Судья Коваленко А.А. Дело № 33-25017/13 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 14 ноября 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.Г.
судей Ефименко Е.В., Пегушина В.Г.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
с участием прокурора Давыдова А.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Ейский район по доверенности Тихоновой О.Н. на решение Ейского городского суда от 28 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ейский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования Ейский район по исключению Щербаковой Т.Н. и членов ее семьи: супруга - Щербакова Д.В. и несовершеннолетнего сына - Щербакова Т.Д., из списка молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год; а так же об обязании администрации муниципального образования Ейский район включить Щербакову Т.Н. и членов ее семьи: супруга - Щербакова Д.В. и несовершеннолетнего сына - Щербакова Т.Д. в список молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год и направить его в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Заявленные требования прокурора обоснованы тем, что в ходе проверки, проведенной Ейской межрайонной прокуратурой по обращению Щербаковой Т.Н. о незаконности действий работников администрации муниципального образования г.Краснодар, установлено, что 27 декабря 2011 года Щербаковой Т.Н. в администрацию муниципального образования Ейский район подано заявление о включении ее, супруга Щербакова Д.В. и несовершеннолетнего сына Щербакова Т.Д. в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в форме приобретения жилого помещения. По результатам рассмотрения заявления Щербакова Т.Н. и члены ее семьи 31 января 2012 года решением комиссии муниципального образования Ейский район включены в состав участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год в категорию «молодые семьи и молодые специалисты». 18 марта 2013 года и 19 апреля 2013 года администрацией муниципального образования Ейский район указанные списки граждан направлены в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. 3 апреля 2013 года и 6 мая 2013 года списки возвращены Министерством в администрацию муниципального образования Ейский район в связи с превышением выделенного лимита денежных средств для выплаты субсидий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год. 8 мая 2013 года по результатам заседания комиссии муниципального образования Ейский район по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» Щербакова Т.Н. и члены ее семьи исключены из списков граждан, претендующих на получение социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год ввиду возможного перераспределения лимитов Министерством, предназначенных для муниципального образования Ейский район на выплату субсидий в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по Ейскому району. Считает, что данными действиями администрация муниципального образования Ейский район нарушила права данных граждан в сфере социального обеспечения на улучшение жилищных условий.
Обжалуемым решением Ейского городского суда от 28 августа 2013 года признаны незаконными действия администрации муниципального образования Ейский район по исключению Щербаковой Т.Н. и членов ее семьи: супруга - Щербакова Д.В. и несовершеннолетнего сына - Щербакова Т.Д., из списка молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год. Администрация муниципального образования Ейский район обязана включить Щербакову Т.Н. и членов ее семьи: супруга - Щербакова Д.В. и несовершеннолетнего сына - Щербакова Т.Д. в список молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год и направить его в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Ейский район по доверенности Тихонова О.Н. просит решение суда отменить, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, что администрацией муниципального образования по требованию представления прокуратуры от 13 мая 2013 года в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края письмом был направлен список, включающий в себя только семью Щербаковых как претендентов на получение субсидии по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав заключение прокурора Давыдова А.А., полагавшего, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а так же пояснения Щербаковой Т.Н., Щербакова Д.В., представителя Щербаковой Т.Н. в порядке передоверия Щербаковой Е.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки по обращению Щербаковой Т.Н. о незаконности действий работников администрации муниципального образования Ейский район было выявлено, что, на основании заявления Щербаковой Т.Н. и представленных ею документов протоколом заседания комиссии муниципального образования Ейский район по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» от 31 января 2012 года семья Щербаковых (состав семьи три человека) включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район для получения субсидии на приобретение жилья на вторичном рынке.
18 марта 2013 года и 19 апреля 2013 года администрацией муниципального образования Ейский район в адрес Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края направлялись письма граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район. При направлении данной информации, 18 марта 2013 года семья Щербаковых состояла в списках граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район под номером «3», а 19 апреля 2013 года - в списках молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район - под номером «4».
Согласно материалов дела, в связи с превышением выделенного муниципальному образованию Ейский район лимита, с целью корректировки ранее поданных списков, 8 мая 2013 года решением комиссии муниципального образования Ейский район по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», семья Щербаковых была исключена из списков претендентов.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что по факту ненадлежащего исполнения работниками администрации муниципального образования Ейский район своих должностных обязанностей повлекшее нарушение действующего законодательства в сфере реализации государственных и региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», 13 мая 2013 года Ейский межрайонным прокурором в адрес главы муниципального образования Ейский район было вынесено представление с требованием безотлагательно принять меры, направленные на устранение нарушений в сфере реализации государственных и региональных программ, направленных на развитие сельского хозяйства в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса».
Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения представления администрацией муниципального образования Ейский район письмом от 20 июня 2013 года было разъяснено, что семья Щербаковых была исключена из списков претендентов, поскольку размер социальной выплаты, на которую претендует семья Щербаковых (<...>), не предусмотрен лимитом, установленным для муниципального образования Ейский район на 2013 год. При этом, при составлении списка молодых семей, комиссией учитывалось семейное положение, сфера трудовой деятельности, материальное положение, жилищные условия (обеспеченность собственным жильем) каждой семьи.
В соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» одним из основных направлений государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий, признается обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам РФ.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года №446 утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, разработанная в соответствии со ст.8 Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства», основной целью которой, в том числе, является устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Одним из направлений устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня и качества жизни сельского населения, которое включает в себя: мероприятия по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений; мероприятия поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: улучшение жилищных условий сельского населения; повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений; развитие социальной инфраструктуры села.
Согласно положений Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать: на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания (п. 6 Постановления № 858).
По реализации мероприятий, связанных с предоставлением социальных выплат, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти органы местного самоуправления вправе выполнять следующие функции: вручение получателям социальных выплат свидетельств, оформленных в установленном порядке органами исполнительной власти; разъяснение населению, в том числе с использованием средств массовой информации, условий и порядка получения и использования социальных выплат; заключение с кредитными организациями соглашений, предусмотренных п. 16 настоящего Типового положения, и представление в территориальный орган Федерального казначейства платежных поручений на перечисление социальных выплат на банковские счета получателей социальных выплат в срок, определенный в указанном соглашении, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования; проверка указанных в пункте 20 настоящего Типового положения договоров до их представления в кредитную организацию на предмет соответствия сведений, указанных в них, сведениям, содержащимся в свидетельствах, - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования; ведение реестров выданных свидетельств по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящему Типовому положению.
При этом, согласно разделам II и III Типового положения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» порядок предоставления гражданам субсидий включает в себя две категории. Одна, из которых, граждане, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», реализация права которых на получение социальной выплаты связано с совокупностью следующих условий, необходимых для предоставления права на получение социальной выплаты, установленных Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года». Вторая - молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», реализация права которых на получение социальной выплаты связано наличием следующих условий: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином РФ в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено уменьшение указанного размера при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств.
При этом, преимущественным правом на получение социальной выплаты наделены граждане, работающие по трудовым договорам (основное место работы) либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства индивидуального жилого дома или приобретения жилого помещения на первичном рынке, в том числе путем участия в долевом строительстве. Для категории «молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» никаких преимущественных прав на получение социальной субсидии не предусмотрено.
Согласно пунктам 3.10, 3.11, 3.12 Административного регламента Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», утвержденного Приказом Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 18 июня 2010 года №126, рассмотрение муниципальных списков осуществляется комиссией Департамента по предоставлению государственной поддержки на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности Краснодарского края. При этом, результаты рассмотрения муниципальных списков и принятие решения комиссией Департамента о предоставлении социальных выплат гражданам или отказе оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается присутствовавшими на заседании комиссии членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Выписки из протоколов о принятом решении доводятся до органов местного самоуправления, которые далее информируют граждан о включении их в сводные списки получателей социальных выплат. Полномочия администрации муниципального образования сводятся к проверке выполнения получателями социальных выплат условий программы по состоянию на 1 января и предоставлению информации в Департамент.
На основании изложенного, учитывая отсутствие указания в разделе III Типового положения федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», на преимущественное право на получение социальной выплаты для молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат с привлечением собственных (заемных) средств в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение комиссии муниципального образования Ейский район по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», от 8 мая 2013 года об исключении семьи Щ-вых из списков граждан, претендующих на получение социальных выплат в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» по муниципальному образованию Ейский район на 2013 год, принято за рамками предоставленных муниципальному образованию полномочий, так как приятие решений об исключении из списка, а равно отказ в предоставлении социальной выплаты, относится к исключительной компетенции отраслевого органа субъекта РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Ейским межрайонным прокурором в интересах Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ейского городского суда от 28 августа 2013 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Ейский район по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи