ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-25013/18 от 25.12.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу №...

25 декабря 2018 года адрес

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего Демяненко О.В.

судей Абдрахмановой Э.Я.

Жерненко Е.В.

при секретаре Стрельниковой З.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе президента Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми» - - ФИО1 на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг «Уфасити.ми», действующий в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, СувоР. Р. Ф., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Романовой Зои В., ФИО15, ФИО16, ФИО97 А.ича, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО98 ВеН.овны, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО99 вны, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО111 Турсинбу, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, Граф Л. О., ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95 к Акционерному обществу «УЖХ адрес РБ» о защите прав потребителей, - отказать.

Заслушав доклад судьи Жерненко Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Автономная некоммерческая организация по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг «Уфасити.ми» (далее АНО «Уфасити.ми»), действующая в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, СувоР. Р. Ф., ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Романовой Зои В., ФИО15, ФИО16, ФИО97 А.ича, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО98 ВеН.овны, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО99 вны, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО111 Турсинбу, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, Граф Л. О., ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92, ФИО93, ФИО94, ФИО95 обратилась в суд с иском ( в последующем с уточнением иска в порядке ст. 39 ГПК РФ) к АО «Управление жилищного хозяйства адрес городского округа адрес» (далее АО «УЖХ адрес») о защите прав потребителей.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что истцы являются собственниками своих жилых помещений по указанным в исковом заявлении адресам и потребителями коммунальных услуг и несут ответственность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, соответственно свои обязанности, вытекающие из раздела 5 ЖК РФ, выполняют.

Обязанность по содержанию общего имущества многоквартирных домов, указанных в исковом заявлении, возложена на ответчика, который обязался осуществлять содержание и текущий ремонт многоквартирного дома, в соответствии с установленными нормативами.

В ноябре 2016 года истцы получили квитанцию по оплате коммунальных услуг, где в строке «отопление» был начислен перерасчет, ставка по отоплению увеличилась на основании письма управляющей организации.

Обратившись в управляющую организацию, истцам было сообщено, что в определенных домах, в том числе и по дому истцов в 2015 года истекли сроки проверки приборов учета тепловой энергии. ОАО «Нефтеавтоматика» представило извещение о непригодности к дальнейшему применению этих теплосчетчиков.

В связи с этим, ООО «БашРТС» ежемесячно с 2015 года, предъявляет АО «УЖХ адрес ГО адрес РБ» счета за тепловую энергию по нормативу.

В настоящее время в домах произведена установка новых приборов учета тепла.

В силу ФЗ №... «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.. », постановления Правительства РФ от 23.08.2010г. №..., постановления Правительства РФ №... от 21.10.2013г. «о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме..» контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров и т.п.), а также восстановление работоспособности (ремо6нт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов(смесителей, кранов и.т.п.) относящихся к общему имуществу в ДКД, обязана проводить управляющая организация.

Исполнитель коммунальных услуг в силу действующего законодательства и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащем эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.

Максимум за 40 дней управляющая организация могла установить новый общедомовой прибор учета тепловой энергии при надлежащем исполнении своих должностных обязанностей.

Указанные истцами обстоятельства также были подтверждены в частности Верховным Судом РФ, который своим решением от дата№... установил, что работы по установке приборов учета используемых ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения решения общего собрания собственников помещений в доме. Аналогичное мнение содержалось и в Определении Верховного Суда РФ от дата№... где установлено, что ответчик, как исполнитель коммунальных услуг в силу своего статуса (п. 1 ст. 161, п. 2 ст. 162 ЖК РФ) должен принимать меры по установке и замене общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов за счет собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, ответчик, как исполнитель коммунальных услуг, как лицо, ответственное за содержание и ввод к эксплуатацию коллективного приора учета, при выявленных неисправностях должен в течении 2 месяцев обеспечить устранение нарушений по ФЗ №... от дата «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

В результате бездействия ответчика, выразившемся в несвоевременной замене общедомового прибора учета, с ноября 2016 года, начисление за отопление населению производится по нормативному тарифу, и за три месяца производится доначисление суммы разницы между нормативными и ранее действующими тарифами.

Сумма доначисления равными долями распределена на 2 месяца: ноябрь 2016 года и декабря 2016 года, размер платы за отопление по увеличенной ставке установлен с ноября 2016 года по текущий момент.

Размер платы за отопление в сумме доначисления за ноябрь 2016 г., декабрь 2016 г. указан в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг по каждому истцу.

Перерасчет по увеличенной ставке за отопление по завышенному тарифу по каждому истцу составляет разницу между ставкой по отоплению с ноября 2016 года и ставкой по отоплению, указанной в октябре 2016 года, умноженной на площадь жилого помещения истца и умноженные на количество месяцев, когда эту ставку начислял ответчик.

Действующее законодательство обязывает управляющую организацию обеспечивать надлежащее состояние и постоянную готовность общедомовых приборов учета к осуществлению поставок коммунальных ресурсов для предоставления коммунальных услуг населению.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что бездействие ответчика привело к перерасчету и увеличению ставки по отоплению.

В дополнении отмечают, что жители адрес РБ по жилищному и строительному надзору с просьбой провести проверку по аналогичному нарушению (вх№... от дата), на который был дан ответ о том, что цитируем « управляющей организацией неправомерно завышен размер платы за отопление и произведен перерасчет (доначисление) за предыдущие периоды» а также Госкомитетом было выдано предписание на устранение данных нарушений (исх №... от дата)

Далее собственники указанного дома вновь обратились в Госкомитет с письмом по проверке данного предписания (вх.№... от дата) на который был дан ответ, что жильцам данного дома в марте 2017 года по услуге «отопление» был произведен перерасчет (возврат) денежных средств в сумме доначислений, которые были начислены в ноябре – декабре 2016 года.

Таким образом, АО «УЖХ адрес» в марте 2017 года исполнило предписание Госкомитета по факту неправомерно произведенного доначисления за предыдущие периоды.

Однако, большинство других из указанных 93 домов никаких перерасчетов не получили, несмотря на то, что ситуация по доначислениям и увеличению ставок по отоплению с ноября 2016 года у них аналогичная.

Также в сентябре 2016 года сотрудники Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору проводили проверку адрес по ул. Российской, по факту несвоевременной замены общедомового прибора учета тепла, в ходе которой на АО «УЖХ адрес» был составлен протокол по нарушению ФЗ 261 «Об энергосбережению», что подтвердило факт бездействия ответчика по своевременной замене ОДПУ тепла.

В связи с этим, ответчик обязан уплатить истцам проценты за пользование чужими денежными средствами за период с дата, т.е. с момента выставления квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг с незаконными начисления по отоплению и перерасчетом, до момента вынесения решения судом.

Истцы обращались в адрес управляющей организации с досудебными претензиями, которые были оставлены без рассмотрения и без удовлетворения.

На основании изложенного просят:

Признать незаконными бездействие ответчика АО «УЖХ адрес» выразившиеся в несвоевременной замене общедомового прибора учета тепла в домах истцов.

Обязать ответчика АО «УЖХ адрес» произвести перерасчет по отоплению в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов, течении 10 дней после вступления решения суда в законную силу, в сумме доначисления за ноябрь-декабрь 2016 года в размере:

ФИО2-1288,56 руб., ФИО3-1705,08 руб., ФИО4-1393,44 руб., ФИО5-922,96 руб., ФИО6-1345,50 руб., ФИО7-1384,44 руб., ФИО8-1919,34 руб., СувоР. Р.Ф.-1850,32 руб., ФИО9-1218,34 руб., ФИО10-1173,60 руб., ФИО11-1486,74 руб., ФИО12-481,46 руб., ФИО13-1484,10 руб., ФИО96-687,06 руб., ФИО15-123,60 руб., ФИО16-810,46 руб., ФИО97-2455,20 руб., ФИО17-2613,20 руб., ФИО18-2207,56 руб., ФИО19-1124,62 руб., ФИО98-1527,13 руб., ФИО20-1129,80 руб., ФИО21-799,96 руб., ФИО22-841,52 руб., ФИО23-1376,04 руб., ФИО24-997,06 руб., И. А. Г.-1197,82 руб., ФИО26-997,06 руб., ФИО27-1317,38 руб., ФИО28-312,88 руб., ФИО29-1018,68 руб., ФИО30-1572,82 руб., ФИО31-1562,86 руб., ФИО32-995,46 руб., ФИО33-1483,22 руб., ФИО34-2626,22 руб., ФИО35-1432,06 руб., ФИО36-2075,78 руб., ФИО37-2141,08 руб, ФИО38-2626,22 руб., ФИО39-1104,12 руб., ФИО40-1222,74 руб., ФИО41-2042,92 руб., ФИО42-2049,90 руб., ФИО43-2039,42 руб., ФИО44-1958,20 руб., ФИО45-596,52 руб., ФИО46-1596,52 руб., ФИО47-2009,20 руб., ФИО48-2081,62 руб., ФИО49-2077,08 руб., ФИО50-2086,14 руб., ФИО99-1475,52 руб., ФИО51-1590,30 руб., ФИО52-2135,24 руб., ФИО53-1773,02 руб., ФИО54-1896,72 руб.,, ФИО111 Турсинбу-1900,84 руб., ФИО55-1834,88 руб., ФИО56-1843,12 руб., ФИО57-1527,50 руб., ФИО58-1539,98 руб., ФИО59-1452,70 руб., ФИО60-1745,72 руб, ФИО61-1452,70 руб., ФИО62-1739,50 руб., ФИО63-1751,76 руб., ФИО64-1761,32 руб., ФИО65-1739,50 руб., ФИО66-1022,50 руб., ФИО67-1530,62 руб., ФИО68-1727,02 руб., ФИО69-1733,26 руб., ФИО70-1739,50 руб., ФИО71-1873,98 руб., ФИО72-2307,70 руб., ФИО73-1820,80 руб., Граф Л.О.-1596,04 руб., ФИО74-181,66 руб., ФИО75-1170,82 руб., ФИО76-1609,88 руб., ФИО77-181,66 руб., ФИО78-1170,82 руб., ФИО79-927,02 руб., ФИО80-241,02 руб., ФИО81-1239,14 руб., ФИО82-928,90 руб., ФИО83-1239,14 руб., ФИО84-1246,62 руб., ФИО85-1239,14 руб. ФИО86-1242,88 руб., ФИО87-910,80 руб., ФИО88-1689,78 руб., ФИО89-1219,20 руб., ФИО90-1260,42 руб., ФИО91-971,36 руб., ФИО92-971,36 руб., ФИО93-1541,88 руб., ФИО94-1002,72 руб., ФИО95-1105,44 руб.

Обязать ответчика ОАО «УЖХ адрес» произвести перерасчет по отоплению в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов течении 10 дней после вступления решения суда в законную силу в сумме перерасчета по увеличению платы за отопление по завышенному тарифу в размере

ФИО2-5154,22 руб., ФИО3-6820,35 руб., ФИО4-5453,88 руб., ФИО5-3691,86 руб., ФИО6-5381,97 руб., ФИО7-5537,79 руб., ФИО8-7682,07 руб., СувоР. Р.Ф.-7405,86 руб., ФИО9-4872,10 руб., ФИО10-4693,28 руб., ФИО11-5945,52 руб., ФИО12-5924,47 руб., ФИО13-5934,99 руб., ФИО96-2747,57 руб., ФИО15-4493,34 руб., ФИО16-3241,10 руб., ФИО97-9828,77 руб., ФИО17-10461,23 руб., ФИО18-8837,35 руб., ФИО19-4504,67 руб., ФИО98-6117,20 руб., ФИО20-4525,48 руб., ФИО21-3204,25 руб., ФИО22-3370,70 руб., ФИО23-5505,01 руб., ФИО24-3988,87 руб., И. А. Г.-4792,06 руб., ФИО26-3988,87 руб., ФИО27-5270,37 руб., ФИО28-5252,32 руб., ФИО29-4074,73 руб., ФИО30-331,09 руб., ФИО31-6251,45 руб., ФИО32-3981,82 руб., ФИО33-5932,91 руб., ФИО34-10504,7 руб., ФИО35-5728,14 руб., ФИО36-8303,01 руб., ФИО37-8564,22 руб, ФИО38-10504,70 руб., ФИО39-2216,34 руб., ФИО40-4862,53 руб., ФИО41-171,68 руб., ФИО42-8199,71 руб., ФИО43-8157,66 руб., ФИО44-7836,66 руб., ФИО45-6389,39 руб., ФИО46-6389,39 руб., ФИО47-8030,04 руб., ФИО48-8319,41 руб., ФИО49-8301,33 руб., ФИО50-8337,50 руб., ФИО99-5900,70 руб., ФИО51-6367,20 руб., ФИО52-8548,97 руб., ФИО53-7091,08 руб., ФИО54-7585,80 руб.,, ФИО111 Турсинбу-7602,30 руб., ФИО55-7338,44 руб., ФИО56-371,42 руб., ФИО57-6110,03 руб., ФИО58-6159,90 руб., ФИО59-810,76 руб., ФИО60-6982,89 руб., ФИО61-5810,76 руб., ФИО62-957,95 руб., ФИО63-7007,83 руб., ФИО64-7045,23 руб., ФИО65-957,95 руб., ФИО66-4089,98 руб., ФИО67-6122,50 руб., ФИО68-908,07 руб., ФИО69-6933,01 руб., ФИО70-6957,95 руб., ФИО71-491,93 руб., ФИО72-9225,87 руб., ФИО73-7279,27 руб., Граф Л.О.-6383,62 руб., ФИО74-4726,22 руб., ФИО75-4682,86 руб., ФИО76-6438,94 руб., ФИО77-4726,22 руб., ФИО78-4682,86 руб., ФИО79-1854,05 руб., ФИО80-2482,03 руб., ФИО81-2478,29 руб., ФИО82-1857,79 руб., ФИО83-2478,29 руб., ФИО84-493,25 руб., ФИО85-2478,29 руб. ФИО86-2485,77 руб., ФИО87-644,50 руб., ФИО88-3944,21 руб., ФИО89-4878,53 руб., ФИО90-5043,50 руб., ФИО91-3885,62 руб., ФИО92-971,40 руб., ФИО93-3083,75 руб., ФИО94-4011,25 руб., ФИО95-4423,66 руб. с дата по день вынесения решения суда.

Обязать ответчика ОАО «УЖХ адрес» произвести перерасчет пропорционально количеству полных календарных дней от стоимости работы по обслуживанию и содержанию общедомового учет тепловой энергии в составе ежемесячной платы за содержание в платежном документе, выдаваемом на жилое помещение истцов в течение 10 дней после вступления решения суда в законную силу в размере

ФИО2-1390,62 руб., ФИО3-1840,15 руб., ФИО4-1471,47 руб., ФИО5-996,07 руб., ФИО6-1452,07 руб., ФИО7-1494,11 руб., ФИО8-1525,91 руб., СувоР. Р.Ф.-1471,04 руб., ФИО9-2171,0 руб., ФИО10-2091,29 руб., ФИО11-2649,29 руб., ФИО12-2639,91 руб., ФИО13-2644,60 руб., ФИО96-1224,30 руб., ФИО15-2002,20 руб., ФИО16-1444,21 руб., ФИО97-1859,55 руб., ФИО17-1979,21 руб., ФИО18-1671,98 руб., ФИО19-1784,83 руб., ФИО98-2423,74 руб., ФИО20-1793,07 руб., ФИО21-1269,58 руб., ФИО22-1335,53 руб., ФИО23-3487,98 руб., ФИО24-2527,36 руб., И. А. Г.-3036,26 руб., ФИО26-2527,36 руб., ФИО27-3339,31 руб., ФИО28-3327,88 руб., ФИО29-1189,01 руб., ФИО30-847,42 руб., ФИО31-1824,18 руб., ФИО32-1161,90 руб., ФИО33-1731,23 руб., ФИО34-2362,91 руб., ФИО35-1288,48 руб., ФИО36-1867,67 руб., ФИО37-1926,42 руб, ФИО38-2362,91 руб., ФИО39-3182,35 руб., ФИО40-986,37 руб., ФИО41-1885,40 руб., ФИО42-1891,89 руб., ФИО43-1882,19 руб., ФИО44-3102,45 руб., ФИО45-2085,80 руб., ФИО46-2085,8 руб., ФИО47-1704,96 руб., ФИО48-1766,40 руб., ФИО49-1762,56 руб., ФИО50-1770,24 руб., ФИО99-2010,27 руб., ФИО51-2353,92 руб., ФИО52-3160,51 руб., ФИО53-1608,63 руб., ФИО54-1720,80 руб.,, ФИО111 Турсинбу-1724,60 руб., ФИО55-1664,75 руб., ФИО56-672,23 руб., ФИО57-2338,77 руб., ФИО58-2357,86 руб., ФИО59-224,22 руб., ФИО60-2672,88 руб, ФИО61-2224,22 руб., ФИО62-663,33 руб., ФИО63-2682,43 руб., ФИО64-2696,75 руб., ФИО65-663,33 руб., ФИО66-1565,54 руб., ФИО67-2343,54 руб., ФИО68-644,24 руб., ФИО69-2653,79 руб., ФИО70-2663,33 руб., ФИО71-723,00 руб., ФИО72-2121,77 руб., ФИО73-1674,09 руб., Граф Л.О.-1613,90 руб., ФИО74-1294,27 руб., ФИО75-1282,39 руб., ФИО76-1763,29 руб., ФИО77-1294,27 руб., ФИО78-1282,39 руб., ФИО79-2785,54 руб., ФИО80-3729,02 руб., ФИО81-3723,41 руб., ФИО82-2791,15 руб., ФИО83-3723,41 руб., ФИО84-745,87 руб., ФИО85-3723,41 руб. ФИО86-3734,64 руб., ФИО87-983,14 руб., ФИО88-1823,98 руб., ФИО89-1338,88 руб., ФИО90-1384,15 руб., ФИО91-1400,32 руб., ФИО92-1400,32 руб., ФИО93-2113,67 руб., ФИО94-1445,60 руб., ФИО95-989,60 руб.

Взыскать с ОАО «УЖХ адрес» в пользу истцов неустойку согласно приложенному расчету.

Взыскать с ответчика ОАО «УЖХ адрес» в пользу истцов проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму долга согласно приложенному расчету с дата по день вынесения решения.

Взыскать с ответчика ОАО «УЖХ адрес» в пользу Автономной некоммерческой организация по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг «Уфасити.ми» штраф за несоблюдение удовлетворения потребителей в добровольном порядке в размере 50% от суммы удовлетворенной в пользу потребителя.

Взыскать с ОАО «УЖХ адрес» в пользу каждого истца причиненный моральный вред в размере по 10 000 рублей.

Взыскать с ОАО «УЖХ адрес» расходы по оплате юридических услуг в размере 4 000 рублей в пользу каждого истца.

Взыскать с ОАО «УЖХ адрес» расходы по оплате услуг копирования документов в размере 560 рублей в пользу каждого из истцов.

Взыскать с ОАО «УЖХ адрес» почтовые расходы в размере 470 рублей в пользу каждого истца.

В последующем АНО «Уфасити.ми» уточнили иск в части требований в отношении истцов ФИО88, ФИО92 и ФИО87 изменив предъявленные суммы согласно расчету.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

Не согласившись с решением суда, президент Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми» - ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая на незаконность и необоснованность судебного постановления.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав президента Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных услуг «Уфасити.ми» - ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, а также для собственника помещения в многоквартирном доме, включает в себя плату за коммунальные услуги, в состав которой входит плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

В силу частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исхода из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых - органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от дата№... «О порядке представления коммунальных услуг гражданам», которым были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее по тексту – ранее Правила).

Так, согласно подпункту «а» пункта 19 действовавших Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определялся для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения №... к настоящим Правилам.

В подпункте «а» пункта 19 названных Правил выведена формула, по которой должен был производиться расчет размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов.

Согласно пункту 42 (1) названных Правил, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения №... к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - новые Правила) и изменения, которые вносятся в Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

Данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил и вступают в силу по истечении двух месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего Постановления.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для определения порядка расчета платы за отопление, предоставленное потребителю в жилом помещении, является наличие либо отсутствие коллективного (общедомового), и индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии.

В случае истечения срока госповерки общедомового прибора учета тепловой энергии порядок расчета размера платы за отопление основывается на пункте 59, пункте 59(1) и пункте 60 (1) Правил №..., пункте 19 Правил №..., исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии по показаниям теплосчетчика и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Из материалов дела следует, что в соответствии с выписками из ЕГРН в настоящее время собственниками жилых помещений, указанных в иске, являются следующие лица: ФИО2 собственником квартиры по адресу: адрес, кВ79; ФИО4 - по адресу: адрес, кВ.62;Суворов А.Д. - по адресу: адрес, кВ.5; ФИО6 - по адресу: адрес, кВ.16; ФИО100 - по адресу: адрес, кВ.36; СувоР. Р.Ф. - по адресу: адрес, кВ.6; ФИО10 - по адресу: адрес, кВ.108; ФИО11 - по адресу: адрес, кВ.119; ФИО12 - по адресу: адрес, кВ.111; ФИО13 - по адресу: адрес, кВ.115; ФИО96 - по адресу: адрес, кВ.75, ком.5; ФИО101 - по адресу: адрес, кВ.71; ФИО16 - по адресу: адрес, кВ.148; ФИО102 - по адресу: адрес, кВ.4; ФИО103. - по адресу: адрес, кВ.69; ФИО18 - по адресу: адрес, кВ.9; ФИО19 - по адресу: адрес, кВ.39; ФИО104 - по адресу: адрес, кВ.28; ФИО20 - по адресу: адрес, кВ.27; ФИО21- по адресу: адрес, кВ.52; ФИО22 - по адресу: адрес, кВ.58; ФИО26 - по адресу: адрес, кВ.38; ФИО27 - по адресу: адрес, кВ.72; ФИО28 - по адресу: адрес, кВ.56; ФИО29 - по адресу: адрес, кВ.56; ФИО30,ФИО105 - по адресу: адрес, кВ.32; ФИО31 - по адресу: адрес, кВ.45; Бикбулп\атов Э.В. - по адресу: адрес, кВ.52; ФИО33 - по адресу: адрес, кВ.41; ФИО34 - по адресу: адрес, кВ.115; ФИО36, ФИО106. - по адресу: адрес, кВ.64; ФИО37 - по адресу: адрес, кВ.34; ФИО107 - по адресу: адрес, кВ.34; ФИО38 - по адресу: адрес, кВ.35; ФИО40. - по адресу: адрес, кВ.64; ФИО41 - по адресу: адрес, кВ.53; ФИО108 - по адресу: адрес, кВ.57; ФИО109 - по адресу: адрес, кВ.56; ФИО110, ФИО44 - по адресу: адрес, кВ.126; ФИО45 - по адресу: адрес, кВ.126; ФИО47 - по адресу: адрес, кВ.85; ФИО48 - по адресу: адрес, кВ.71; ФИО49 - по адресу: адрес, кВ.110; ФИО50 - по адресу: адрес, кВ.102; ФИО99 - по адресу: адрес, кВ.59; ФИО51 - по адресу: адрес, кВ.23; ФИО52 - по адресу: адрес, кВ.48; ФИО53 - по адресу: адрес, кВ.71; ФИО54 - по адресу: адрес, кВ.22; ФИО111 - по адресу: адрес, кВ.7; ФИО112- по адресу: адрес, кВ.73; ФИО113 - по адресу: адрес, кВ.24; ФИО57- по адресу: адрес, кВ.194; ФИО114 - по адресу: адрес, кВ.95; ФИО115- по адресу: адрес, кВ.19; ФИО60- по адресу: адрес, кВ. 46; ФИО116 по адресу: адрес, кВ.324; ФИО62 - по адресу: адрес, кВ.21; ФИО64 - по адресу: адрес, кВ.111; ФИО66 - по адресу: адрес, кВ.127;ФИО67 - по адресу: адрес, кВ.62; ФИО68 Р.А. И.В. - по адресу: адрес, кВ.313; ФИО69 Т.Б. И.В. - по адресу: адрес, кВ.279; ФИО70 - по адресу: адрес, кВ.237; ФИО117 - по адресу: адрес, кВ.27; ФИО71 - по адресу: адрес, кВ.46; ФИО118 - по адресу: адрес, кВ.48; Граф Л.О. - по адресу: адрес, кВ.10; ФИО74 - по адресу: адрес, кВ.101; ФИО75 - по адресу: адрес, кВ.143; ФИО119 - по адресу: адрес, кВ.135; ФИО77- по адресу: адрес, кВ.125; ФИО120 - по адресу: адрес, кВ.39; ФИО80- по адресу: адрес, кВ.13; ФИО81- по адресу: адрес, кВ.16; ФИО82 - по адресу: адрес, кВ.14; ФИО83 - по адресу: адрес, кВ.8; ФИО84 - по адресу: адрес, кВ.5; ФИО86 - по адресу: адрес, кВ.9; ФИО121- по адресу: адрес, проспект октября,60/1, кВ.13; ФИО88- по адресу: адрес, проспект октября,60/1, кВ.15; ФИО122 - по адресу: адрес, проспект октября,60/2, кВ.42; ФИО92 по адресу: адрес, проспект октября,86, кВ.61; ФИО123- по адресу: адрес, проспект октября,86, кВ.4; ФИО124- по адресу: адрес, проспект октября,132/1, кВ.72; ФИО95 - по адресу: адрес, кВ.17.(т.8 л.д.172-250, т.9 л.д.1-125).

Истцом не представлены документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение по следующим адресам: адрес, кВ.36 на ФИО23, адрес на И. А.Г., адрес1 на ФИО35, адресА-16 на ФИО125, адрес на ФИО126, адрес178 на ФИО65, адрес120 на ФИО77; адрес32 на ФИО85, адрес на ФИО90, адрес на ФИО94

Из материалов дела следует, что поставка тепловой энергии в вышеуказанные жилые дома, в заявленные истцами периоды, на основании договора теплоснабжения №.../РТС от дата на подачу тепловой энергии осуществлялась ресурсоснабжающей организацией ООО «БашРТС», которую истцы получали в качестве коммунальной услуги - отопление.

Согласно информации, размещенной на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru/), деятельность по управлению многоквартирными домами указанными ранее осуществляется АО «УЖХ адрес городского округа адрес Республики Башкортостан».

В данных многоквартирных жилых домах были установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, что не оспаривается сторонами.

Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ, а также в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Согласно части 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от дата № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Указанные принципы установлены постановлением Правительства РФ от дата№... «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», где в частности, один из принципов - это принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом не причинения гражданам неудобств, связанных с выполнением мероприятий (пункт 2).

На основании вышеизложенных нормативно правовых актов Правительство РБ приняло постановление «О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно» от дата№..., в пункте 12, и 13 которого говорится, что контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.), а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся в общему имуществу в многоквартирном доме, обязана проводить управляющая организация.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от дата № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов.

В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от дата №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Согласно пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме,) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктом «и» и «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., одной из составляющих содержания общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил №... коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пп. «г» пункта 15 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата№..., в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил №....

Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых, имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами используемых энергетических ресурсов. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354. При этом разъяснение Правил в соответствии с пунктом 3 указанного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало свои разъяснения в Письме от 18 сентября 2015 года №30162-ЛО/04, где говорится, что из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. №491, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу пункта 5 части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в другом оборудовании, входящих состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.

В силу того что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации теплосчетчика закреплена на уровне Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.

На основании Постановления Президиума ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. № 6464/10 такие работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, считаются предусмотренными в договоре управления МКД по умолчанию, в силу норм содержания дома как объекта, и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Законодательством Российской Федерации обязанность управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, по уведомлению собственников помещений многоквартирных домов о выходе объектов общего имущества из строя не предусмотрена.

Договор предоставления коммунальных услуг, заключенный между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, условий об уведомлении в установленные сроки о выходе из строя объектов общего имущества также не содержит.

Следовательно, на основании изложенного, у управляющей организации отсутствуют обязательства по уведомлению собственников помещений о выходе из строя/истечении срока госповерки общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.

В этой связи исполнитель коммунальных услуг в силу прямых указаний закона и соответствующего договора управления многоквартирным домом обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, в том числе путем обращения для заключения соответствующего договора в адрес ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в многоквартирном доме за счет платы за содержание жилого помещения.

Однако во исполнение части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп. «в» пункта 4 постановления Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» управляющая организация уведомила представителей собственников помещений по вышеуказанным адресам о не прохождении общедомовых приборов учета тепловой энергии госповерки, проинформировала о необходимости проведения общего собрания по вопросу замены общедомового прибора учета тепловой энергии за счет статьи «Содержание» и представила информацию об изменении размера платы за отопление (с учетом норматива потребления тепловой энергии) в случае не проведения указанного собрания.

В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лицо, не исполнившее обязанность по оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций для установки таких приборов и оплатить расходы на их установку. В случае отказа в допуске установка счетчиков будет производиться в принудительном порядке.

В соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерством энергетики РФ издан приказ от 07 апреля 2010г. № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июня 2010 г. № 17646), согласно которому в качестве заказчика по договору об установке (замене) и (или) эксплуатации коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов может выступать лицо, ответственное за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, то есть управляющая организация.

Пунктом 5 данного Приказа установлено, что для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку.

Судом установлено, что в конце 2016 г. в многоквартирных домах, где проживают истцы, установлены новые общедомовые приборы учета тепловой энергии, которые сданы на коммерческий учет.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь приведенными выше нормами, с учетом представленных документов и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными бездействия ответчика АО «УЖХ адрес городского округа адрес» выразившиеся в несвоевременной замене общедомовых приборов учета тепла в домах истцов.

В своих требованиях истцы ссылаются на то, что в ноябре 2016 г. потребители получили квитанцию по оплате коммунальных услуг, где в строке «отопление» был начислен перерасчет, размер платы за отопление увеличился на основании письма управляющей организации.

После обращения в управляющую организацию истцами была получена информация о том, что в конце 2015 - начале 2016гг. истек срок госповерки общедомовых приборов учета тепловой энергии, установленных в определенных многоквартирных домах. Непригодность вышеуказанных средств измерения подтверждается копиями извещений, выданных Публичным акционерным обществом «Нефтеавтоматика». В связи с этим, ООО «БАШРТС» предъявляет АО «УЖХ адрес городского округа адрес РБ» счета за тепловую энергию по нормативу.

АО «УЖХ адрес городского округа адрес РБ» с ноября 2016 г. жителям вышеуказанных многоквартирных домов производилось доначисление за три месяца в виде разницы между нормативом на отопление, утвержденном Госкомитетом РБ по тарифам и размером платы за отопление за предыдущий год, определенного по показаниям общедомового прибора учета.

Сумма доначисления равными долями распределена на 2 месяца: ноябрь 2016 г. и декабрь 2016 г.

После истечения двух месяцев ответчиком расчет размера платы за отопление жителям вышеуказанных МКД производился исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.

Размер платы за отопление в сумме доначисления за ноябрь 2016 г., декабрь 2016 г. указан в квитанциях по оплате жилищно-коммунальных услуг по каждому истцу.

Перерасчет, произведенный ответчиком по каждому истцу, составляет разницу между размером платы, по отоплению исходя из норматива по отоплению с ноября 2016 г. и размером платы по отоплению, указанной в октябре 2016 г., умноженной на площадь жилого помещения истца и умноженные на количество месяцев, когда эту ставку начислял ответчик.

Судом первой инстанции установлено, что жители адрес комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с просьбой провести проверку по аналогичному нарушению (вх.№... от дата), на который был дан ответ о том, что управляющей организацией неправомерно завышен размер платы за отопление и произведен перерасчет (доначисление) за предыдущие периоды, а также Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору было выдано предписание на устранение данных нарушений (исх. №... от дата)

Впоследствии собственники указанного дома вновь обратились в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с письмом по проверке данного предписания (вх.№... от дата) на который был дан ответ, что жильцам данного дома в марте 2017 г. по услуге «отопление» был произведен перерасчёт (возврат) денежных средств в сумме доначислений, которые были начислены в ноябре – декабре 2016 г.

Следовательно, АО «УЖХ адрес городского округа адрес» в марте 2017 г. исполнило предписание Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору по факту неправомерно произведенного доначисления за предыдущие периоды.

Согласно представленным платежным документам для внесения платы за содержание жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, предъявляемых собственникам жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома, предоставленных управляющей организацией, общая площадь жилых помещений на которое производится начисление платы за жилищно-коммунальные услуги составляет 11027,3 м.2, общая площадь нежилых помещений – 2650,4 м.2, общая площадь помещений – 13677,7 м.2.

Установлено, что МКД по адресу: адрес, оборудован индивидуальным тепловым пунктом и до дата общедомовым прибором учета тепловой энергии марки Scylar-Heat-MID заводской номер №..., что подтверждается копиями актов первичного и повторных допусков в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Исходя из представленных ООО «БашРТС» копии отчетов о суточных параметрах теплоснабжения по прибору учета тепловой энергии за 2015 г., копии отчета о реализации тепловой энергии за 2015 г., и документов МУП «ЕРКЦ ГО адрес РБ» судом первой инстанции произведен расчет суммы платы за отопление, подлежащий возврату истцам и сделан вывод, что в настоящее время обязательства управляющей организации перед жителями вышеуказанного МКД исполнены в полном объеме, жителям указанного дома по услуге отопление излишне возвращена сумма в размере - 4238152,5 руб.

Кроме того, судом первой инстанции установлено, что после установки и допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии ответчик произвел корректировку платы за фактическую потребленную энергию.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия оглашается с выводом суда о том, что порядок начисления платы за коммунальную услугу «отопление», производимый ответчиком в заявленный истцами период, соответствует действовавшему в указанный период законодательству и признает доводы апелляционной жалобы в указанной части необоснованными.

Поскольку в удовлетворении основных требований о признании незаконными бездействия ответчика по своевременной замене общедомового прибора учета тепла в домах истцов отказано, то производные от основных требования о взыскании перерасчетов, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, штрафа, компенсации морального вреда, судебных расходов, судом оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью, правомерностью и правильностью указанных выводов и решения суда по существу спора. Решение суда основано на обстоятельствах настоящего дела, которые подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и не противоречит нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.

Суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотр, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации. Однако по настоящему делу управляющая компания предприняла предусмотренные законом меры по установке нового прибора учета. Так, Управление уведомило представителей собственников помещений о непрохождении общедомовых приборов учета тепловой энергии госповерки, проинформировала о необходимости проведения общего собрания по вопросу замены общедомового прибора учета тепловой энергии за счет статьи «Содержание» и представила информацию об изменении размера платы за отопление (с учетом норматива потребления тепловой энергии) в случае непроведения указанного собрания. Затем в конце 2016 года установлены новые прибора учета. Соответственно, доначисления платы за отопление выставлены собственникам квартир в соответствии с требованиями закона и в пределах полномочий управляющей компании.

Доводы жалобы о том, что наличие или отсутствие решения собственников помещений по замене общедомового прибора учета не является препятствием для управляющей компании по исполнению своих обязанностей по замене прибора учета в случае выхода его из строя.

Данный довод не подвергает сомнению законность обжалуемых судебных постановлений, поскольку суды признали, что обязанность по надлежащей эксплуатации и замене приборов учета, действительно, возлагается в данном случае на управляющую компанию. И ответчик данную свою обязанность исполнил. При этом он перед заменой данного прибора предпринял меры для согласования с собственниками помещений предстоящих затрат на содержание общего имущества, что согласуется с положениями вышеуказанных норм закона.

Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что ответчиком нарушены их права как потребителей, не подтверждены доказательствами с их стороны, тогда как в соответствии с частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истцов, изложенную при рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с принятым решением, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, правильных выводов суда не опровергают.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, доводы жалобы оснований к отмене решения не содержат.

Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 29 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу президента Автономной некоммерческой организации по реализации прав и защите законных интересов потребителей коммунальных, муниципальных и государственных услуг «Уфасити.ми» - ФИО1 - - без удовлетворения.

Председательствующий