Отвергая доводы «АтомЭнергоСбыт», суд правильно исходил из того, что действующим в спорный период законодательством ресурсоснабжающим организациям не было предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Доводы о том, что такое право возникало у ресурсоснабжающей организации в связи с отсутствие заключенного в письменной форме с
управляющими организациями договора энергоснабжения, основаны на ошибочном толковании норм материального права, которое не учитывает содержащееся в приведенных выше статьях Жилищного кодекса Российской Федерации прямое указание на внесение жителями многоквартирных домов, управление которым осуществляется управляющими организациями, платы за коммунальные услуги, в том числе платы за электроэнергию на общедомовые нужды, управляющей организации, о праве на выставление платежных документов на такую оплату именно управляющей компании, на случаи и основания, при которых внесение платы возможно жителями таких домов непосредственно ресурсоснабжающей организации, а также указание на невозможность внесения платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации.
Отсутствие договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией законом к случаям, при которых начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, при управлении домом управляющей организацией не отнесено.
При таких обстоятельствах, доводы о том, что АО «АтомЭнергоСбыт» производит начисление и взимание платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды многоквартирных домов, в отношении которых управляющими организациями не заключен договор о приобретении электроэнергии, не имеют определяющего значения для разрешения заявленного спора и не свидетельствуют о законности оспариваемых прокурором действий АО «АтомЭнергоСбыт».
Действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению жителям многоквартирных жилых домов платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома.
Положения Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, на которые ссылается АО «АтомЭнергоСбыт», порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяют.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг – управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющие организации в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил от 06 мая 2011 года № 354 указанные выводы не опровергает.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент обращения прокурора в суд с требованием о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт», предусматривалось, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из наименования данной статьи, в ней регулируются отношения по определению размера платы за коммунальные услуги, а не порядок внесения собственниками и нанимателя жилых помещений платы за коммунальные услуги. Положения данной статьи не отменяют установленный статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок внесения платы за коммунальные услуги при выборе способа управления управляющей организацией, данной организации.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу пункта 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Между тем, судом установлено и не оспаривается, что после присвоения статуса гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» поставляло электроэнергию в многоквартирные дома, которыми управляли управляющие организации, товарищества собственников жилья, иные специализированные организации.
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем отношения должны рассматриваться как договорные.
Несоблюдение простой письменной формы сделки не свидетельствует об отсутствии договорных отношений.
С учетом указанных выше обстоятельств, отношения между управляющими организациями, товариществами собственников жилья, иными специализированными организациями и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
При этом следует учитывать, что указанные организации управляли домами, являлись исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязаны были с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой рассчитаться за коммунальные услуги с ресурсоснабжащей организацией, то есть являлось стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда не могут быть приняты во внимание, поскольку поставляя коммунальный ресурс, гражданам, использующим его для личных, бытовых нужд, к которым относятся и содержание общего имущества жилого дома, учитывая, что управление домом по поручению собственников осуществляет управляющая организация, у ресурсоснабжающей организация возникают правоотношения и с управляющей организацией.
Наличие неурегулированного преддоговорного спора между ресурсоснабжающей организацией и организацией, которая осуществляет управлением домом, не может служить основанием к ограничению права жителей многоквартирных жилых домов, избравших способ управления жилым домом, не связанный с непосредственным управлением собственниками, и реализовавших этот способ управления, на внесение платы за одну из коммунальных услуг, платы за электроснабжение и одной из ее составляющих - платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды, в установленном законом порядке – управляющей организации, товариществу собственников жилья, специализированной организации, тем более в условиях, когда в сложившихся между гражданами и управляющей организацией отношениях, осуществляется замена гарантирующего поставщика.
Принятое Министерством энергетики Российской Федерации решение о присвоении с 01 апреля 2014 года статуса гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Тверской области иной организации не должно отражаться на жилищных правах граждан, принявших и реализовавших решения о выборе способа управления многоквартирным домом, в частности на праве получать платежные документы об оплате коммунальных услуг и вносить плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, управляющей организации, товариществу собственников жилья и т.п., в связи с возникшей у такой организации и не реализованной обязанностью заключить в письменной форме договор энергоснабжения с организацией, которой присвоен статус гарантирующего поставщика.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что действия
АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению нанимателям и собственникам помещений многоквартирных домов городского округа г. Тверь, управление которыми осуществляется управляющими организациями, товариществами собственников жилья либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в отсутствие решений общих собраний членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающей организации, является верным.
Удовлетворяя требования прокурора в части, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик при непосредственном управлении многоквартирным домом, в случае, когда в многоквартирном доме не избран способ управления и в отношении жилых домов (домовладений) является исполнителем коммунальной услуги и вправе выставлять квитанции и взимать плату за предоставленную услугу.
В соответствии со статьями 3, 4, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает гражданские дела в пределах заявленных требований. Ссылка ответчика на содержание судебных решений, принятых по аналогичным спорам, судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае решение суда по иному гражданскому делу с иными сторонами и по другим обстоятельствам не имеет никакого преюдициального значения для настоящего спора в порядке статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, какого-либо нарушения принципа единообразия судебной практики судебной коллегией не усматривается
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)», что свидетельствует о том, что с момента введения в действие закона собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме при наличии об этом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вправе вносить плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающим организациям.
Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2015 года и распространяются на правоотношения сторон, после указанной даты. Прокурором требования заявлены в декабре 2014 года в связи с нарушениями, допущенными в 2014 года. В связи с чем, суд правильно при разрешении дела применил закон в редакции, действовавшей в период спорных отношений, однако учитывая изменения закона и обязывая ответчика не совершать таких действий в будущем, указал на невозможность их совершения в отсутствие решения общего собрания собственников и пользователей помещений многоквартирного дома.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года
№ 176-ФЗ, вступившей в силу с 30 июня 2015 года, плата за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в структуру платы за содержание жилого помещения. При этом положения пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной в редакции, применяются с 01 апреля 2016 года (пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, получившие надлежащую оценку, сводятся к несогласию с выводами суда, не содержат фактов, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Твери от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО «АтомЭнергоСбыт» – без удовлетворения.
Председательствующий: М.П. Золин
Судьи: М.В. Гудкова
А.С. Беляк