РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Никифорова Ю.В. Дело № 33 – 2506/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Шевченко С.В.
судей Поникаровской Н.В. Шкарупиной С.А.
при секретаре Близнюк Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 апреля 2016 года, которым исковые требования ФИО1 к военному комиссариату Калининградской области удовлетворены.
Признано незаконным решение военного комиссариата Калининградской области от 01 октября 2015 года об отказе в возобновлении выплаты пенсии и военный комиссариат Калининградской области обязан возобновить выплату пенсии ФИО1 с 18 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя военного комиссариата Калининградской области ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к военному комиссариату Калининградской области, указав, что являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Минобороны РФ. С февраля 2013 года выплата пенсии за выслугу лет была ответчиком приостановлена в связи с назначением его на должность таможенной службы.
В сентябре 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии с момента приостановления, однако в этом ему было отказано.
Полагал, что военный комиссариат Калининградской области не правильно толкует Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 года № 6-П, а приостановление выплаты пенсии, как и отказ в возобновлении ее выплаты не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, и поступление на таможенную службу не может влечь приостановление выплату пенсии за выслугу лет.
ФИО1 просил признать незаконными решения ответчика о приостановлении выплаты пенсии и об отказе возобновлении ее выплаты и обязать пенсионный орган возобновить выплату пенсии с 18 сентября 2015 года.
Рассмотрев дело, суд принял изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Калининградской области просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Продолжает настаивать на доводах возражений о том, что при поступлении военного пенсионера на службу в таможенные органы на должности сотрудников, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, означает поступление их на службу в правоохранительные органы и влечет приостановление выплату назначенной пенсии за выслугу лет на основании ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Удовлетворяя заявленный иск, суд в нарушение требований закона, по мнению подателя жалобы, не принял во внимание разъяснения Конституционного Суда РФ по спорному вопросу и без законных оснований возложил на военный комиссариат обязанность по возобновлению выплаты пенсии.
Проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 6 Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. При этом указанным пенсионерам при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В ходе рассмотрения судом первой инстанции установлено, что ФИО1 с 16 октября 2010 года являлся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.
С 15 февраля 2013 года ФИО1 был назначен на должность <данные изъяты> оперативно-технической службы Калининградской областной таможни.
С этого же времени, то есть с 15 февраля 2013 года выплата ему пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ военным комиссариатом была приостановлена на основании приведенной нормы закона.
В возобновлении выплаты пенсии военным комиссариатом Калининградской области ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что такое приостановление соответствует закону.
Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, исходил из того, что отказ военного комиссариата в возобновлении выплаты истцу пенсии не основан на нормах действующего законодательства и противоречит им
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью таких суждений суда первой инстанции, полагая, что они не основаны на законе, противоречат ему и не согласуются с правовой позиции Конституционного Суда РФ.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
При этом какие-либо изъятия из закрепленного в приведенной выше ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц предусмотрены не были и названная правовая норма о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Вместе с тем рядом законодательных актов действие указанного Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных органах.
Так, Федеральными законами от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (пункт 2 статьи 44) и от 21.07.1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (пункт 1 статьи 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей. Аналогичное правило закреплялось статьей 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.2003 года № 86-ФЗ в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации) в отношении сотрудников налоговой полиции.
Предписания названных Федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.
То обстоятельство, что после принятия этих Федеральных законов в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в данных органах.
В Постановлении от 18.03.2004 г. № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации установил, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу) производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу (в редакции норм права, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений и на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции), только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В Определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 № 1338-О указано, что изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 № 6-П правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 № 2500-О-Р «По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» разъяснено, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
При таком положении приведенные выше положения действующего законодательства с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ бесспорно свидетельствуют о том, что поступление лица, получающего пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на службу, том числе и в таможенный орган, влечет приостановление выплаты ему пенсии за выслугу лет, назначенной по указанному Закону.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом первой инстанции норм материального права заслуживают внимания.
Поскольку судом установлено и подтверждено материалами дела, что выплата пенсии истцу ФИО1 была приостановлена ответчиком в связи с его поступлением на службу в таможенные органы, такие действия военного комиссариата являются обоснованными и соответствующими действующему законодательству.
Учитывая, что на момент обращения истца за возобновлением выплаты пенсии в сентябре 2015 года он продолжал проходить службу в таможенных органах, у ответчика не имелось предусмотренных законом оснований к возобновлению соответствующих выплат.
В этой связи оспариваемый истцом отказ военного комиссариата в возобновлении выплаты пенсии обоснован.
С учетом изложенного постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 06 апреля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к военному комиссариату Калининградской области о возобновлении выплаты пенсии – отказать.
Председательствующий:
Судьи: