Дело № 33-2504/2016 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 и Ревякина А.В. |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области на решение Калининского районного суда города Тюмени от 27 января 2016 года, которым постановлено:
«Признать необоснованными и незаконными действия Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, связанные с выплатой ФИО4 военной пенсии с января 2015 года в меньшем размере».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ревякина А.В., объяснения представителя ответчика Регионального управления ФСБ России по Тюменской области ФИО5, просившего об удовлетворении апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО4, настаивавшего на доводах частной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО4 обратился в суд с заявлением к начальнику Регионального управления ФСБ России по Тюменской области ФИО6 о признании необоснованными и незаконными действий, связанных с выплатой военной пенсии в меньшем размере, возложении обязаности выплатить денежные средства. Требования мотивированы тем, что с апреля 2010 года он состоит на пенсионном обеспечении в Региональном управлении ФСБ России по Тюменской области, с января 2013 года ему выплачивали военную пенсию в размере <.......> рублей <.......> копеек, размер его военной пенсии был увеличен в связи с проведенным реформированием денежного довольствия военнослужащих. В декабре 2014 года начальником Регионального управления ФСБ России по Тюменской области был пересмотрен порядок исчисления военной пенсии и за январь 2015 года, она была перечислена в размере <.......> рублей <.......> копеек, в этом размере ему выплачивается военная пенсия по настоящее время. Полагает, что пересмотр порядка исчисления военной пенсии начальником Регионального управления ФСБ России по Тюменской области и снижение ее размера нарушает право истца на получение пенсионного обеспечения в соответствии с действующим законодательством РФ, именно пунктом 6 статьи 12 Федерального Закона от 08.11.2011 года № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Полагает, что начальник Регионального управления ФСБ России по Тюменской области нарушил положения ст. 5 Федерального Закона от 07.11.2011 года № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в которой определен порядок пересмотра размеров пенсии лицам, которым при увольнении с военной службы они были назначены исходя из должностных окладов замещаемым ими должностям в аппаратах ВС РФ и военных судов. Порядок пересмотра размеров пенсий в соответствии с указанной нормой устанавливается Президентом России. Считает указанные действия должностного лица, связанные с пересмотром его военной пенсии в сторону уменьшения ее размера необоснованными и незаконными. Просил: признать действия начальника Регионального управления ФСБ России по Тюменской области, связанные с выплатой ему военной пенсии с января 2015 года в меньшем размере, необоснованными и незаконными; обязать начальника Регионального управления ФСБ России по Тюменской области выплатить ему разницу между пенсией, рассчитанной с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 %, что предусмотрено п. 6 ст. 12 ФЗ № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и фактически выплаченной за январь, февраль, март, апрель, май 2015 года.
В ходе производства по настоящему гражданскому делу в качестве соответчика судом привлечено Региональное управление ФСБ России по Тюменской области.
Определением от 27.01.2016 года принят отказ ФИО4 от искового заявления к начальнику Регионального управления ФСБ России по Тюменской области ФИО6 в части исковых требований к начальнику Регионального управления ФСБ России по Тюменской области ФИО6 о возложения обязанности выплатить ему разницу между пенсией, рассчитанной с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 %, что предусмотрено п. 6 ст. 12 ФЗ № 309-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и фактически выплаченной за январь, февраль, март, апрель, май 2015 года, производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Истец ФИО4 в судебном заседании суда первой инстанции поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании не признал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях на заявление, просит в иске отказать.
Начальник Регионального управления ФСБ России по Тюменской области ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен ответчик Региональное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области, представитель которого в апелляционной жалобе просит решение Калининского районного суда города Тюмени от 27 января 2016 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что при исчислении пенсии военным судьям до 01 января 2013 года применялась надбавка в размерах, установленных п. 6 ст. 13 ФЗ «О статусе военнослужащих», а с 01 января 2013 года надбавка в размерах, установленных ст. 2 Закона № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». В соответствии с ч. 6 ст. 12 Закона № 309-ФЗ осуществлен перерасчет пенсии с 01 января 2012 года судьям с учетом оклада по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Закона № 306-ФЗ.
Начальник Регионального управления ФСБ России по Тюменской области ФИО6 в заседание суда апелляционной инстанции не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы указанное лицо было извещено надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу о незаконности действий ответчика Регионального управления Федеральной службы безопасности РФ по Тюменской области, суд первой инстанции суд сослался на то, что ответчик неправильно определил размер перерасчета пенсии с января 2015 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Вопросы материального обеспечения судей военных судов, а также судей военных судов, пребывающих в отставке регулируются в том числе Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации»
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан. Судьям военных судов и Военной коллегии пенсия, предусмотренная для военнослужащих, назначается исходя из должностного оклада по занимаемой ими должности. Увеличение размера пенсии при ее последующем пересмотре в случаях, предусмотренных федеральным законом, производится исходя из указанного оклада.
Федеральным конституционным законом от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», вступившего в силу 29 июня 2009 года, в нормативное регулирование по вопросу денежного содержания судей военных судов внесены изменения, из состава указанного содержания исключены оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет, установленные для военнослужащих.
