Судья Бесмельцев А.В. Дело № 33-2506/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей: Аврамовой Н.В., Безносовой Е.И.
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 августа 2015 года гражданское дело по иску прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Н.Е.А. к Государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств,
по апелляционной жалобе Финансового управления Курганской области на решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 25 июня 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Лебяжьевского района Курганской области в интересах Н.Е.А. к ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Финансовому управлению Курганской области, Главному управлению образования Курганской области о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления Курганской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации - Курганской области в пользу Н.Е.А. денежные средства, потраченные на оплату электроэнергии, в размере <...> копейки.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать».
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Лебяжьевского района Курганской области, действуя в интересах Н.Е.А., обратился в суд с иском к Финансовому управлению Курганской области, Государственному казенному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (далее по тексту - ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»), Главному управлению образования Курганской области о признании за истцом права на меры социальной поддержки, взыскании денежных средств. В обоснование иска указывал, что прокуратурой района на основании заявления Н.Е.А. была проведена проверка соблюдения законодательства о социальных гарантиях педагогических работников, проживающих в сельской местности. Проверкой установлено, что Главное управление образования Курганской области в нарушение действующих норм законодательства установило норматив потребления электроэнергии учителями, в связи с чем в 2014 году истец самостоятельно вносила плату за потребленную электроэнергию сверх установленного ответчиком норматива. Полагал, что отсутствие у Н.Е.А. отдельного прибора учета потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения не может повлечь за собой отказ в возмещении указанных расходов. За 2014 год Н.Е.А. оплачена электроэнергия в размере <...> коп., из которых истцу было возмещено <...> коп., невозмещенной осталась сумма <...> коп. Ссылаясь на положения ст.ст. 15, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил признать за Н.Е.А. право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления, взыскать с ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Финансового управления Курганской области, Главного управления образования Курганской области в пользу Н.Е.А. денежные средства в размере <...> коп. за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Курганской области.
В судебном заседании помощник прокурора Лебяжьевского района Курганской области Довгополов Д.А. на удовлетворении иска настаивал по изложенным в нем доводам.
Истец Н.Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с исковыми требованиями не соглашался, указывал, что Финансовое управление Курганской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не является работодателем истца и главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на финансирование мер социальной поддержки гражданам, имеющим на них право, в связи с чем не осуществляет непосредственное перечисление средств гражданам. Также указал, что, поскольку льготы для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), установлены федеральным законодательством, то и расходные обязательства по предоставлению таких льгот возникло у Российской Федерации. Расходные обязательства Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», выполнены Курганской областью в полном объеме. Указывал на необходимость привлечения к участию в деле в качестве соответчика Министерства финансов Российской Федерации. Также указал, что главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, является Главное управление образования Курганской области, которое и должно выступать ответчиком по настоящему гражданскому делу. Кроме того, в отзыве указано на отсутствие оснований для применения ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку компенсация истцу выплачена в соответствии с Законом Курганской области № 75. Нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено. Ссылался на отсутствие в материалах дела доказательств тому, что истец понес расходы на освещение жилого помещения, компенсация которых предусмотрена Законом об образовании и Законом Курганской области № 75, сверх возмещенных образовательным учреждением в объеме, определенном согласно положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации расчетным путем. Между тем законодательством не предусмотрено возмещение педагогическим работникам образовательных учреждений стоимости всего электроснабжения помимо освещения, иная позиция свидетельствовала бы об увеличении размера получаемой компенсации, что не относится к компетенции суда.
Представитель ответчика ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на исковое заявление просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования считал не подлежащими удовлетворению. Указывал, что нормативы потребления электроэнергии на освещение жилого помещения Главным управлением образования Курганской области не устанавливались, порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 18.10.2005 № 379. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Курганской области № 75 предусматривают предоставление педагогическим работникам образовательных учреждений мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения. Понятие «освещение» жилого помещения не тождественно понятию «электроснабжение». Согласно Правилам технических электроустановок под электроснабжением понимается обеспечение потребителей электрической энергией. Под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения. Бесплатное электроснабжение педагогических работников нормативными правовыми актами не предполагалось и не гарантировалось. Они имеют право только на компенсацию расходов на оплату освещения. Истцом не представлено доказательств того, что на освещение ею было потрачено электроэнергии больше, чем в последующем компенсировано. Исковое заявление не содержит правового обоснования предъявления требований к данному ответчику, поскольку не представлено доказательств недостаточности денежных средств для удовлетворения исковых требований у образовательного учреждения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда, указав на то, что не является надлежащим ответчиком.
Лебяжьевским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Финансовое управление Курганской области.
В обоснование апелляционной жалобы представитель Финансового управления Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что с установлением федеральным законодателем льгот по оплате жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), возникло расходное обязательство Российской Федерации. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Денежные средства на компенсацию расходов по предоставлению мер социальной поддержки, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании», из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации - Курганской области не поступают с <...>. Полагает, поскольку право педагогических работников образовательных учреждений на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения установлено Законом Российской Федерации «Об образовании» - актом федерального законодательства, а условия и порядок их предоставления и возмещения не урегулированы, полномочия по финансированию льгот в установленном действующим законодательством порядке не переданы на другой уровень власти, финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации - Курганской области, возникшие в результате принятия Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», в соответствии с которым компенсация указанных выше расходов обеспечивается за счет средств казны Курганской области, выполнены субъектом Российской Федерации в полном объеме. В связи с изложенным считает, что обязательство по предоставлению мер социальной поддержки в полном объеме, то есть в части, не обеспеченной Законом Курганской области № 75, является расходным обязательством Российской Федерации, а вывод суда о праве истца на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Курганской области не обоснован. Возмещение в полном объеме стоимости электроснабжения, а не освещения, как это установлено Законом Курганской области № 75, влечет увеличение расходов бюджета на оплату не предусмотренных действующим законодательством мер социальной поддержки. Суд в нарушение норм бюджетного и гражданского законодательства возложил на Финансовое управление Курганской области обязанность по компенсации истцу расходов на отопление и освещение, тогда как главным распорядителем средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, в том числе ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», является Главное управление образования Курганской области. Обращает внимание судебной коллегии на то, что вред на основании ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть возмещен истцу лишь в том случае, если он причинен незаконными действиями либо бездействием государственных органов либо их должностных лиц и их вина в совершении данных действий установлена в результате проведения служебного расследования, прокурорской проверки, либо судебным актом, что наряду с действиями, носящим противоправный характер, наступившим вредом, а также причинно-следственной связью между ними, является необходимым условием наступления ответственности по вышеуказанным нормам гражданского законодательства. Однако совокупность данных оснований в настоящем случае не установлена. Считает компенсация, на которую истец имеет право, выплачена истцу в соответствии с Законом Курганской области № 75, нарушений по перечислению указанной компенсации со стороны органов государственной власти Курганской области уполномоченными надзорными органами не установлено.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах прокуратуры Курганской области Половникова А.А. решение суда первой инстанции считала законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований к изменению либо отмене решения суда.
Материалами дела установлено, что Н.Е.А. с <...> является педагогическим работником ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 «Об образовании» в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались до 11.01.2011 правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливался законодательством Российской Федерации и обеспечивался за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
С 11.01.2011 в связи с изменениями, внесенными в абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1, предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей (Федеральный закон от 29.12.2010 № 439-ФЗ).
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях (ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»).
С 01.09.2013 предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно ч. 8 ст. 47 указанного Федерального закона, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливается Правительством Российской Федерации и обеспечивается за счет ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. К ним, в частности, отнесены педагогические работники образовательных учреждений.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379 утвержден Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, который определяет правила компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Согласно п. 6 данного Порядка педагогические работники образовательных учреждений ежемесячно по месту работы представляют документы, содержащие сведения о суммах платежей за жилье и коммунальные услуги за предшествующий месяц: документы о полной оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных за предшествующий месяц; справку органов местного самоуправления о приобретении топлива за счет собственных средств с учетом услуг по его доставке (для лиц, проживающих в жилых помещениях, не имеющих централизованного отопления).
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг лицам, указанным в п. 2 разд. 1 настоящего Порядка, осуществляется по месту работы в размерах, определенных Законом Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения педагогическим работникам образовательных учреждений предоставляется для возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Кроме того, как указывалось выше, Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст. 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266- I изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Одновременно законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 - I «Об образовании» в редакции Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона (ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ).
Между тем из ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.
Исходя из изложенного государство гарантировало педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), компенсацию расходов в полном объеме на освещение и отопление занимаемых ими жилых помещений без каких-либо ограничений права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, ни размером приходящейся на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Обращаясь в суд с настоящим иском в интересах Н.Е.А., прокурор просил признать за истцом право на меры социальной поддержки в полном объеме без учета норм потребления, а также взыскать в ее пользу денежные средства в размере <...> коп., израсходованные ею на приобретение услуг по электроснабжению и не компенсированные ей своевременно.
Согласно справке Главного управления социальной защиты населения Курганской области Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населении № 10» от <...> № Н.Е.А. и ее дочери Н.О.О. меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям не предоставляются. Н.О.Л. является ветераном труда, меры социальной поддержки ему предоставляются в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты за вычетом расходов на оплату жилого помещения, отопления и электроэнергии, возмещаемых Н.Е.А. в полном объеме.
Из материалов дела видно, что в 2014 году Н.Е.А., как педагогическому работнику, предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на освещение в общей сумме <...> коп. При этом, по данным филиала ОАО «ЭК «Восток» истцом за указанный период была внесена плата за потребленную электроэнергию в общей сумме <...> коп.
Поскольку предоставляемая Н.Е.А. в 2014 году мера социальной поддержки по оплате освещения жилья была ограничена размером расчетной величины, что не обеспечивает полного возмещения расходов по оплате данной коммунальной услуги, на которое педагогические работники имеют право в соответствии с действующим законодательством, то суд обоснованно взыскал в пользу Н.Е.А. денежные средства, не компенсированные ей в порядке предоставления меры социальной поддержки.
Решением Лебяжьевского районного суда Курганской области от <...> за Н.Е.А. уже было признано право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения, расположенного в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления.
Указанное право за Н.Е.А. до настоящего времени федеральным законодателем сохранено, в связи с чем производство по делу по заявленным в указанной части исковым требованиям прокурора подлежало прекращению в силу положений ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем данное обстоятельство не является доводом апелляционной жалобы и в силу ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанное нарушение судом норм процессуального права не является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, поскольку не привело к принятию неправильного решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты необходимо учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку данные утверждения основаны на неверном толковании норм федерального законодательства.
Кроме того, являются необоснованными доводы апелляционной жалобы в части, касающейся возложения судом на Финансовое управление Курганской области обязанности по компенсации истцу расходов по оплате электроэнергии в полном объеме по следующим основаниям.
Статьей 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» установлено, что финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, устанавливается Правительством Курганской области.
Согласно п.п. 12, 13 Порядка предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для предоставления мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 разд. I настоящего Порядка, ежегодно предусматриваются в законе Курганской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций. Возмещение расходов, произведенных учреждениями, подведомственными главным распорядителям средств областного бюджета, связанных с предоставлением мер социальной поддержки лиц, указанных в п. 2 разд. I настоящего Порядка, осуществляется соответствующим главным распорядителем средств областного бюджета за счет средств, предусмотренных на указанные цели в смете расходов данных учреждений на очередной финансовый год.
ГС (К) ОУ «Лебяжьевская специальная коррекционная школа-интернат VIII вида» является государственным казенным образовательным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Курганской области. Учредителем указанного образовательного учреждения является Курганская область, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно произвел взыскание убытков в связи с непредоставлением мер социальной поддержки педагогическому работнику в полном объеме с Финансового управления Курганской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что финансирование социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в неисполненной ответчиком части относится к расходным обязательствам Российской Федерации, поэтому взыскание данных расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг должно производиться с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, основан на неправильном толковании норм материального права.
Кроме того, в силу ст. ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны Российской Федерации, так как законодательством Курганской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда первой инстанции, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, оснований для чего судебная коллегия не находит.
Судом первой инстанции правильно определен круг юридически значимых для дела обстоятельств, выводы суда подробно мотивированы, соответствуют материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лебяжьевского районного суда Курганской области от 25 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: Н.В. Аврамова
Е.И. Безносова