Как следует из материалов дела, истец ФИО4, находясь в звании полковника юстиции, приказом руководителя Федеральной службы безопасности РФ от <.......> № 100-лс, был уволен с военной службы и зачислен в запас Вооруженных сил Российской Федерации в связи с назначением на должность судьи Тюменского гарнизонного военного суда.
Приказом врио председателя Тюменского гарнизонного военного суда от <.......> № 41, судья Тюменского гарнизонного военного суда подполковник юстиции ФИО4, как военнослужащий, исключен из списка личного состава указанного суда. При этом, в соответствии с вышеуказанным Федеральным конституционным законом от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», ФИО4 были установлены выплаты: процентная надбавка за выслугу лет в размере 65 % от должностного оклада и оклада по воинскому званию и оклад по воинскому званию «подполковник юстиции».
С 2011 года истец ФИО4 является судьей в отставке.
До <.......> пенсия истцу выплачивалась исходя из должностного оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет - 70% в соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года (в редакции от 21.04.2011 года), в размере <.......> рублей <.......> копеек.
С <.......> истцу ФИО4 пенсия назначена и выплачивается исходя из процентной надбавки 30 % от оклада денежного содержания в размере <.......> рублей <.......>.
Принятием Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», вступившего в силу с 01 января 2012 года, закреплена новая структура денежного содержания военнослужащих, основу которой составили новые оклады по воинским званиям и воинским должностям. Однако, нормы данного закона не повлекли повышения денежного содержания судей военных судов.
Частью 13 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в следующих размерах: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона № 309-ФЗ от 08.11.2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в редакции от 08 ноября 2011 года, предусмотрено, что положения части второй статьи 43, которыми определен новый порядок исчисления военной пенсии с января 2012 года, пункта «б» части первой статьи 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которыми предусмотрена ежегодная индексация военных пенсий с января 2012 года и частей 8-11 настоящей статьи не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Федеральным законом от 04.11.2014 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеуказанная часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена предложением следующего содержания: «При этом пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 01 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).».
Статьей 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ предусмотрено, что денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации. Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в следующих размерах: 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет; 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет; 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет; 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет; 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», в отношении военнослужащих органов федеральной службы безопасности, с 01 января 2013 года установлены размеры окладов по воинскому званию подполковник в размере 12 000 рублей.
При этом, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», а также Федеральным законом «О следственном комитете Российской Федерации» вопросы пенсионного обеспечения судей военных судов, в том числе в части установления процентной надбавки за выслугу лет, не регламентируются.
Таким образом, в связи с увеличением Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту» окладов по воинскому званию, размер военной пенсии ФИО4 подлежал пересмотру с 01 января 2013 года в соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ с учетом оклада по воинскому званию в размере 12 000 рублей и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 30 %.
Между тем, как следует из материалов дела, размер процентной надбавки, учитываемой при исчислении военной пенсии ФИО4 до декабря <.......> года составлял 70%, что не соответствует вышеуказанным требованиям закона и является следствием ошибки Регионального управления Федеральной службы безопасности РФ по Тюменской области.
В соответствии с п. «а» ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, назначенных лицам, проходившим военную службу в органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения.
С 01 января 2015 года Региональным управлением Федеральной службы безопасности РФ по Тюменской области выплата военной пенсии ФИО4 приведена в соответствие с нормами действующего законодательства, в результате чего размер его пенсии с учетом проценстной надбавки за выслугу лет в размере 30 % изменилась в сторону уменьшения и стала составлять стала составлять <.......>.
Вопреки доводам истца ФИО4, правовых оснований для установления процентной надбавки за выслугу лет, учитываемой при исчислении пенсии, в ином размере не имеется, поскольку размер пенсии истцу с 01 января 2015 года был пересмотрен, с указанного времени пенсия истцу выплачивается по нормам действующего законодательства.
При этом, с учетом положений части 6 статьи 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 01 января 2013 года с учетом пересмотра размера пенсии в целях приведения её размера в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с 01 января 2015 года, размер пенсии ФИО4 увеличился с <.......> рублей <.......> копеек до <.......> рублей <.......> копеек.
Таким образом, перерасчет пенсии истцу ответчиком с 01 января 2015 года произведен в связи с допущенной ранее ошибкой, и данный перерасчет, вопреки доводам апелляционной жалобы, не привел к уменьшению уровня пенсионного обеспечения истца, достигнутого к 01 января 2013 года.
Учитывая вышеизложенное, каких-либо обстоятельств, с достоверностью свидетельствующих о совершении ответчиком – начальником Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области ФИО6 действий, нарушающих права и законные интересы ФИО4 в области пенсионного обеспечения, не имеется.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для удовлетворения требований истца ФИО4 о признании необоснованными и незаконными действий начальника Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области ФИО6, связанных с выплатой истцу пенсии с января 2015 года в меньшем размере.
Указание истца ФИО4 о том, что дело по его исковым требованиям подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, поскольку споры о праве на выплату пенсии в установленном законом порядке подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе истцу ФИО4 в удовлетворении исковых требований к начальнику Регионального управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Тюменской области ФИО6 о признании действий незаконными.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Калининского районного суда города Тюмени от 27 января 2016 года отменить и принять новое решение, которым ФИО4 в удовлетворении требований о признании необоснованными и незаконными действий связанных с выплатой ФИО4 военной пенсии с января 2015 года в меньшем размере, отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии